Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

РС-2УС - управляемая ракета малой дальности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Уже во второй половине 1950-х гг. система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины 1960-х гг.

Прототип этого самолета Т-3 предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6, но обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера.

Однако к этому времени в КБ-1 коллектив ОКБ-41 под руководством К.Н. Патрухина, используя наработки по головкам самонаведения крылатых ракет, сумел разработать достаточно эффективную самолетную РЛС ЦЦ-30, способную, в частности, обеспечить наведение очередной модификации ракет семейства К-5М. Превосходство над ранее созданными РЛС семейства «Изумруд» было достигнуто применением новой элементной базы, намного более мощного передающего устройства и высокочувствительного приемника, реализацией единой антенны Кассегрена взамен двух параболических. Антенну можно было разместить в центральном теле воздухозаборника, что обеспечивало требуемые аэродинамические характеристики и упрощало эксплуатацию. Чуть больше года потребовалось специалистам КБ-1 для того, чтобы пройти путь от первых чертежей до выпуска опытной партии РЛС. По результатам проектно-конструкторских проработок 28 декабря 1957 г. вышло постановление, обязывающее ОКБ П.О. Сухого оснастить Т-3 РЛС ЦЦ-30 и ракетами К-5М.

Для функционирования в более широком диапазоне условий пуска и совмещения с новой РЛС предстояло вновь модифицировать ракету. Очередной вариант получил обозначение К-51 («изделие ИС»), но в ряде документов фигурировало обозначение К-5МС. Доработке подлежали блок питания и аппаратура управления (пятый отсек) ракеты.

С развертыванием работ по К-51 в КБ-1 вновь оказался востребован один из прежних руководителей работ по ракете Д.Л. Томашевич, которого в последний день мая 1958 г. назначили главным конструктором. КБ-1, однако, не располагало достаточной производственной базой для самостоятельного изготовления ракет, поэтому спустя пару недель организация работ вновь претерпела ряд изменений. Приказом Госкомитета по авиационной технике калининградский завод N9455 был определен в качестве опытной базы КБ-1 по К-51. Начальником КБ при заводе назначили М.Е. Екидовича, а техническое руководство возложили на То-машевича. Работавших в КБ-1 А.А. Колосова и Э.В. Ненартовича назначили главными конструкторами комплекса К-51 в целом и системы управления соответственно.

В соответствии с постановлением от 16 апреля 1958 г. применение системы К-51 предусматривалось как в составе авиационных ракетных комплексов перехвата Т-3-51 с размещением на самолете Т-3 четырех К-5М, так и комплекса СМ-12-51 на самолете СМ-12 — варианте МиГ-19 с оптимальным для сверхзвуковых условий воздухозаборником с заостренными кромками и центральным телом. Отметим, что постановлением предусматривалось также внедрение системы автоматизированного наведения истребителей «Воздух-1». Использование директорного, а в дальнейшем и автоматизированного режимов наведения истребителя в сочетании с ракетным вооружением превращало перехватчик в первую пилотируемую ступень своего рода зенитной ракеты дальнего действия, сводя роль летчика к минимуму. Выход на летные испытания Т-3-51 и СМ-12-51 планировался, соответственно, в августе и сентябре 1958 г.

Еще до оформления постановления решением Военно-промышленной комиссии от 3 марта 1958 г. задавалось переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской номер 0103), а также изготовление на заводе №153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 — самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых установках АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара).

В свою очередь на заводе №21 изготовили один СМ-12ПМ и два экземпляра подобного самолета с жидкостным ракетным ускорителем — СМ-12ПМУ. Еще в июне 1958 г. для проведения испытаний назначили летчиков Г.А. Мосолова и К.К. Коккинаки. Однако МиГ-19 устаревал все стремительнее, и после проведения в сентябре-октябре 1958 г. заводских испытаний, а с 20 декабря — совместных государственных испытаний по постановлению от 4 июля 1959 г. совершенствование его ракетоносного варианта СМ-12-51 прекратилось. Дальнейшие работы по Т-3 с К-51 проводились по постановлению от 18 марта 1959 г.

В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. Несмотря на то что комплекс предъявили на государственные испытания уже в сентябре, фактически их первый этап начался только с 3 декабря 1958 г. и продолжался до 15 мая следующего года, в то время как все этапы госиспытаний требовалось выполнить всего за три месяца. К тому же, при первых пусках по Ил-28 выявились преждевременные срабатывания радиовзрывателя, что потребовало его доработки.

Второй этап государственных испытаний системы проводился с 10 октября 1959 г. До начала следующего года удалось выполнить 90 полетов, сбив в восьми пусках четыре Ил-28 и три МиГ -15, упустив один МиГ-15 из-за отказа матчасти. В ходе этих испытаний задействовалась и система «Воздух-1», а также другие элементы авиационного комплекса перехвата. Государственные испытания завершились 9 апреля 1960 г.

В соответствии с постановлением от 10 октября 1960 г. авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет — Су-9, РЛС ЦД-30 — РП-9, ракета К-51 — РС-2УС. Комплекс перехватывал цели со скоростями 800— 1600 км/ч на высотах от 5 до 20 км. Радиолокатор обеспечивал обнаружение цели с параметрами Ил-28 на дальности 17 км, захват на сопровождение — на дальности 8-10 км. Пуск ракет производился с дистанции 2-6 км. Вероятность поражения цели на высоте 10-12 км залпом четырех ракет определялась величиной 0,8-0,9, а на высотах, близких к максимальной - 0,7-0,8.

По результатам испытаний выявилась необходимость доработки радиолокатора, и в соответствии с решением ВПК от 19 апреля 1961 г. на 120 ранее выпущенных перехватчиках РЛС ЦД-30С заменили на ЦД-30Т.

Как известно, с 1959 по 1963 г. на новосибирском заводе №153 выпустили около тысячи Су-9. Производство ракет РС-2УС осуществлялось с 1959 г., а спустя год они полностью сменили в серии РС-2У. Обеспечивалось применение РС-2УС со всех носителей ракет семейства К-5. Помимо калининградского завода №455 серийный выпуск ракет семейства К-5 осуществляли также другие предприятия: киевский №485, ижевский №575, ковровский №575, ижевский №622 и московский №43.

Помимо разработки К-51 апрельским постановлением 1958 г. предусматривались также работы по комплексу К-52 с размещением на самолетах МиГ-19 ракет с максимальной высотностью, увеличенной с 20 до 23-25 км. Изготовленные на заводе №455 опытные образцы ракет К-52 (ЦМ-4В) прошли летные испытания, но в 1959 г. тему закрыли.

Ракеты семейства К-5 впервые продемонстрировали на подвеске Су-9 на воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 г., после чего за рубежом они получили обозначение АА-1 Аlкаlу.

Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9 РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-30Т (РП-21) нашла применение и на более массовом самолете — МиГ-21ПФ. К моменту принятия на вооружение (в марте 1962 г) в качестве единственного варианта вооружения этого истребителя устанавливалась пара самонаводящих-ся ракет К-13А (Р-3С). Поскольку эти ракеты с тепловыми головками самонаведения не обеспечивали всепогодности применения, с начала 1960-х гг. велась разработка их варианта Р-3Р с полуактивной радиолокационной ГСН. Этот процесс затянулся, и в дополнение к Р-ЗС на очередной модификации МиГ-21 решили установить РС-2УС.

Уже в мае-июле 1961 г на МиГ-21ПФ №76210101 испытали доработанный радиолокатор ЦД-30ТП. В октябре того же года на МиГ-21ПФ №76210103, ранее использовавшемся для отработки вертикального оперения увеличенной площади, установили такую же РЛС и ПУ-12-40 (АПУ-6У) с ракетами РС-2УС. Заводские испытания начались на МиГ-21ПФ №76210101 с 12 марта 1962 г., в мае они продолжились на полигоне ГКНИИ ВВС. Государственные испытания К-51 на МиГ-21ПФ № 101 и 103 провели с 20 ноября 1962 г. по 3 сентября 1963 г., выполнив 86 полетов и 44 пуска ракет по Ла-17 и мишенным вариантам МиГ -15 и Ил-28, завершив их с положительными результатами и рекомендацией о принятии на вооружение.

Позже аналогичные самолеты выпускались крупной серией под наименованием МиГ-21ПФМ. В связи с расширением числа носителей РС-2УС в середине 1960-х гг. на заводах №455 в Болшево и №43 в Москве возобновилось серийное производство этих ракет, ранее уступивших свое место на сборочных линиях более поздним К-8М и К-13. Московский завод «Коммунар» поставлял ракеты советским ВВС до 1974 г. На самолетах семейства МиГ-21, в особенности поставленных за рубеж, и подошла к завершению служба ракет семейства К-5 после снятия Су-9 с вооружения в конце 1970-х гг.

Ракеты К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 развернулось в соответствии с переданной в конце 1950-х гг. лицензией.

В целом создание ракет семейства К-5 способствовало становлению промышленной базы для выпуска ракет класса «воздух—воздух», позволило освоить ракетное вооружение в войсках, обеспечило всепогодное применение фронтовой истребительной авиации в период до появления легких ракете радиолокационными головками самонаведения, что было достигнуто только к концу 1960-х гг.

Ракеты семейства К-5 обеспечивали перехват скоростных целей в широком диапазоне высот: от 800 до 20000 м. При этом все модификации обладали рядом общих недостатков: возможностью атаки целей только в ракурсе до 1/4 с задней полусферы, необходимостью удержания луча РЛС на цели в течение всего полета ракеты, явно недостаточной величиной допустимого превышения цели над перехватчиком, неэффективностью применения по целям, маневрирующим с перегрузкой более 1,5-2 единиц.

Дальность пусков в ЗПС - 2-6 км
Высота полета целей - 0,8-20 км
Скорость целей - до 1600 км/ч
Масса ракеты - 84 кг
Масса боевой части - 13 кг
Длина ракеты - 2,45 м
Диаметр ракеты - 0,2 м
Размах крыла (с трассерами) - 0,65 м



Источник: Техника и Вооружение №9 2005 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения