Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

8П764 «Шексна-В» - групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У (8К64У).

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

8П764 «Шексна-В» - групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У (8К64У).

Индекс комплекса УРВ РВСН — 8П764.
Индекс ракеты УРВ РВСН — 8К64.
Шифр НАТО — SS-7 Saddler, буквально «Шорник».
Разработчик — Конструкторское бюро «Южное» (ОКБ-586), г. Днепропетровск.
Главный конструктор М.К.Янгель.

Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления.

История создания ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В».

17 декабря 1956 г. вышло специальное постановление правительства «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)» на высококипящих компонентах топлива с началом летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) в июне 1961 г. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 С.П.Королёва на компонентах топлива: жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее). Разработка первой МБР на высококипящих компонентах топлива была поручена днепропетровскому ОКБ-586, возглавляемому М.К.Янгелем. Эскизный проект выполнен в ноябре 1957 г. В январе 1958 г. эскизный проект был одобрен правительственной экспертной комиссией во главе с академиком М.В.Келдышем.

Впоследствии ввиду обострения международной обстановки постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 было обязано ускорить разработку комплекса Р-16 (8К64), выйти на ЛКИ в конце 1960 г. и начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Первоначально ракетный комплекс с МБР Р-16 (8К64) задумывался как наземный подвижный, во всяком случае, в понимании этого термина в период создания баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Р-12 (8К63). Однако вскоре стало ясно, что перевозка ракет длиной более 31 м и столь же громоздкого наземного оборудования в обстановке, приближенной к боевой, будет нереальна. Поэтому комплексы проектировались и развертывались как наземные перевозимые, а фактически — наземные стационарные.

Путём неимоверных усилий и жертв (при подготовке к первому испытательному пуску 24 октября 1960 г. произошла катастрофа унёсшая жизни людей) первый успешный испытательный пуск проведен на полигоне Тюра-Там (Байконур) 2 февраля 1961 г. Несмотря на то, что до осени 1961 г. испытания шли с переменным успехом, уже 7 апреля 1961 г. ракету Р-16 (8К64) начали готовить к постановке на боевое дежурство.

Первые серийные ракеты для боевых частей были выпущены в сентябре 1961 г. В соответствии с постановлением от 20 октября 1961 г. «О постановке на боевое дежурство ракет Р-16» перед ноябрьскими праздниками в строй вступили первые боевые стартовые позиции (БСП) в ракетных соединениях в Юрье, Нижнем Тагиле и Плесецке.

БСП наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64), впоследствии получивший шифр «Шексна-Н», включал в себя жилую зону и боевую зону с двумя стартовыми позициями, общими командным пунктом (КП), хранилищами компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилищами для ракет, хранилищами головных частей (ГЧ) ракет и прочими технологическими сооружениями.

Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Для МБР Р-16 (8К64) были установлены четыре степени технической готовности, в основном подобные тем, что применялись для комплексов с БРСД Р-12 (8К63) и Р-14 (8К65). Степени технической готовности характеризовались определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда технологических операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 (8К64) могла стартовать через 30 минут. Только при этой степени готовности ракета заправлялась компонентами ракетного топлива (МБР Р-16, как и БРСД Р-12 и Р-14, могла находиться в заправленном состоянии не более месяца, т.к. из-за агрессивного воздействия компонентов ракетного топлива в конструкции ракеты происходили необратимые изменения).

Ещё при создании наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64) было ясно, что он имеет ряд существенных недостатков. Так, открытая установка ракет высотой более 31 м на пусковых столах была слишком уязвимой в боевой обстановке, а подготовка к пуску занимала большое количество времени, к тому же БСП имела только две пусковые установки. Поэтому в марте 1960 г. в СССР была начата разработка первого отечественного стратегического ракетного комплекса с пусковыми установками шахтного типа. Тогда по распоряжению заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф.Устинова в ОКБ-586 для согласования плана перспективных совместных работ приехали специалисты ленинградского ЦКБ-34. Для ЦКБ-34 это была первая работа по наземным шахтным пусковым установкам (ШПУ). Но уже в мае 1960 г. был намечен ряд решений по ШПУ в целом, и были сформулированы вопросы по стыковке с ракетой.

На основании опытных работ, проведённых в 1958 -1959 гг., по опытной ракете 63Ш и опытной ШПУ «Маяк» 30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР, задававшее разработку ШПУ для боевых стратегических ракетных комплексов. Начались работы по разработке шахтных пусковых установок «Двина», «Чусовая», «Шексна» и «Десна» для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А соответственно. Первые одна-две буквы «словесного» обозначения совпадали с началом произношения цифровой части индекса ракеты, что упрощало запоминание. В данном случае «Шексна» соответствовала «Р-Шестнадцать».

Шахтные стартовые комплексы для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А разрабатывались в ГСКБспецмаш под руководством В.П.Бармина, а для Р-16 в ленинградском ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка. Рудяк впервые предложил установить в шахту пусковой стакан. Это давало возможность во время старта ракеты через специальные зазоры между шахтой и пусковым стаканом отводить наружу газовую струю работающих двигателей. Кроме того главный конструктор «Шексны» Е.Г.Рудяк выбрал не свободный старт, а схему с движением ракеты на бугелях по направляющим. Такое решение было обусловлено увеличившимися габаритами ракеты Р-16 по сравнению с Р-12 и Р-14. Так же сказался накопленный в ЦКБ-34 опыт создания пусковых установок для подводных лодок, обеспечивавших надводный старт баллистических ракет в условиях качки носителя. Так или иначе, схема с направляющими позволила заметно сократить диаметр стакана — он составил 4,64 м против 5,1 м у почти вдвое более тонкой Р-12. Правда, по внутреннему диаметру шахты (8,3 м) сооружение для Р-16 почти на 2 м превышало комплекс с Р-12, так как требовался значительный зазор для выхода продуктов сгорания двигателя вчетверо большей тяги. Глубина шахты (45,6 м) определялась большой длиной ракеты (31 м).

Выполненные в ЦКБ-34 проработки схемы без бугелей показали, что в этом варианте диаметр стакана увеличивался до 8,5 м, а шахты — до 11,5 м. При отсутствии стакана требовалась шахта диаметром 20 м, а вес ее защитной крыши достиг бы 1200 т вместо 260 т!

Принятая конструктивная схема устанавливаемых на Р-16 сбрасываемых бугелей включала амортизаторы, несколько повышающие выживаемость ракеты при сейсмическом воздействии ядерного взрыва. Но в целом защищенность шахт была крайне низкой и не обеспечивала защиты, учитывая точностные характеристики зарубежных ракет, достигнутые во второй половине 1960-х гг. Следует отметить и то, что схема старта на бугелях потребовала применения поворотного стола для обеспечения возможности переприцеливания ракеты. Ведь в те годы прицеливание осуществлялось механическим совмещением плоскости стабилизации ракеты с направлением стрельбы по заданной цели.

В процессе проектирования было разработано несколько вариантов ШПУ – проект «Шексны» рассматривался дважды: в марте и в октябре 1960 г. Рабочие чертежи ШПУ были готовы в марте 1961 г. после выхода приказа ГКОТ от 14 июня 1960 г. о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А.

Технические предложения ЦКБ-34 привели к необходимости переработки отдельных узлов ракеты Р-16 (8К64), при этом менялась силовая схема при хранении, по-новому должна была проводиться заправка и др.

В результате в соответствии с постановлением от 30 мая 1960 г. в ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля для запуска как с шахтных, так и с наземных установок была создана МБР Р-16У (У – «универсальная»). Ракета Р-16У (8К64У) конструктивно почти не отличалась от Р-16 (8К64). Основные характеристики ракеты Р-16У (8К64У) так же были аналогичны характеристикам ракеты Р-16 (8К64). К числу прочих её отличий от исходного варианта можно отнести систему наддува бака окислителя первой ступени азотом из баллонов высокого давления. Ранее применявшаяся схема с использованием напора атмосферного воздуха в полете была признана неуместной для ракеты, до месяца стоящей в заправленном состоянии в замкнутом объеме шахты. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени на стартовом участке. На корпусе ракеты были выполнены площадки под установку бугелей. Универсальная ракета оснащалась несколько модифицированными двигателями, в индексацию которых была также добавлена буква «У».

Советская МБР Р-16У (8К64У):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

БСП ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» состояла из жилой и боевой зон. В жилой зоне располагались: штаб части, казармы, клуб, баня, котельная и т.п. В боевой зоне располагались 3 ШПУ, общий КП, хранилища компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилища ракет, хранилища для ГЧ ракет, сооружения для техники и прочие технологические сооружения. Оголовки ШПУ, заглубленный КП, заглубленные сооружения для хранения КРТ соединялись подземными потернами.

Основным элементом ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» являлась шахтная пусковая установка (стартовое сооружение) 8У239 со сдвижным защитным устройством (крышкой шахты) 8У16. Для шахтного комплекса «Шексна-В» (наземный ракетный комплекс 8П864 получил шифр «Шексна-Н») были разработаны стационарные средства заправки окислителя и горючего (соответственно 8Г157 и 8Г158), комплект приборов прицеливания 8Ш26, установщик 8У240. Заправка трех ракет проводилась последовательно. Так как продолжительность заправки одной ракеты составляла 10 мин, для последней ракеты эта операция завершалась только через полчаса после начала. Минимальный интервал между пусками ракет составлял 5 мин.

Предстартовая подготовка 3-х ракет составляла 2,5-3 часа. Для ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности – 10 мин.

Советская МБР Р-16У (8К64У) в ШПУ. По сторонам в хорошо видны две направляющие для бугелей:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

ЛКИ ракеты Р-16У (8К64У) проводились с января 1962 г. с наземной пусковой установки на полигоне Тюра-Там (Байконур). В 1961 г. на площадке № 60 полигона Тюра-Там началось строительство ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. 13 июня 1962 г. из ШПУ был проведен первый пуск. Испытатели изумились, увидев, как из шахты поднимается не белоснежное изделие, а ракета с чередующимися участками черной и белой раскраски. Белая краска выгорела на сухих отсеках и в передних частях баков. Там где стенки баков изнутри охлаждались топливом, краска сохранилась. Несмотря на то, что в полете отказал рулевой двигатель, испытания сочли успешными, так как старт прошел вполне нормально.

Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла прорезиненной ткани, после ее снятия испытания пошли нормально.

Почти одновременно с отработкой Р-16У (8К64У) велись работы по совершенствованию боевого оснащения ракеты. Осенью 1961 г. Советский Союз провел на Новой Земле впечатляющую серию ядерных испытаний. Наряду с уникальным, но не размещаемым ни на одном носителе стомегатонным зарядом прошел отработку и ряд боеприпасов, вполне пригодных для применения на баллистических ракетах. В результате первоначально принятый на вооружение на ракете Р-16 (8К64) заряд головной части 8Ф17 массой 1,45 т был заменен более мощным зарядом практически без утяжеления головной части, получившей условное наименование «легкая». При этом максимальная дальность даже увеличилась с 12000 до 12500 км. Наряду с этой головной частью 8Ф115, весившей около 1,5 т, ракета оснащалась и вдвое большей мощности «тяжелой» головной частью 8Ф116 массой 2,12 т, которая тем не менее могла доставляться на вполне достаточную дальность — 10000 км.

Установка в ШПУ МБР Р-16У (8К64У):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Столь блестящий результат объяснялся тем, что днепропетровские конструкторы, встретившись при проектировании своего первого межконтинентального детища с яростным сопротивлением крупнейших авторитетов отечественного ракетостроения, заложили в проект более чем достаточные запасы. На стадии летных испытаний нереализованные запасы выявились в виде избытка дальности, что позволило через пару лет оснастить ракету мощной «тяжелой» головой частью. Но определявшаяся уровнем развития советского приборостроения низкая точность ракет Р-16 — порядка 13 км по дальности и 10 км в боковом направлении — не позволяла эффективно поражать хорошо защищенные точечные цели. Вопреки провокационным заявлениям некоторых американских военных, советские ракеты тех лет могли быть только оружием возмездия, а не обезоруживающего и безнаказанного первого удара «коммунистических агрессоров».

К серийному производству ракет Р-16У (8К64У) завод № 586 в Днепропетровске приступил в 1962 г. Испытания ракетного комплекса были завершены в 1963 г. Первые шахтные ракетные комплексы заступили на дежурство 4 февраля 1963 г. под Нижним Тагилом, а в следующем месяце — на полигоне Плесецк. Как ни странно, стоимость шахтного комплекса (в расчете на одну ракету) оказалась близкой к соответствующему показателю для наземных стартовых позиций и многократно меньше, чем у старта «семерки». Стоимость ракеты Р-16У (8К64У) была раза в полтора дешевле Р-7А и на порядок меньше затрат на строительство и оборудование комплекса Р-16. Стоимостные показатели комплексов и ракет Р-16 и Р-9А почти совпадали.

15 июля 1963 г. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение.

Ракеты Р-16, Р-16У, их компоновка, схема ШПУ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Источник:
«Техника и вооружение», № 5 от 2013 г. Станислав Воскресенский. Янгель работает на нас. История ракеты Р-16.
Призваны временем: Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное». Под ред. С.Н.Конюхова.
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p16/p16.shtml



Последний раз редактировалось: Rotor (4/3/2018, 19:37), всего редактировалось 5 раз(а)

Посмотреть профиль
Характеристики ракетного комплекса с межконтинентальной баллистической ракеты Р-16У.

Разработчик ОКБ-586 (КБЮ)
Главный конструктор М.К.Янгель
Изготовитель ракет заводы: №586 (ЮМЗ) и №166 (ПО “Полет”, г.Омск), №1001 (г. Красноярск)
Код НАТО SS-7 Saddler Mod 1&2
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с МБР, размещенными в групповых ШПУ, первого поколения
Состояние на вооружении с 15 июля 1963 г.
Снят с вооружения в 1977 г.

Ракета Р-16У (8К64У):
Дальность стрельбы, км:
- с легким боевым блоком 13000
- с тяжелым боевым блоком 10500-11000
Точность стрельбы (КВО), км:
- КВО 2,7
- предельное отклонение +9,0
Головная часть:
- тип моноблочная, термоядерная 8Ф17, 8Ф115, 8Ф116
- мощность заряда, Мт:
легкий блок 2,2-3
тяжелый блок 5-6
- разработчик заряда КБ-11
- форма коническая
- длина, м 4,5
диаметр, м 2,0
- вес, кг:
легкий блок 1475-1500
блок 2175-2200
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой на “твердых” подвесах
- разработчик ОКБ-692 (Харьков)
- гл. конструктор Б.М.Коноплев
- изготовитель Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского
Гироскопические приборы:
- разработчик НИИ-944
- гл. конструктор В.И.Кузнецов
Вес системы управления, кг:
- общий 440
- на первой ступении152
- на второй ступени 288
Органы управления четырехкамерный рулевой ЖРД на каждой ступени
Разделение ступеней за счет тормозных пороховых двигателей I ступени
Отделение ГЧ за счет тормозных пороховых двигателей II ступени
Система прицеливания с помощью наземных оптических приборов
- разработчик КБ-7 ЦКБ -784
- гл. конструктор С.П.Парняков
- тип визуальная оптико-механическая 8Ш26
Тип старта газодинамический из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты: 2
Длина ракеты, м:
- полная с легкой ГЧ 34,3
- полная с тяжелой ГЧ 32,4
Макс. диаметр корпуса, м 3,0
Стартовый вес, т 140,6 (146,6-148)
Горючее НДМГ
Окислитель АК-27И
Вес топлива, т 130,0
Гарантийный срок хранения ракеты в заправленном состоянии, суток 30

Первая ступень 8С81У:
Размеры, м:
- длина 14,5
- длина с переходником 16,8
- диаметр 3,0
Двигатель 6-камерный ЖРД РД-218 (8Д712) с ТНА без дожигания (три блока РД-217 по две камеры на одной общей раме с одной кабельной сетью)
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- изготовитель завод №586, красноярский завод №1001
- состав блока РД-217 две камеры, ТНА, восстановительный газогенератор, пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы
- соотнош. компонентов топлива 2,5
- тяга у земли, тс 226-226,5
- тяга в пустоте, тс 255,4-266
- удельный импульс, с:
на земле 246
в пустоте 289
- давление, кгс/см2:
в камере сгорания 75
на срезе сопла 0,4
- время работы, сек 90
- вес, кг:
сухой конструкции 1960
залитого двигателя 2240
- высота, м 2,188
- диаметр, м 2,789
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД РД-851 (8Д63У)
- разработчик КБ-4 ОКБ-586
- гл. конструктор И.И.Иванов
- тяга у земли, тс 28,85
- тяга в пустоте, тс 33
- удельный импульс, с:
у земли 235-243
в пустоте 273-279
- число включений 1
- время работы на режиме, с:
основном 110 дросселированном 5
- вес, кг 403

Вторая ступень 8С82У (8С82УФ2):
Размеры, м:
- длина 10,8
- диаметр 2,4
Двигатель: двухамерный ЖРД 8Д713 (РД-219) с ТНА без дожигания
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- состав две камеры, ТНА, газогенератор, агрегаты автоматики, рама и др.
- запуск сразу на главную ступень
- регулировка тяги расход топлива через газогенератор и изменение подачи окислителя через камеры
- соотношение компонентов топлива 2,5
- тяга двигателя в пустоте, тс 90
- удельный импульс в пустоте, с 293
- давление, кгс/см2:
в камере сгорания 75
на срезе сопла 0,3
- время работы, сек 125
- вес, кг:
сухой конструкции 760
залитого двигателя 797
- высота, м 2,030
- диаметр, м 2,162
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД РД-852 (8Д64У)
- разработчик КБ-4 ОКБ-586
- гл. конструктор И.И.Иванов
- тяга в пустоте, тс 4,92
- удельный импульс в пустоте, с 250-255
- число включений 1
- время работы, с 143
- вес, кг 133

Стартовый комплекс:
Тип групповой шахтный 8П764
Разработчик КБ-1 ЦКБ-34
Гл. конструктор Е.Г.Рудяк
Тип защитного устройства плоская сдвижная крыша
Открытие крыши по рельсам в сторону
Наведение по азимуту поворотное пусковое устройство вместе с ракетой, с пристыковаными коммуникациями системы заправки
Амортизация местная с тарельчатыми пружинами в конструкции бугелей ракеты
Система заправки горючим:
- тип скоростная - разработчик Московское ГОКБ Система заправки окислителем:
- тип стационарная 8Г157
- разработчик ГСКБ (КБТМ)
Система электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО
Размеры шахты, м:
- диаметр стакана 4,64
- диаметр шахтного сооружения 8,3
- высота 45,6
Число шахт в группе 3
Число ракет в шахте 1
Расстояние между шахтами, м 60-100
Степень защищенности ракет в ШПУ от ядерного воздействия, кг/см2 2
Предстартовая подготовка трех ракет, ч 2,5-3
Предстартовая подготовка одной ракеты, мин 20
Время пуска ракеты из полной боевой боеготовности, мин 18

Наземное оборудование:
Электрочехлы 8Ф013, 8Ф013Т, 8Ф018 и 8Ф018Т
Транспортно-стыковочная машина 8Т139
Транспортнве тележки 8Т133 и 8Т134
Ангарно-складская тележка 8Т131
Средства обслуживания 8Т0139
Кран 8Т26
Установщик ракеты
Шифр 8У240
Разработчик ЦКБТМ
Система заправки горючего:
Разработчик СКБ ЖЗТМ
Гл. конструктор В.Г.Кононов
ПРИБЛИЖЕННАЯ СИСТЕМА ЗАПРАВКИ:
Шифр 8Г74П
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ:
Разработчик КБТХМ
Гл. конструктор В.К.Филлипов
АГРЕГАТ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ:
Тип стационарный
Разработчик КБТХМ
АГРЕГАТ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАПРАВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Тип стационарный
Разработчик КБТХМ

Установщик ракеты 8У240:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Советская МБР 8К64У (Р-16У) в ШПУ с открытой крышей ЗУ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Источник:
http://nevskii-bastion.ru/r-16u-mbr/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko



Последний раз редактировалось: Rotor (4/3/2018, 14:54), всего редактировалось 4 раз(а)

Посмотреть профиль
Установка МБР 8К64У (Р-16У) в ШПУ установщиком ракеты 8У240:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
http://rvsn.ruzhany.info/plesetsk_pawlow_06.html#pril_01

Структура боевой единицы ракетного полка.
По воспоминаниям.

Основной боевой единицей полка с БРК 8П764 с МБР-16У являлась БСП.

Приведена самая последняя структуру БСП, какой она была с 1972 по 1977 гг, т.е. до момента снятия БРК с БД.

Управление БСП.

Командир БСП (подполковник, в составе смены заступал КДС рп),
Нач. штаба БСП (майор, КДС рп),
Ст. инженер БСП (майор, КДС рп),
Замполит (майор, в те годы не дежурил).

Группы подготовки и пуска (ГПП) – 1-я, 2-я, 3-я.

Командир группы (майор, ЗКДС, при предстартовой подготовке командует дежурной сменой пуска, работает за пультом командира комплекса, 1-й номер).

1-е отделение (наземного пуско-проверочного оборудования).

Начальник отделения (капитан, ЗКДС, при предстартовой подготовке то же, что и КГ, 1-й номер),
Нач. расчета (ст.лейтенант, оператор стойки подготовки и пуска, 11-й номер),
Инженер расчета (ст.лейтенант, оператор стойки подготовки и пуска, 11-й номер),
Инженер расчета (ст.лейтенант, оператор стойки подготовки и пуска, 11-й номер),
Инженер расчета (ст.лейтенант, оператор стойки подготовки и пуска, 11-й номер),
Инженер расчета (ст.лейтенант, оператор стойки подготовки и пуска, 11-й номер),
Техник пульта электропитания ( прапорщик, техник ПуЭП, 101-й номер),
Техник пульта электропитания ( прапорщик, техник ПуЭП, 101-й номер),
Техник пульта электропитания ( прапорщик, техник ПуЭП, 101-й номер),
Техник пульта электропитания ( прапорщик, техник ПуЭП, 101-й номер)
Командир отделения – электрик (сержант, техник ПуЭП, 101-й номер),
Электрик (рядовой, техник ПуЭП, 101-й номер).

2-е отделение (стартового оборудования).

Начальник отделения (капитан, в смену не входил),
Командир отделения- геодезист (сержант, прицельщик, 204-й номер),
Геодезист (рядовой, прицельщик, 204-й номер),
Командир отделения-механик (сержант, механик ЗУ , 201-й номер),
Механик (рядовой, механик ЗУ , 201-й номер),
Командир отделения – механик (сержант, механик лифта, 203-й номер),
Механик (рядовой, механик лифта, 203-й номер).

Итого в ГПП - 20 чел (8-4-8 чел).

Группа заправки (4-я группа).

Командир группы (майор, мог заступать 30-м номером – нач расчета заправки, но, как правило, в смену не ходил).

Отделение хранения и заправки КРТ.

Начальник отделения (капитан, в ДС – нач расчета заправки , 30-й номер),
Нач. расчета "Г" (ст. лейтенант, 30-й номер),
Инженер расчета (ст. лейтенант, 30-й номер),
Солдаты и сержанты, количество примерно 15 чел., заступали в смену по три человека в расчете (оператор "Г" пульта заправки, оператор "О" пульта заправки, оператор пульта СКУ – система контроля уровней),

Отделение хранения и заправки сжатых газов.

Начальник отделения (капитан, мог заступать 30-м номером),
Техник системы газового контроля (прапорщик, в смену не заступал),
Техник системы газового контроля (прапорщик, в смену не заступал),

"Живого", исполняющего обязанности по штатной должности этого техника, как правило, не было. Должность была всегда занята, но этот прапорщик либо рисовал, либо что-то мастерил в пользу полка и рд.

Эксплуатационная группа (5-я группа).

Командир группы (майор, как правило по специальности энергетик, В ДС не ходил).

Отделение энергообеспечения.

Начальник отделения (капитан, мог заступать 40-м номером- начальником ДТС, но, как правило, в смену не ходил),
Нач. расчета энергообеспечения (ст. лейтенант, в смену ходил 40-м),
Техник-энергетик (прапорщик, 40-й номер), их было примерно человека четыре.
Солдаты и сержанты (около 15 чел). Заступали в ДС по 2 человека – оператор ГРЩ и дизелист, кажется 420-й и 430-й номера.

Отделение техсистем и промстоков.

Начальник отделения (капитан, в ДС не ходил),
Нач. расчета (ст. лейтенант, в смену не ходил),
Солдаты и сержанты (около 20 человек). Заступали в ДС по 2 человека в расчете – оператор систем вентиляции (450-й номер) и оператор систем промстоков (460-й номер).
В этом же отделении закреплена была котельная, вся канализация и водопровод БСП.

Рота РЭЗМ.

Командир роты (капитан, мог заступать НДСОО-К),
Зам ком. роты (ст. лейтенант, заступал НДСОО-К),
Командир взвода (прапорщик, заступал НДСОО-К),
Командир взвода (прапорщик, заступал НДСОО-К),
Командир взвода (прапорщик, заступал НДСОО-К),
Солдаты и сержанты, около 30-40 человек.

В полку было также ОРР (отделение регламентных работ). В штат БСП не входило, подчинялось непосредственно (через зам. рп по РВО) командиру полка. Начальник отделения – капитан. В отделении были расчет борта (нач. расчета и два инженера расчета) и расчет двигателистов (нач. расчета и два инженера расчета). Солдат и сержантов около 20 чел., а вот прапорщиков, кажется, не было.

http://yasnay.ru/forum/11-38-29

Посмотреть профиль
Межконтинентальная ракета 8К64У (Р-16У) в музее РВСН Балабаново, 2012 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
https://ru.livejournal.com/81584.html

Посмотреть профиль
Шахтная позиция советской МБР Р-16У (8К64У), пл. № 60, Байконур (Тюра-Там):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фильм  № 1067 Моснаучфильм.



Последний раз редактировалось: Rotor (5/3/2018, 12:44), всего редактировалось 1 раз(а)

Посмотреть профиль
Боевые ракетные комплексы (БРК) с МБР Р-16 (Р-16У).

Существовало два варианта БРК:
8П864 «Шексна» («Шексна-Н») - наземный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16 (Р-16У).
8П764 «Шексна-В» - групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У.

После проведения ЛКИ группировка ракет Р-16 быстро наращивалась. Учёт ракет вёлся по количеству ПУ (комплекс 8П864 «Шексна» («Шексна-Н») имел 2 ПУ, 8П764 «Шексна-В» - 3 ПУ). К концу 1961 г. в СССР имелось 10 пусковых установок (ПУ), в следующем году — 50, а еще через год — 114. В конце 1964 г. насчитывалось 172 пусковые установки, а через год их численность достигло максимума — 205 единиц, в том числе около трети составляли 75 шахтных стартов (типа «В»).

По данным открытых источников, включая ряд сайтов сети Интернет, в группировку ракет Р-16 входили следующие ракетные дивизии (рд), ракетные бригады (рбр) и отдельные испытательные части полигонов:

4-я рд, ст. Дровяная (Читинская обл.) — 15 ПУ (в том числе девять — «В») в 1963–1975 гг.;

7-я рд, н.п. Выползово (под г. Бологое) -18 ПУ (в том числе шесть — «В») в 1963–1977 гг.;

8-я рд, г. Юрья (Кировская обл.) — 25 ПУ (в том числе девять — «В») в 1961–1977 гг.;

10-я рд, г. Кострома — 18 ПУ (в том числе шесть — «В») в 1962–1977 гг.;

14-я рд, г. Йошкар-Ола (Марийская АССР) -12 ПУ (все наземные) в 1962–1976 гг.;

27-я рд, г. Свободный (Амурская обл.) — 17 ПУ (в том числе три — «В») в 1962–1975 гг.;

36-я рд, г. Красноярск — семь ПУ (в том числе три — «В») в 1964–1975 гг.;

39-я рд, н.п. Пашино, под г. Новосибирск — 12ПУ (в том числе шесть — «В») в 1963–1979 гг.;

42-я рд, г. Верхняя Салда (под г. Нижний Тагил) — 20 ПУ (в том числе шесть — «В») в 1961–1976 гг.;

47-я рд, пос. Оловянная — девять ПУ (все «В») в 1964–1977 гг.;

52-я рд, пос. Бершеть (Пермская обл.) — 13 ПУ (в том числе три — «В») в 1962–1976 гг.;

54-я рд, пос. Тейково (Ивановская обл.) — 12 ПУ (все наземные) в 1962–1976 гг.;

17-я рбр, г. Шадринск, (Курганская обл.) — девять ПУ (все «В») в 1963–1977 гг.;

97-я рбр, пос. Итатка (Томская обл.) — шесть ПУ (все наземные) в 1962–1976 гг.;

5-й НИИП, г. Ленинск («Байконур») — пять ПУ (в том числе три — «В») в 1963–1967 гг.;

53-й НИИП, г. Плесецк (Архангельская область) — семь ПУ (в том числе три — «В») в 1961–1975 гг.



Последний раз редактировалось: Rotor (5/3/2018, 12:50), всего редактировалось 1 раз(а)

Посмотреть профиль
Строительство БСП с БРК 8П764 «Шексна-В» развернулось в 1961 -1965 гг. В США при разведке территории СССР стали выявлять строящиеся БРК 8П764 «Шексна-В» по их характерному виду. В разведывательных сводках им присвоили Тype ІІІА.

Художник ЦРУ изобразил Тype ІІІА в стадии средины строительства и в завершённом виде:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
http://www.ww2.dk/new/rvsn/R-16.htm

Так выглядит БСП с БРК 8П764 «Шексна-В» (Тype ІІІА) на снимке из космоса (БСП-25, Плесецк 2010 г.):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Одна из реконструкций подземных сооружений технической зоны БСП с БРК 8П764 «Шексна-В»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Посмотреть профиль
Реальное фото боевой зоны БРК 8П764 «Шексна-В», сделанное с американского спутника-шпиона 10 декабря 1966 г., г. Кострома. Это БСП-11, 10-й рд РВСН МО СССР, находящаяся на боевом дежурстве (БД):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Источник: Saddler.

БРК 8П764 «Шексна-В» с МБР 8К64У (Р-16У), пл. № 60, Байконур (Тюра-Там):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Посмотреть профиль
Боевая зона БСП, 39 рд, Новосибирск.
Соор. 2. Командный пункт (КП):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Главный вход в КП:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Лестница на обваловку КП:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Внешняя силовая гермодверь:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



Последний раз редактировалось: Rotor (6/5/2018, 11:28), всего редактировалось 5 раз(а)

Посмотреть профиль
Главный коридор КП (вид со стороны главного входа КП):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Главный коридор КП (вид на главный вход в КП):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Помещения первой ступени системы очистки поступающего в КП воздуха и вентиляционные камеры:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Помещения второй ступени системы очистки поступающего в КП воздуха:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Посмотреть профиль
В конце главного коридора - лестница на нижний уровень:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Посмотреть профиль

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения