Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Ракетный комплекс Д-7 с баллистической ракетой РТ-15М (4К22)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Ракетный комплекс Д-7 с баллистической ракетой РТ-15М (4К22).

Разработка в 1961-1964 гг.
Носители – подводные лодки проекта 613Д7 (1 ед., 1964 г., для испытаний), проекта 667 (16 ПУ).

Баллистическая ракета РТ-15М (индекс - 4К22)
Морской вариант баллистической ракеты РТ-15 (8К96).
Разработчик – СКБ-385.
Главный конструктор – В.П.Макеев.
Испытания в 1964 г.
Количество ступеней – 2.
Двигатели – РДТТ.
Старт – «мокрый», подводный из ПУ.

Постановлением от 4 апреля 1961 г. СКБ-385 была задана и развернута разработка морского комплекса Д-7 с ракетой РТ-15М (главный конструктор В.П.Макеев, ведущий конструктор Л.М.Милославский). Так же, как и в сухопутных ракетах, в ракете РТ-15М применялось смесевое твердое топливо.
 
Старт ракеты РТ-15М предполагалось производить из затопленной водой шахты на стартовом двигателе, снаряжаемом низкотемпературным баллиститным топливом. Двигатель состоял из отдельных газосвязанных камер сгорания малого диаметра с индивидуальными соплами небольшого расширения. Основной движущей силой при пуске было избыточное давление в ракетной шахте (как на комплексе Д-4). Предусматривалось использовать отклонение струй части камер сгорания дефлекторами для компенсации опрокидывающих сил от набегающей на ракету, стартующую с движущейся на глубине подводной лодки, воды. Проблемы затопления стартового двигателя после его отделения от ракеты после выхода ее из воды исследовались на озере Тургояк. Сброс стартового двигателя проводился с вышки и с вертолета. Выбор способа старта из затопленной шахты обуслoвливался отсутствием (на начало 60-х гг.) технологических возможностей создания мембраны, герметизирующей ракетную шахту и разрушаемой в процессе пуска. Подготовка летно-конструкторских испытаний пусками бросковых макетов ракеты с погружаемого стенда и экспериментальной подводной лодки проводилaсь без существенных отклонений от установленных сроков.
 
Ракета РТ-15М – двухступенчатая с раскладывающимися решетчатыми стабилизаторами. Ограничение по длине второй ступени заставило увеличить ее диаметр, это не позволило использовать во второй ступени близкий по массе двигатель сухопутных ракет, указанных выше.

Двигатели первой и второй ступеней снаряжались смесевым топливом типа ПАЛ 16/10 (по состоянию на 1964 г.). Вкладные моноблочные заряды – щелевого типа – прочно скреплялись с корпусом двигателей. Разделение ступеней осуществлялось после выгорания заряда двигателя первой ступени. Отделение головной части – после остановки двигателя второй ступени открытием четырех сопел противотяги за счет энергии воздуха, находящегося в герметичном приборном отсеке. Система управления ракеты - автономная.
 
Пусковая установка для ракеты РТ-15М традиционного (пружинно-рычажного) типа – разработчик ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Направление движения ракеты в шахте обеспечивалось направляющими и двумя парами бугелей. Размещение комплекса Д-7 (16 ракет) предусматривалось на большой подводной лодке пр. 667 (ЦКБ -18, главный конструктор С.Н.Ковалев).

В ходе разработки смесевого твердого топлива и твердотопливных двигателей для ракет РТ-2, РТ-15, РТ-15М неоднократно менялись составы смесевых топлив, теплозащитные материалы и конструктивные схемы зарядов, корректировались корпуса, сопловые аппараты и управляющие органы твердотопливных двигателей. В итоге корпуса двигателей ракеты РТ-15М изготавливались из нагартованной нержавеющей стали ЭП-210; управляющие органы – кольцевые газовые рули (дефлекторы) – установили на четырех неподвижных соплах каждого двигателя. По пессимистической оценке, дефицит дальности стрельбы у ракеты РТ-15М достигал 30%. В связи с выявленными трудностями работы по ракете РТ-15М в июле 1963 г. постановлением правительства были приостановлены до получения положительных результатов по ракете РТ-2; в марте 1964 г. порядок свертывания работ по комплексу Д-7 был определен решением Комиссии по военно-промышленным вопросам. Материальная часть, созданная до этого решения, использовалась как научно-технический задел, в частности, провели несколько огневых стендовых испытаний стартового и прототипов маршевых двигателей; начали (в мае 1964 г.) летно-конструкторские испытания пусками бросковых макетов (К 1.9 и К 1.10) ракеты с погружаемого стенда (ПСД7); подводная лодка (пр. 613Д7) и погружаемый стенд (после проведения двух пусков) были переоборудованы для испытаний следующего морского ракетного комплекса.
 
Официально работы по комплексу Д-7 прекращены постановлением правительства в 1970 г. Макет ракеты РТ-15М демонстрировали на военных парадах на Красной площади.

Источник: Книга "СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева". 2007 г."

Ракета РТ-15М (4К22), Москва, на ул. Горького и на Красной площади, 7 ноября 1967 г.:

Посмотреть профиль
Ракета РТ-15М (4К22), Москва, Красная площадь:


Посмотреть профиль

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения