Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Су-33 (Су-27К / Т-10К) - корабельный истребитель

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Су-33 (Су-27К / Т-10К) - корабельный истребитель.

Корабельный истребитель Су-33, борт. № «78 красный», МА ВМФ России, 2018 г.:

Фото: Антон Громов.

Разработчик: ОКБ им. П.О.Сухого.
Изготовитель: КнААЗ (ранее КнААПО) им. Ю.А.Гагарина.

Т10К (Т-10К) - шифр ОКБ им. П.О.Сухого.
Су-27К - опытные машины.
Су-33 - войсковое обозначение самолёта после принятие на вооружение 31 августа 1998 г.

Производство: 1985 г. - 1997 г.

Су-33 - одноместный корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения (для ангарного хранения); оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете. Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника.

Самолет Су-33 создан на базе Су-27; серийно выпускался в Комсомольске-на-Амуре.

История создания.

Работы по созданию корабельного истребителя на базе Су-27 велись в ОКБ с 1971 г.; за десять последующих лет последовательно разработано 3 варианта самолета, предназначенного для палубного базирования на авианосцах проектов 1160 и 1153. Все эти проекты предусматривали создание самолета с катапультным взлетом и посадкой «по самолетному», с зацеплением за трос аэрофинишера. В конструктивно-компоновочном плане в них последовательно повторялись все основные решения, принятые на тот момент для базового «сухопутного» варианта Су-27, но с учетом специфики палубного базирования, что предполагало необходимость усиления опор шасси, установки посадочного гака и складывания крыла при хранении машины на ангарной палубе.

С 1982 г. в ОКБ Сухого были продолжены работы по палубному варианту Су-27, предназначенному для базирования на тяжелом авианесущем крейсере (ТАКР) проекта 1143.5 с планируемой численностью авиагруппы около 50 летательных аппаратов (ЛА): Як-41, палубные варианты Су-27 и МиГ-29, вертолеты Ка-252. На этом корабле для обеспечения укороченного взлета самолетов типа Су-27 и МиГ-29 вместо катапульты предусматривалась установка трамплина в носовой части полетной палубы. Такое решение требовало экспериментальной проверки, поэтому для отработки трамплинного способа взлета в ОКБ Сухого и Микояна на базе опытных самолетов были созданы специальные летающие лаборатории (ЛЛ). Для отработки вопросов палубного базирования на территории учебного центра авиации ВМФ на аэродроме Саки в Крыму был построен специальный наземный стенд, включающий установку трамплина и палубного аэрофинишера (комплекс «НИТКА»).

В ОКБ Сухого в ЛЛ был доработан опытный самолет Т10-3, в 1982-83 гг. на нем провели первый этап испытаний по взлету с трамплина и наземный этап испытаний по зацеплению за трос аэрофинишера. Ведущим летчиком-испытателем ОКБ по этой программе стал Н.Ф.Садовников. 28 августа 1982 г. он первым из летчиков ОКБ выполнил на Т10-3 взлет с трамплина. В 1984 г. для испытаний по корабельной тематике доработан еще один опытный самолет – Т10-25. На нем началась отработка посадки без выравнивая и взлета с нового варианта трамплина, имевшего больший угол схода. 30 августа 1984 г. Н.Ф. Садовников в первый раз выполнил на Т10-25 посадку «по корабельному», а 3 сентября 1984 г. – первый взлет с нового трамплина.

Создание корабельного варианта Су-27 для ТАКР пр. 1143.5 задано ОКБ Сухого постановлением правительства от 18 апреля 1984 г. Ранее такая же работа была задана по самолету МиГ-29, таким образом, было устроено негласное соревнование двух ОКБ «за место на палубе».

С 1983 г. руководителем работ по корабельной тематике в ОКБ был назначен К.Х.Марбашев. В ноябре 1984 г. прошла защита эскизного проекта, рабочий проект по Су-27К (Т-10К) выполнен в 1985-86 гг. Для обеспечения минимальных размеров при хранении самолета на ангарной палубе, ось складывания крыла Су-27К в процессе проектирования перенесли ближе к борту фюзеляжа, складным стал и стабилизатор - горизонтальное оперение (ГО). Это позволило снизить поперечные габариты самолета со сложенным крылом и ГО до размеров, сравнимых с МиГ-29К. Для снижения посадочной скорости на Су-27К установлено новое высокомеханизированное крыло, оснащенное двухсекционным однощелевым закрылком, элероном и увеличенным поворотным носком. По результатам испытаний опытного самолета Т10-24, на Су-27К для увеличения запаса пикирующего момента на посадке установлено переднее горизонтальное оперение (ПГО). Кроме этого, на Су-27К внедрена система дозаправки топливом в полете, причем в качестве танкера может использоваться однотипный самолет, на который подвешивается УПАЗ.

Постройка двух опытных Су-27К была выполнена в ОКБ в кооперации с серийным заводом в 1986-87 гг. Первый полет на опытном самолете Т10К-1 17 августа 1987 г. выполнил летчик-испытатель ОКБ В.Г.Пугачев, а 22 декабря 1987 г. Н.Ф.Садовников в первый раз поднял в воздух второй опытный экземпляр самолета, Т10К-2. В ходе заводских летно-конструкторских испытаний самолета, 1 ноября 1989 г. В.Г.Пугачев впервые в СССР выполнил на Т10К-2 посадку «по самолетному» на палубу ТАКР «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). С 1989 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре началось производство установочной партии Су-27К, первый серийный самолет на заводе 17 февраля 1990 г. облетал летчик-испытатель ОКБ И.В.Вотинцев.

Первые опытные машины делали по кооперации, с окончательной сборкой в ОКБ, поднимали самолёты в ЛИИ им. Громова.
Опытные машины не имели заводского номера:
- Т10К-1, бортовой № 37, первый полёт 17.08.1987., первый лётный прототип (предположительно переоборудован из самолёта Т10-37), 08.09.1987 начало ЛКИ в Саках, авария 27.09.1988 (Н.Ф.Садовников);
- Т10К-2, бортовой № 39, первый полёт 22.12.1987., 01.11.1989. первая посадка В.Г.Пугачёва на ТАКР, в 1991 г. началось переоборудование по варианту «Т10МК», в 1992 г. работы были приостановлены, в декабре 1994 г. планер со снятым оборудованием перебазировали на ЛИиДБ.

У опытных Т-10К-1 и Т-10К-2 тормозной гак сильно отличался от остальных машин (балка гака была круглой формы). Расчетная нагрузка на гак при посадке - до 4g (при первой посадке получилось 3,6).

Государственные испытания Су-27К проводились в 1991-1994 гг. В апреле 1993 г. с завода в Комсомольске-на-Амуре летчикам авиации Северного флота передана первая партия корабельных истребителей, они вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка (КИАП). К августу 1994 г. в составе полка находилось уже 24 серийных самолета. В период 1993-95 гг. строевые летчики 279 КИАП освоили самолет, после чего, ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в период с декабря 1995 г. по март 1996 г. выполнил первый в своей истории дальний учебный поход в Атлантику и Средиземное море. 31 августа 1998 г. указом президента РФ Су-27К принят на вооружение под обозначением Су-33.

Основная часть поставок самолётов в полк осуществлялась с 1993 по 1994 гг., крайняя серийная машина была поставлена осенью 1997 г.

Для обучения летчиков корабельной авиации с середины 1980-х гг. на базе Т-10К под шифрами 10КУ/10КТ в ОКБ разрабатывался двухместный учебно-боевой вариант самолета. Позднее, с начала 1990-х гг., работы велись над новым вариантом спарки, получившей обозначение Су-27КУБ (10КУБ). Постройка опытного экземпляра самолета осуществлялась в 1995-98 гг. в Комсомольске-на-Амуре, а окончательная сборка – в Москве, для доработок был использован опытный самолет Т10К-4. Первый полет на опытном экземпляре 10КУБ 29 апреля 1999 г. выполнил экипаж заводских летчиков-испытателей: В.Г.Пугачев (командир) и С.Н.Мельников (второй пилот). На самолете успешно проведен заводской этап испытаний, кроме этого 10КУБ получил оценку летного состава авиации флота. Велись испытания Су-27КУБ в варианте с новым оборудованием и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги.

Лётно-технические характеристики.
Максимальная взлетная масса, кг   33000
Максимальная масса боевой нагрузки, кг   6500
Практический потолок (без подвесок), км   17
Максимальная скорость полета (без подвесок), км/ч   2300
Максимальная эксплуатационная перегрузка   8
Максимальная дальность полета, км   3000
Скорость захода на посадку, км/ч   240
Количество членов экипажа   1
Размеры самолета:  
    - длина, м   21,19
    - размах, м   14,7 (7,4*)
    - высота, м   5,9
Система дозаправки топливом в полете
Максимальная производительность (при давлении на входе 3,5 кг/см 2), л/мин   1100
Силовая установка
Количество и тип двигателей   2 х АЛ-31Ф
Тяга на форсажном режиме, кгс   12500-2%
Основное бортовое радиоэлектронное оборудование
    1. Система управления вооружением  
         1.1. Радиолокационный прицельный комплекс  
         1.2. Оптико-электронная прицельная система  
              1.2.1. Оптико-локационная станция  
              1.2.2. Нашлемная система целеуказания  
         1.3. Запросчик аппаратуры системы госопознавания  
         1.4. Система объективного контроля  
         1.5. Система единой индикации  
    2. Пилотажно-навигационный комплекс  
         2.1. Инерциальная навигационная система  
         2.2. Радиотехническая система ближней навигации, захода на посадку и посадки корабельных летательных аппаратов  
         2.3. Доплеровский измеритель скорости и угла сноса  
         2.4. Спутниковая система навигации  
         2.5. Международная система навигации  
    3. Маркерный радиоприемник  
    4. Система дистанционного управления  
    5. Ответчик системы госопознавания  
    6.Средства радиоэлектронного противодействия  
         6.1. Станция предупреждения об облучении  
         6.2. Устройство сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей  
         6.3. Станция активных помех (в контейнере)  
    7. Комплекс средств связи  
    8. Бортовая система контроля  
    9. Бортовое устройство регистрации полетных данных  
    10. Бортовая аппаратура воспроизведения речевой информации.  
    11. Система аварийной сигнализации  
    12. Самолетный ответчик  
Вооружение.
1. Пушечное вооружение   Встроенная пушечная установка 30 мм,
2. Управляемые ракеты «воздух-воздух»   Р-27Р1(ЭР1) Р-27Т1(ЭТ1) Р-73Э
3. Неуправляемые снаряды   С-8КОМ, С-8ОМ, С-8БМ С-13Т, С-13ОФ С-25-ОФМ-ПУ
4. Авиабомбы калибра, кг   50, 100, 250, 500
5. Разовые бомбовые кассеты   РБК-500
6. Подвесные топливные баки   не устанавливаются
7. Количество точек подвески   12

* Со сложенными консолями крыла и горизонтального оперения.

Сайта ОКБ им П.О.Сухого.
https://www.sukhoi.org/products/earlier/255/

Посмотреть профиль

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения