Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

С-8 - авиационный реактивный снаряд

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
В 1965 году Правительством и Минобороны были выдвинуты требования к перспективным ударным самолетам. Развернутыми документами детально оговаривались не только их характеристики и технические возможности, но и оборудование и вооружение. В числе средств поражения, помимо обычных и ядерных бомб и управляемых ракет, назывались и НАР новых типов. Ставя задание «О создании самолета-штурмовика Т-58М» (будущего Су-24), Постановление Совмина № 648-241 от 24 августа 1965 года предусматривало его вооружение реактивными снарядами повышенной мощности и эффективности. Формируя основные требования к перспективным реактивным снарядам типа АРС-60-80 калибра 80 мм, в числе основных характеристик назывались масса 14-16 кг при БЧ в 4-6 кг, дальность пуска 3,5-4 км, дополнительная скорость снарядов (под ней, ввиду полета самолета с некоторой собственной скоростью, понималась скорость, сообщаемая снаряду его двигателем) 750-850 м/с, техническое рассеивание - 0,2% от дальности, максимальная скорость носителя с НАР - 1500 км/ч. Существующие снаряды типа С-5 новая система должна была превосходить по всем показателям: по мощности БЧ - в 5-6 раз, по дальности - вдвое и по точности - более чем в 1,5 раза. Применять АРС-60-80 предполагалось из 19-зарядных блоков с возможностью их использования на околозвуковых скоростях с малых высот. Сроком предъявления самолета «с полным составом оборудования и вооружения» на совместные госиспытания назначался 2-й квартал 1969 года.

С задачей конструкторы тульского КБ «Точмаш» (так с 1966 года называлось ОКБ-16) справились вовремя, хотя в процессе разработки система претерпела ряд изменений. Поначалу предполагалась схема снаряда с надкалиберной БЧ (что и обусловило «двойное» наименование АРС-60-80). Она уступила место аэродинамически более совершенной и технологичной конструкции с корпусом двигателя и БЧ равных поперечных размеров. Сам калибр 80 мм, ранее не применявшийся в отечественных артиллерийских и ракетных системах, определился довольно просто - для достижения требуемых характеристик оказалось достаточным на 40% увеличить калибр существовавших снарядов типа С-5, что давало в точности двойное возрастание поперечного сечения конструкции, с соответствующими искомыми возможностями. В устройстве использовались новейшие конструктивные и технологические решения, позволившие повысить как боевые качества, так и эксплуатационную пригодность и технологичность в производстве (игравшие не последнюю роль при массовости оружия).

Ряд решений и узлов заимствовался у удачных зарубежных моделей, успевших зарекомендовать свои достоинства. Так, на изделиях французской фирмы Thomson-Brandt был отработан узел стабилизации с принудительным раскрытием оперения газовым поршнем, широко использовались корпуса РДТТ из легких сплавов, прежние пороха уступали место топливам более современной рецептуры, высококалорийным и менее влияющим при пуске ракет на работу силовой установки самолета.

Авиационная реактивная система АС-8 включала снаряды типа С-8 калибра 80 мм и 20-зарядные блоки Б-8. Общее устройство С-8 развивало схему С-5, однако с рядом существенных отличий. Корпус твердотопливного двигателя, весившего 7,15 кг, изготавливался из высокопрочного алюминиевого тянутого профиля, позволившего снизить вес и трудоемкость изготовления изделия. Легкий корпус позволил довести весовую отдачу РДТТ по топливу до 45% (у С-5, где корпус был стальным, этот показатель был на 20% ниже). Одноканальная топливная шашка из пороха марки ВИК-2Д весом 3,17 кг обеспечивала суммарный импульс тяги 5500 н.с (втрое превышая аналогичный показатель С-5). Работавший 0,88 сек (при температуре +20°С, при отрицательных температурах параметры горения несколько менялись) двигатель разгонял ракету до 650-690 м/с. Начальная скорость С-8 при выходе из ствола составляла 50 м/с. Поскольку работа обычного центрального сопла сопровождалась неизбежным эксцентриситетом тяги, возникавшим по технологическим причинам из-за некоторой несоосности сопла и корпуса и ведущим к неустойчивости на траектории, более мощный РДТТ С-8 получил 6-сопловый блок, компенсировавший негативный эффект за счет осреднения эксцентриситета.

Повышение устойчивости было достигнуто также за счет конструктивного решения блока стабилизации, шесть прямых перьев которого в сложенном положении шарнирно укладывались между сопел, а при выходе снаряда из ствола принудительно раскрывались газовым поршнем под давлением отбираемых из РДТТ пороховых газов. Необходимая задержка, предохраняющая от раскрытия оперения в стволе, что грозило бы застреванием снаряда, обеспечивалась пиротехническим замедлителем, только после прогорания которого пороховые газы попадали к поршню, а ракета за это время успевала выйти из направляющей. Распахнутые перья жестко фиксировались. Такое устройство обладало существенными преимуществами перед оперением С-5, распахивавшиеся лепестки которого требовали свободной посадки в осях, что отрицательно сказывалось на жесткости узла и кучности стрельбы. В сложенном виде перья стабилизатора С-8 прикрывались металлическим стаканом на хвостовой части ракеты, служившим для ее удержания в блоке и подачи электроимпульса для пуска с помощью контактных скоб. Для повышения прочности и жесткости, а также по соображениям удешевления производства, перья выполнялись стальными. При разгоне оперение обеспечивало раскрутку ракеты до 2000 об/мин (на треть выше частоты вращения снарядов типа С-5). Конструктивные меры, наряду с повышением скорости и баллистического качества массивной ракеты (по этому параметру С-8 в полтора раза превосходила С-5М), позволили существенно повысить точностные характеристики, оценивавшиеся как в 1,5-1,7 раза лучшие, чем у снарядов типа С-5.

С-8 несла БЧ кумулятивно-осколочного действия массой 3,6 кг, содержавшую 1 кг ВВ типа А-ІХ-10 (прессованный гексоген с добавками, обеспечивающими сильное фугасное и хорошее зажигательное действие). Толщина пробиваемой брони составляла 300 мм при угле встречи 30° от нормали. Осколочное действие усиливалось «рубашкой» из 17 стальных колец, надетых на корпус и разлетавшихся по надрезам с образованием 400 убойных фрагментов массой 3 г. Ракета комплектовалась встроенным пьезоэлектрическим взрывателем Н-26А с повышенной мгновенностью срабатывания в 40 мкс. Для обеспечения безопасности при пуске он переводился в боевое состояние спустя 1,5-1,9 с после старта, когда ракета удалялась от самолета на 550-650 м. Для более рационального подрыва устройство взрывателя выполнялось разнесенным голово-донным: срабатывание головного датчика взрывателя Н-26А приводило в действие донную исполнительную часть взрывателя, обеспечивавшую внутреннюю детонацию БЧ. Такое решение обеспечивало заданное быстродействие в сочетании с надежностью, позволяя избежать разрушения взрывателя при ударе без его срабатывания.

Длина - 1566 мм; Размах -374 мм; Вес НАР - 11,55 кг; Вес БЧ - 3,6 кг; Дополнительная скорость - 692 м/с.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В.Марковский, И.Приходченко - "Неуправляемые ракеты С-8"

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения