Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Т-220 («Объект 220», КВ-220, КВ-4) - опытный тяжёлый танк

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Т-220 («Объект 220», КВ-220, КВ-4) - опытный тяжёлый танк.

Разработчик: Кировский завод, Ленинград.

Обозначения: Т-220, КВ-220, Объект 220.

Зарезервированное войсковое обозначение: КВ-4. Танк на вооружение не принимался.

Было изготовлено 2 опытных образца танка: Т-220-1, Т-220-2. Обе машины участвовали в боевых действиях по обороне Ленинграда.

История создания.

Летом 1940 г. по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено прекратить работы по тяжёлым танкам СМК и Т-100, и приступить усовершенствованию тяжёлого танка КВ-1, запущенного в серийное производство.

Принятый на вооружение 19 декабря 1939 г. тяжёлый танк КВ-1 был лучшей машиной в своём классе. В течение двух лет ни одна страна мира не могла создать ничего подобного, а первые серийные «Тигры», ставшие ответом немцев на КВ-1, появились на фронте только осенью 1942 г.

Тяжёлый танк КВ-1 был принят на вооружение с 76-мм пушкой Ф-32, производство которой задержалось, поэтому до января 1941 г. танк оснащался пушкой Л-11. Оба орудия имели баллистику 76-мм зенитной пушки системы Лендера образца 1914/15 г. с увеличенной (с 592 до 613 м/с) начальной скоростью снаряда.

В целом 76-мм пушка Л-11 обладала вполне удовлетворительными характеристиками. На дистанции 1000 м она пробивала броню толщиной 43 мм, поставленную под углом 30 град. При толщине брони в 75 мм КВ-1 не мог такой пушкой пробить себе подобного. Пушка Л-11 устанавливалась и на средний танк Т-34. А ситуация, когда средний и тяжёлый танк имеют одинаковое основное вооружение, военные справедливо считали ненормальной. Закономерным результатом стали предложения по улучшению системы танкового вооружения. Пунктом 1 в перечне таких предложений, датированных 11 июня 1940 г., идёт танк КВ. Согласно этому пункту, танк должен был получить 76-мм пушку с начальной скоростью не ниже 800 м/с для того, чтобы пробивать броню толщиной от 70 до 80 мм. Наиболее подходящим орудием являлась 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. (3-К). В этом же предложении шла речь и об усилении бронирования КВ до 90–100 мм. Согласно расчётам, 76-мм зенитная пушка 3-К пробивала на дистанции 1000 м броню толщиной около 70 мм, установленную под углом 30 град. Хороший показатель, но в соответствии с новыми требованиями по бронированию получалось, что толщина усиленной брони танка КВ оказывалась выше пробиваемости 3-К. Вдобавок, эту пушку уже сняли с производства. Вместо 3-К начался выпуск более мощной 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. (52-К). Это орудие на той же дистанции и под тем же углом пробивало уже 88 мм брони.

Задание по новым пушкам появилось 21 июня 1940 г. в ведомости по опытным образцам танковых, самоходных и противотанковых систем, подлежащих разработке: одна – с баллистикой 76-мм зенитного орудия, вторая – с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Для обоих вариантов перевооружения «КВ с малой башней» (КВ-1) сроком изготовления опытного образца указывалось 1 сентября 1940 г. В качестве разработчика обеих систем был определён завод № 92.

76-мм орудие с баллистикой 3-К получило заводской индекс «Ф-27», а 85-мм орудие с баллистикой 52-К - «Ф-30». Руководство по разработке систем возглавил главный конструктор завода № 92 В.Г.Грабин. Согласно плану по вооружению танков на 1941 г., 50% КВ предполагалось вооружать пушкой Ф-30.

К 1 сентября 1940 г. оба орудия были не только готовы - на артиллерийских системах велись огневые испытания. При создании пушек на заводе № 92 пошли по пути развития конструкции 76-мм танковой пушки Ф-34. Взяв за основу эту пушку, коллектив КБ установил новые стволы и усилил противооткатные устройства. В результате разработка систем прошла в сжатые сроки.

Для испытаний пушек использовались танки Т-28. К 2 сентября 1940 г. Ф-27 прошла 5 стрельб, в ходе которых произвели 122 выстрела с удовлетворительными результатами.

Ф-30 к тому же сроку прошла 2 стрельбы, на которых в общей сложности было выполнено 68 выстрелов. По итогам стрельб были обнаружены некоторые недостатки в конструкции системы, и завод занялся её доработкой. К 24 сентября 1940 г. число выстрелов достигло 90, после чего была обнаружена трещина в казённике. Испытания Ф-30 продолжались до 29 октября 1940 г., потом доработанную пушку демонтировали с Т-28 и отправили на Кировский завод. Одновременно с испытаниями на заводе № 92 приступили к изготовлению второго опытного образца Ф-30, который закончили в самом конце октября 1940 г. Дальнейшие испытания застопорились.

17 июля 1940 г. вышло постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) № 1288–495сс, оговаривающее изготовление модернизированных образцов танков КВ, а также самоходных установок на его базе. Согласно постановлению, планировалось изготовить 4 образца КВ-1. Предполагалось, что танки будут отличаться бронированием и вооружением. Два образца должны были получить броню толщиной 90 мм, ещё два – 100 мм. Два танка (один с 90-мм бронёй, а второй со 100-мм бронёй) должны были получить 76-мм пушки с баллистикой зенитной пушки 3-К. Ещё два получали 85-мм пушку с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К, разработку которой также поручили заводу № 92.

Из Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1288-495сс от 17 июля 1940 г.:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.

К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

При разработке тяжёлого танка КВ с бронёй 100 мм и с 85-мм пушкой с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К на Кировском заводе он получил заводское обозначение «Объект 220». К слову, в переписке «Объект 220» упоминался и как КВ-220, Т-220, КВ-4.

В ходе работ на Кировском заводе выявилось что габариты 85-мм пушки Ф-30 не позволяют установить её в существующую башню КВ-1. Но одной переделкой башни дело не обошлось. Количество изменений по опытной машине росло как снежный ком. В итоге танк стал сильно отличаться от серийного танка КВ-1, по длине почти догнав СМК, а по массе и вовсе превзойдя его.

Танк Т-220 («Объект 220») рассматривался в качестве базы для «истребителя ДОТ-ов» «Объект 212», разработка которого велась в соответствии с тем же самым постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) №1288–495сс. Поскольку боевая масса «истребителя ДОТ-ов» превышала 60 т, для него потребовалась новая силовая установка. Мотор, получивший индекс В-2СН, разработал завод № 75 в Харькове. От серийного В-2 он отличался тем, что на него установили механический нагнетатель от авиационного двигателя АМ-38. Благодаря нагнетателю мощность В-2СН выросла до 850 л.с. Этот мотор решили поставить и в Т-220. Для нового мотора была разработана новая трансмиссия, состоящая из коробки передач, главной передачи и бортовых фрикционов.

В результате проектирования длина корпуса Т-220 увеличилась до 7820 мм, что на 1 м длиннее, чем у КВ-1. Удлинение корпуса потребовало переработки ходовой части: число опорных катков увеличили до 7 на борт, а поддерживающих – до 4. Толщина лобовой части корпуса составила 100 мм. Такую же толщину брони имели и борта. Первоначально предполагалось, что Т-220 будет весить 56 т, но в итоге общая масса танка выросла до 62,7 т.

Продольный разрез танка Т-220. Синька чертежа. Чертёж датирован 6 января 1941 г.:


Башня, ставшая основной причиной увеличения размеров и массы Т-220, представляла собой развитие идеи «пониженной» башни для танка КВ-2 (в переписке КВ-2 часто именовался как «КВ с большой башней»). Основным вооружением танка стала 85-мм пушка Ф-30 и спаренный с нею пулемёт ДТ. Для извлечения орудия из башни в её кормовой плите был предусмотрен люк, по конструкции похожий на кормовой люк башни танка КВ-2. Ещё один пулемёт ДТ был установлен на командирской башенке кругового вращения. За счёт появления второго заряжающего экипаж башни увеличился до 4 человек. Боекомплект орудия, составлявший 91 выстрел, также частично разместили в башне.

Согласно калькуляции Кировского завода, общий бюджет составил 4 млн. руб. Из них 100 тыс. руб. пришлось на составление технического проекта, 25 тыс. руб. на изготовление макета. 250 тыс. руб. стоила разработка конструкторской документации, а 75 тыс. руб. – её доработка по итогам испытаний. Два опытных образца должны были стоить по 1,2 млн. руб. Затраты на испытания составляли 500  тыс. руб., 900 тыс. руб. - на доработку опытных образцов по итогам испытаний. И всё это без учёта стоимости вооружения.

Общий вид первого опытного образца тяжёлого танка Т-220:


По:
http://warspot.ru/4884-opytnyy-tank-s-boevoy-biografiey



Последний раз редактировалось: Rotor (11/11/2018, 06:59), всего редактировалось 2 раз(а)

Посмотреть профиль
Продолжение.

Из-за большого объёма конструкторских работ и общей перегруженности КБ Кировского завода план по изготовлению Т-220 в назначенный постановлением срок выполнить не удалось. Корпус нового танка поступил на завод только 7 декабря 1940 г., а сборку завершили в начале января 1941 г. После сборки выявился дефект: орудие Ф-30 оказалось неуравновешенным, и испытания стрельбой пришлось отложить на более поздний срок (так в итоге и не наступивший).

Первый опытный образец Т-220, вид слева:


4 января 1941 г. был утверждён план по полигонным испытаниям танка. Следует отметить, что заводских испытаний по причине спешки не проводилось. Этот факт внёс свою лепту в дальнейший ход событий. Начавшиеся испытания выявили массу дефектов у опытного мотороа В-2СН. Довольно быстро начался износ поршневых колец, начались течи масла. На 1 км пути расход масла составил немногим меньше литра.

Первый опытный образец Т-220, вид сзади:


Максимальная скорость движения по шоссе достигала 33 км/ч, а средняя составила 21,2 км/ч. 25 января 1941 г., после 106 км езды по шоссе, двигатель окончательно сломался. Поскольку запасного мотора не оказалось, испытания приостановили. Надо сказать, что для представителей завода № 75 произошедшее не стало неожиданностью. Находившийся на Кировском заводе главный конструктор завода № 75 Т.П.Чупахин заявил, что двигатель опытный, посему он не даёт гарантий по его безотказной работе.

Первый опытный образец Т-220 на испытаниях, весна 1941 г.:


В конце января с завода № 75 прибыл второй двигатель В-2СН, испытания Т-220 продолжились. Но ненадолго. Согласно докладу комиссии по испытаниям военинженера 1 ранга Глухова, по состоянию на 3 февраля 1941 г. вышел из строя и второй мотор. Следующий В-2СН ожидался не ранее 15 февраля 1941 г., так что испытания затягивались. Одновременно из-за отсутствия деталей затягивалось и изготовление второго опытного образца Т-220. Башня второй машины по состоянию на начало февраля 1941 г. находилась на заводе № 92, где проходил монтаж пушки Ф-30 и оборудования. В итоге вместо В-2СН с завода № 75 прибыл 700-сильный двигатель В-5. Правда, к моменту его прибытия в судьбе Т-220 произошло несколько важных событий.

В очередной раз двигатель подвёл тяжёлый танк Т-220:


В декабре 1940 г. появилась информация, что КБ завода № 92 в инициативном порядке разработало 107-мм танковую пушку с баллистикой дивизионной пушки М-60 и уже занимается её изготовлением. Было предложено установить орудие, получившее индекс Ф-42, в башню Т-220, но потом от этой идеи отказались. В производство под индексом КВ-3 решено было запускать более лёгкий, чем Т-220, танк Т-150. Опытный образец Т-220 должен был использоваться для испытаний двигателя В-5, который предполагалось ставить в КВ-3. Но форсированный мотор был не надёжен и часто ломался.

Окончательно судьба Т-220 решилась в марте 1941 г. В это время от советской внешней разведки поступила информация о работах в Германии над тяжёлыми и сверхтяжёлыми танками. В результате начался пересмотр советской танковой программы. Тяжёлый танк Т-220 с 85-мм пушкой и бронёй в 100 мм был признан несоответствующим новым требованиям. Вместо него стали разрабатывать новый 72-тонный КВ-3, получивший заводской шифр «Объект 223». В целом эта машина должна была стать развитием Т-220, отличаясь более мощным вооружением и толщиной брони, увеличенной до 120 мм.

Опытнаый образец Т-220 был использован Кировским заводом в качестве стенда для отработки узлов и агрегатов нового танка. На машину установили уже третий В-2СН, который после доработок стал надёжнее предшественников. На Т-220 проводили испытания новых опорных катков и воздухоочистителей «Вортокс» (Vortex). К 20 июня 1941 г. общий пробег танка составил 1979 км. Что же касается второго образца Т-220, то в начале июня 1941 г. на Кировском заводе возобновили его сборку, закончить её планировалось не раньше середины июля 1941 г. В таком состоянии опытные машины и встретили начало Великой Отечественной войны.

После начала войны все опытные работы по танку Т-220 были прекращены. Завод в лихорадочном темпе стал наращивать производство танка КВ-1, ведя работу по упрощению конструкции танка. Обстановка на фронте быстро менялась и к осени началась эвакуация Кировского завода. Был вывезен и корпус перспективного КВ-3. Что же касается опытных танков Т-220, в тот момент было не до них.

Глубокой осенью, когда враг подошёл вплотную к Ленинграду, каждый танк стал на вес золота. Тогда были мобилизованы все имеющиеся ресурсы. Поскольку испытаня стрельбой на первом опытном образце танка Т-220 так и не провели, а вторая машина была без башни (башня осталась в Горьком на заводе № 92), было принято следующее решение. С первого опытного Т-220 сняли его башню и установили башню серийного КВ-1 с пушкой Ф-32. Такую же башню установили и на вторую машину. 5 октября 1941 г. танк Т-220 с серийным номером М-220–1 отправили в распоряжение 124-й танковой бригады. 16 октября туда же отправилась и вторая машина с серийным номером М-220–2.

В ноябре 1941 г. 124 тбр совместно с 43 сд вела тяжёлые бои в районе Усть-Тосно. В этих боях был сожжён второй опытный образец Т-220, а вместе с ним погиб и экипаж под командованием младшего лейтенанта Яхнина. Согласно воспоминаниям, на танк был нанесён девиз «За Родину!». Судьба первой машины пока неизвестна.

8 февраля 1943 г. был издан приказ № 012 по 12-му отдельному учебному танковому полку о зачислении экипажей. Восьмой машиной в списке идёт танк… «За Родину», серийный номер 220–2, командиром которого назначили лейтенанта В.В.Струкова.

Как такое могло быть? Известно, что 17 подбитых танков 124 тбр удалось эвакуировать. Судя по всему, среди них оказался и М-220–2, который отремонтировали зимой 1942 г. на заводе № 371. В ходе ремонта танк получил обычный двигатель В-2К с серийным номером 1193–03. В качестве «учебной парты» для танкистов танк прослужил до 1944 г.

Отремонтированный танк Т-220 (с башней серийного КВ-1) в цеху завода № 371, зима-весна 1942 г. Кадр из кинохроники «Ленинград в борьбе», 1942 г.:


Как уже говорилось выше, в сентябре 1941 г. башню первого опытного образца Т-220 демонтировали и вместо неё установили серийную башню от КВ-1. Демонтированную башню установили на бетонное основание в полосе обороны 22-го Карельского укреплённого района. Бронированную огневую точку назвали Арт. БОТ (КВ) с пушкой 85 мм «Победа». В таком виде башня защищала страну.

Башня первого опытного образца танка Т-220, установленная в полосе обороны 22-го УР:


Продольный разрез Т-220:


По:
http://warspot.ru/4884-opytnyy-tank-s-boevoy-biografiey

Посмотреть профиль
Первый опытный образец тяжёлого танка Т-220 на испытаниях, весна 1941 г.:


Сведения о ходе выполнения опытных работ... :

https://yuripasholok.livejournal.com/5642728.html
https://yuripasholok.livejournal.com/8069305.html

Посмотреть профиль
Проекции тяжёлого танка Т-220 («Объект 220», он же КВ-220, КВ-4):

https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/12/29/2178161/622238a401eaf3d0ca977242758d73bb.gif

Посмотреть профиль
Rotor пишет:Глубокой осенью, когда враг подошёл вплотную к Ленинграду, каждый танк стал на вес золота. Тогда были мобилизованы все имеющиеся ресурсы. Поскольку испытания стрельбой на первом опытном образце танка Т-220 так и не провели, а вторая машина была без башни (башня осталась в Горьком на заводе № 92), было принято следующее решение. С первого опытного Т-220 сняли его башню и установили башню серийного КВ-1 с пушкой Ф-32. Такую же башню установили и на вторую машину. 5 октября 1941 г. танк Т-220 с серийным номером М-220–1 отправили в распоряжение 124-й танковой бригады. 16 октября туда же отправилась и вторая машина с серийным номером М-220–2.

В ноябре 1941 г. 124 тбр совместно с 43 сд вела тяжёлые бои в районе Усть-Тосно. В этих боях был сожжён второй опытный образец Т-220, а вместе с ним погиб и экипаж под командованием младшего лейтенанта Яхнина. Согласно воспоминаниям, на танк был нанесён девиз «За Родину!».
Об участии второго опытного образца танка Т-220 (на башне имел девиз «За Родину!») в боевых действиях в районе Усть-Тосно под Ленинградом.

    3 ноября 1941 г. 55-я армия начала проведение в районе Усть-Тосно наступательной операции с целью уничтожения немцев "...на западном берегу р. Тосна и овладеть восточным берегом реки на фронте Кирп. (северный), зап. окр. Ивановское, имея ввиду в дальнейшем развить успех в направлении Мга".

   86-й отдельный танковый батальон (на 29.10.41 - 8 КВ-1, 5 БТ-7, 7 БТ-5, 3 Т-26) 55-й армии должен был, действую в первом эшелоне, поддерживать стрелковые полки 70-й СД, которая атаковала "...противника на фронте отм.14,0, зап.окр. Усть-Тосно. Уничтожить противостоящие части противника и овладеть с танками и десантом автоматчиков переправами на вост. берегу р. Тосна". 84-й танковый батальон (на 29.10.41 - 9 КВ-1, 7 Т-50, 4 Т-26) составлял второй эшелон. В районе Рыбацкое в тылу 55-й армии сосредоточилась 124-я танковая бригада (на 31.10.41. - 46 танков КВ), которая и должна была после выхода на восточный берег Тосны развить успех на Мгу.

   В ходе боев первого дня операции войскам 55-й армии успеха достичь не удалось. Пехота прижималась пулеметным огнем из ДЗОТов на западной и южной окраинах Усть-Тосно, а танки подбивались из ПТО с восточного берега Тосны. В результате, 70-я стрелковая дивизия понесла тяжелые потери, а танковые батальоны за 3 ноября потеряли 3 танка сгоревшими и 14 подбитыми и застрявшими, в т.ч. восемь КВ-1.

   Для уничтожения ДЗОТов, которые мешали продвижению пехоты, у командования 55-й армии появилась идея создать штурмовые блокировочные группы. Каждая группа состояла из трех танков (1 КВ и 2 средних) с бронесалазками на которых к ДЗОТу подвозилось 10 автоматчиков, 2 огнеметчика с одним огнеметом и 5 сапер со 150 кг ВВ.

    70-я СД создавала две блокировочные группы. Одна из них - блокировочная группа 329-го стрелкового полка дивизии. Согласно приказа командира 70-й СД (датирован 1.30. 4.11.), командиру предлагалось организовать блокировочную группу в составе танков 86-го ОТБ, сапер и стрелков и к 7.30. 4.11.41 г. уничтожить трехамбразурный ДЗОТ в Усть-Тосно.

   Однако организовать 4 ноября ничего не получилось. Не было ни огнеметчиков, ни автоматчиков, ни средних танков. Зато появился тяжелый танк М-220-2, который специально прибыл из 124-й танковой бригады.

   Вот что докладывал после ноябрьских боев о событиях того дня начальник АБТУ 55-й армии полковник Митрофанов: "Ввиду того, что 70-я СД не могла продвигаться и находилась под огнем ДЗОТ, командующий приказал: передать командиру 70-й СД о создании двух блок-групп для чего придавался 86 ОТБ. Кроме того, было передано приказание от имени командующего командиру 124-й ТБР о придаче танка М-220-2 86-му танковому батальону. Танк пришел в 9.00. Для организации блок-групп 86 ОТБ дал указание о выделении двух КВ-1 и М-220-2. Организация блок группы задержалась в ожидании автоматчиков. Блок-группа применена не была."

   Карта с положением батальонов 329-го СП на 22 часа 4 ноября 1941 г.:


   О самом бое, к сожалению, известно не очень много. В боевом донесении 86-го ОТБ приведена следующая информация: "В 8.20. 5.11. 2 КВ и 1 БТ-7 86 ОТБ и КВ № Т-220 выступили в бой в составе блокировочной группы 329/70 СД с задачей блокировки огневых точек противника в районе Усть-Тосно в результате боя танк КВ Т-220 сгорел, 1 КВ и 1 БТ-7 подбиты на поле боя."

   В более подробно результаты боя освещены в донесении штаба 329-го стрелкового полка, которое поступили в штаб 70-й СД примерно в 16.00. Начальник штаба полка доносил, что "...выполняя поставленную задачу по овладению Усть-Тосно и западного берега реки Тосна, действуя совместно с танками в кол 4 шт (1 тяжелый и 3 средних) в 11.40 пехота поднялась в атаку совместно с танками. В результате сильного артиллерийского и пулеметного огня атака была отбита. Имею потери 2 с.б. до 70 %. Все 4 танка подбиты (сожжены)."

   В итоговом донесении 329-го СП от 5.11.41 приведены и сведения о повреждениях танков:
   "Приданные танки 86 ОТБ
   Танк «Родина» сожжен
   1-й КВ. разбит люк водителя и заклинение пушки
   2-й КВ. заклинение пушки
   БТ-26 цел."

   Ниже карта с положением батальонов 329-го СП на 22 часа 5 ноября 1941 г.:

https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/37626.html

Посмотреть профиль
Фамилии танкистов Т-220-2 «За Родину!» (зав. ном. М-220–2) в документе Автобронетанкового управления 55-й армии Ленинградского фронта:

Посмотреть профиль

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения