Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Р-3С - управляемая ракета малой дальности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Ракеты первого поколения служили для вооружения перехватчиков ПВО, основной целью которых были бомбардировщики и крылатые самолеты-снаряды. Истребителям фронтовой авиации, имевшим дело с более маневренными самолетами, требовалось иное оружие, тем более, что американцы с 1955 года уже располагали такой ракетой ближнего боя AIМ-9 «Сайдвиндер». В начале 1958 году один из образцов «Сайдвиндера» через Китай попал в СССР. Эти ракета была пущена тайваньским летчиком во время прибрежной стычки, не взорвалась и упала и грязь рисового поля. Еще один «Сайдвиндер», и сентябре 1958 года попавший в борт китайского МиГ-17 и не разорвавшийся, так и был доставлен па аэродром.

Появившаяся возможность ознакомиться с устройством «Сайдвиндера» ускорила работы но созданию ее отечественного аналога того же класса. Копирование в апреле 1958 года поручили ОКБ-134, в виду особой важности задания, одновременно отложив собственные разработки конструкторов. Для столь радикального решения были все основания:«синица» в руках была весомее того «журавля», которым могла стать К-7, требовавшая доработки (работы по К-6 и К-7 были свернуты тем же постановлением в апреле 1958 г.). Изучение трофея показало, что американцам удалось создать незаурядный образец — легкий, компактный, несложный конструктивно и в эксплуатации. Управление ракетой состояло всего из 20 подвижных деталей, сложнее было разобраться с устройством ГСП и электронными платами. 2000 элементов на которых были втиснуты в отсек 45-см длины и залиты пластиком для зашиты от перегрузок (по рассказам ветеранов КБ, для извлечения миниатюрных деталей были привлечены мастера-косторезы из Якутии). Отечественное «изделие» Р-3С сохранило конструкцию и даже основные габариты «Сайдвиндера», вплоть до соответствии их дюймовым мерам, но не стало полной копией, отличаясь деталями и увеличенной массой БЧ.

Ракета Р-3С (К-13, изд. 310 и 310А) имела пассивную ТГСН типа 451 К, датчик которой находился в головной части ракеты под полукруглым обтекателем из стекла или пластика, прозрачного для ИК-излучения. Среднюю часть занимал отсек управления с пороховым аккумулятором давления (ПАД), питавшим рулевые приводы и турбогенератор электроснабжения, и БЧ весом 11,3 кг, сзади располагался твердотопливный двигатель тягой 2500 кг с 20,5-кг пороховым нарядом.

В конструкции Р-3С примечательным было использование роллеронов на Х-образных крыльях, которые предназначались для обеспечения устойчивости относителыю продольной оси и ограничения угловой скорости крема, вносившего сбои в систему управления. Роллерон представляет собой комбинацию обычною элерона и зубчатого ролика, выступающего за его габариты. В полете ролик раскручивается встречным потоком до 40-60 тыс. об/мин и становится своеобразным гироскопом, реагирующим на угловую скорость крена и вызывающим отклонение элерона, парирующее этот крен. Простая и эффективная конструкция роллерона, позволяющая обойтись без специального управления по крепу, стала общепринятой для ракет небольшого веса.

Р-3С предназначалась для ближнего боя, дальность ее пуска пе превышали 4-7,6 км (и зависимости от условий полета), а время работы двигателя составляло всего 1,7-3.2 сек. После начального импульса и разгона Р-3С шла к цели по инерции, а ресурса бортовой энергетики хватало на 11 сек. полета (позднее, с использованием нового ПАД до 21 сек.). ГСН с чувствительным элементом на базе сернистого олова обеспечивала сопровождение цели с углом 50 град. При сближении с целью на достаточное расстояние срабатывал неконтактный оптический взрыватель (его название было условным, так как он реагировал на тепло и «видел» в ИК-диапазоне) и подрывалась боевая часть, образуя до 1100 трехграммовых осколков с эффективным радиусом поражения 10-11 м. На случаи прямого попадания в самолет противника был предусмотрен дополнительный контактный взрыватель, чувствительные пьезоэлементы которого наклеивались на передних кромках рулей. Минимальная дальность пуска без риска поражения собственного самолета разлетающимися осколками составляла 0,9-1,4 км. Р-3С обладала широким диапазоном применения и могла запускаться при скоростях носителя от 900 до 2200 км/ч и высот до 20 км.

Р-3С весила всего 75,3 кг, что позволяло без проблем снаряжать ею самолет даже вручную. Впрочем, тем же привычным способом подвешивались и другие советские ракеты, вот только рук при этом требовалось побольше.

Р-3С вошла в комплекс вооружения истребителя МиГ-21Ф-13 (на АПУ-3с), а затем появилась и на других самолетах на подвесках АПУ-13, -13М1, -13М5, -13БС, -13МТ. Под нее были доработаны также некоторые МиГ-17ПФ и МнГ-19П. С минимальными изменениями в конструкции ракета производилась и применялась беспрецедентно долго, не будучи снятой с вооружения и к концу 80-х годов.

Для надежного функционирования систем ракеты следовало соблюдать установленную схему ее применения, ставшую впоследствии типовой. При вылете на задание включалось электропитание ракеты от самолетной сети для обогрева ее источников питания, раскрутки гироскопов ГСН и работы электроники. Когда обнаруженная цель оказывалась в поле зрения ГСН ракеты по дальности и азимуту, происходил ее захват и сигнализация летчику о возможности пуска, световая (лампочкой) и звуковая (зуммером в наушниках). Нажатием на боевую кнопку воспламенялся пороховой аккумулятор давления для питания рулевых приводов и турбины электрогенератора, расфиксировались рули и начинал работать двигатель. Происходила расстыковка электроцепей ракеты и самолета, причем, для сокращения времени схода ракеты с направляющей, рассоединялись не разъемы, а специальными резаками перерубались кабели, радикально и мгновенно освобождая ракету. После отхода па безопасное расстояние взводился взрыватель. Пилот после пуска был свободен и маневрировании и мог продолжать воздушный бой или проследить за результатами атаки.

Р-3С прошла боевое крещение в боях во Вьетнаме, а затем и па Ближнем Востоке. Она оказалась неплохим оружием, неприхотливым и надежным. Однако, тепловая ГСН Р-3С была чувствительна к погодным условиям (дождь и облачность поглощали ИК-излучение), атака была возможна только из задней полусферы, а для уклонения от нее противник использовал уход в сторону солнца - мощного естественного источника тепла (ночью такой ложной целью могла стать и «холодная» луна). Па результативности пусков сказывались и ограниченные маневренные возможности ракеты при подлете к цели, невозможность ее схода с направляющей при больших перегрузках в бою и недостаточно мощная боевая часть. Область возможных атак сокращалась также минимальной разрешенной дальностью (она определялась неспособностью ТГСН отслеживать быстро перемещающуюся по азимуту цель и собственной безопасностью при подрыве БЧ).

За 1966-й, первый год использования ракет Р-3С во Вьетнаме, ими были поражены 16 из 57 американских самолетов, сбитых истребительной авиацией. Их эффективность составила 33% при 46 пусках. Навыки и более тщательное соблюдение тактических рекомендации позволили в следующем году повысить результативность ракетных атак: в 53 боях МиГ-21 сбили 50 самолетов. Подавляющее большинство пусков Р-3С осуществлялось сзади с малых дальностей (1200-2500 м), лишь 5% атак выполнялось с дистанции более 2500 м.

Недостатки выучки и тактики сказывались и на применении ракет в ближневосточных боях: резкие маневры импульсивных арабских летчиком, не соблюдавших предписанные режимы пуска, приводили к безрезультатным пускам и напрасному расходу ракет. Так, в групповом бою 3 ноября 1968 года ценой победы над двумя израильскими "Миражами» были 13 израсходованных египтянами Р-3С. В индо-пакистанском конфликте декабря 1971 года из 10 побед, одержанных индийскими МиГ-21, 8 были достигнуты с использованием пушек и только 2 пусками Р-3С. Успехи, таким образом, были относительными и ограничивались возможностями оружия, к этому времени уже далеко не нового. Вместе с тем, прошедшее десятилетие было отмечено не только прогрессом ракетной техники, по и эволюцией взглядов на ее использование.

Источник: журнал "М-Хобби" - статья "Развитие советских авиационных УР"

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения