Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Т-54 обр.1947 г. (Т-54-1, объект 137) - средний танк

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Танк Т-54 был разработан в августе-сентябре 1946 г. в КБ (отдел 520) завода № 183 им. Сталина под руководством А.А. Морозова с учетом результатов межведомственных испытаний двух опытных машин образца №3, проведенных в период с 20 июля по 10 августа 1946 г. на заводском полигоне. Организация серийного производства машины на заводе №183 осуществлялась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №960-402 от 29 апреля 1946 г. За период подготовки серийного производства завод N9183 изготовил еще два опытных танка Т-54. Один из них, собранный в сентябре 1946 г. по образцу №3, но с измененными ходовой частью и трансмиссией, в период с 18 сентября по 28 октября подвергся заводским испытаниям пробегом в объеме 2000 км. Второй танк с новым корпусом и башней (образец №4), изготовленный в феврале 1947 г., предназначался для межведомственных испытаний, которые состоялись в районе Нижнего Тагила с 1 по 12 марта 1947 г.

В апреле 1947 г. завод №183 для проведения окончательных контрольных испытаний предъявил два головных образца первой серии танков Т-54 (образцы N95 и N96), изготовленных с учетом всех требуемых ГБТУ изменений. На основании положительных результатов контрольных испытаний, прошедших в районе Нижнего Тагила в период с 24 апреля по 27 мая 1947 г., завод №183 с июля того же года приступил к серийному производству танка Т-54 (совместное решение Министерства транспортного машиностроения и Военного министерства (командующего БТ и МВ ВС) от 23-24 июня 1947 г.). С постановкой на серийное производство машине был присвоен индекс «Объект 137». С 1948 г. к выпуску танка подключились заводы №75 (Харьков) и №174 (Омск).
За время серийного изготовления Т-54, которое завершилось в мае 1955 г., танк дважды (в 1949 и 1951 г.) подвергался серьезной модернизации без изменения своей марки. Дальнейшее совершенствование танка в ходе производства осуществлялось под руководством исполняющего обязанности главного конструктора А.В. Колесникова, а затем Л. Н. Карцева, назначенного главным конструктором завода №183 в марте 1953 г.
Различают три серии машины: 1-я серия - обр. 1947 г. (выпуска 1947-1948 гг.), 2-я - обр. 1949 г. (выпуска 1949-1951 гг.) и 3-я - обр. 1951 г. (выпуска 1951-1955 гг.). На вооружение Т-54 приняли только в 1950 г. приказом Военного министра СССР №112 от 12 июня. За время серийного выпуска для оснащения Советской Армии было изготовлено 10245 танков (непосредственно линейных танков, включая учебные, без учета машин, предназначавшихся для переоборудования в командирские варианты, выпуск которых приводится отдельно).

Танк Т-54 обр.1947 г. находился в серийном производстве с июля 1947 г. по январь 1949 г. Выпуск танка был прекращен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №313-109 от 26 января 1949 г. ввиду большого количества рекламаций из войск. За этот период собрали 617 боевых машин. Однако дополнительно в течение I полугодия 1949 г. заводы изготовили еще 96 учебных танков (танки, собранные из деталей, не подвергавшихся изменениям в процессе модернизации, с использованием башен с массой, не превышавшей установленную (4700 кг), и корпусов, изготовленных из броневых листов толщиной не более номинала и в минусовых допусках).

Танк имел классическую схему общей компоновки с экипажем из четырех человек, установкой основного оружия во вращающейся башне и поперечным расположением двигателя в МТО, надежную броневую защиту и высокую подвижность.

В носовой части корпуса, в отделении управления у левого борта располагалось рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотной броневой крышкой и закрывающим механизмом. В отделении управления, помимо сиденья механика-водителя, размещались органы управления движением танка, контрольно-измерительные приборы, четыре аккумуляторные батареи, выключатель батарей, часть ЗИП, аппаратТПУ и привод управления курсовыми пулеметами. В правой носовой части корпуса находились два топливных бака и основная часть боекомплекта. Для наблюдения за полем боя и вождения машины при закрытой крышке люка механик-водитель пользовался двумя призменными перископическими смотровыми приборами, устанавливавшимися перед входным люком в специальных шахтах верхнего лобового листа. Левый прибор обеспечивал обзор вперед и частично влево, правый прибор, располагавшийся под углом 15° относительно левого, — вперед и частично вправо. Сверху призмы смотровых приборов защищались броневыми крышками. При движении танка с открытым люком над головой механика-водителя мог монтироваться защитный колпак со смотровым стеклом, имевшим электрообогрев.

В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса и внутренний объем башни, непосредственно в башне находились рабочие места остальных членов экипажа (слева от пушки — наводчика и командира танка, справа - заряжающего), основное и вспомогательное оружие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, механизмы и электрооборудование поворота башни, а также часть боекомплекта. В боевом отделении в корпусе танка размещались часть боекомплекта, два баллона со сжатым воздухом, часть ЗИП, вращающееся контактное устройство и три углекислотных баллона системы ППО. Для наблюдения за полем боя заряжающим и наводчиком в крыше башни над их рабочими местами устанавливалось по одному поворотному смотровому прибору МК-4. Над рабочим местом командира танка на крыше башни монтировалась низкопрофильная командирская башенка, во вращающемся основании люка которой имелись три прибора наблюдения: центральный прибор ТПК-1 (до 1948 г. на части машин использовался смотровой прибор МК-4), слева и справа от него - смотровые призмы.

Нижний погон шариковой опоры командирского люка имел зубья и шкалу, деления которой соответствовали делениям нижнего погона шариковой опоры башни. Связь между этими двумя погонами осуществлялась с помощью специального привода, который при повороте башни обеспечивал вращение нижнего погона командирского люка в сторону, обратную повороту башни.

Посадка и выход экипажа, располагавшегося в боевом отделении, производились через люк командирской башенки и люк в крыше башни над рабочим местом заряжающего, закрывавшиеся броневыми крышками на петлях. Кроме того, в отделении управления за сиденьем механика-водителя в днище корпуса танка находился люк запасного выхода, крышка которого открывалась внутрь корпуса.

В кормовой части корпуса машины находилось МТО, отделявшееся от боевого отделения моторной перегородкой. В нем размещались двигатель с обеспечивавшими его работу системами и агрегаты трансмиссии. В верхней части моторной перегородки в нише на съемном кронштейне крепился вентилятор боевого отделения. Нижняя часть перегородки была выполнена съемной и служила для доступа к топливному распределительному крану, ручному маслоподкачивающему и топливоподкачивающему насосам, рукоятке крана системы охлаждения и фильтру грубой очистки.

Оружие танка включало 100-мм нарезную пушку Д-10Т, спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43, два курсовых пулемета СГ-43 и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК обр. 1938/46 г.

Пушка монтировалась в амбразуре башни в рамке. Для уменьшения трения цапфы люльки устанавливались в игольчатых подшипниках (с 1948 г.). Вылет ствола пушки составлял 2580 мм, высота линии огня - 1790 мм. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-20 с обогревателем защитного стекла. При стрельбе с закрытых огневых позиций применялись боковой уровень и угломерный круг, нанесенный на нижнем погоне опоры башни. Прицельная дальность стрельбы из пушки составляла 6800 м, максимальная - до 15600 м, непоражаемое (мертвое) пространство - 20 м. Практическая скорострельность из пушки достигала 7-10 выстр./мин.

Наводка спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялась наводчиком с помощью подъемного механизма пушки, в горизонтальной - вращением механизма поворота башни. Подъемный механизм пушки секторного типа со сдающим звеном обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +18°. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы (ЭПБ-1). Максимальная скорость поворота башни от электропривода с помощью контроллера КБ-ЗА достигала 13 град./с, минимальная - 1 град./с. Для предохранения от поломок механизм поворота башни был снабжен фрикционной муфтой сухого трения. Электродвигатель механизма поворота башни мог включаться наводчиком с помощью контроллера или командиром танка с помощью устройства командирского управления (целеуказания) нажатием кнопки на левой рукоятке прибора наблюдения ТПК-1.

Система командирского управления состояла из электрических и механических устройств, позволявших командиру танка управлять поворотом башни независимо от наводчика. В этом случае у наводчика загоралась сигнальная лампочка. Для исключения управления электроприводом с места командира при использовании наводчиком ручного привода механизма поворота башни в системе управления устанавливалась блокировка. Поворот башни при управлении (целеуказании) командиром осуществлялся по кратчайшему пути с максимальной скоростью.

Выстрел из пушки производился при нажатии на рычаг ее электроспуска, находившегося на рукоятке маховика подъемного механизма пушки, или на рычаг ручного (механического) спуска на левом щите ограждения пушки.

При стрельбе из пушки использовались унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом ОФ-412 (с полным или уменьшенным зарядами) и бронебойно-трассирующим снарядом БР-412. Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда БР-412 составляла 895 м/с, дальность прямого выстрела при высоте цели 2м- 1000 м, бронепробиваемостъ на дальности прямого выстрела - 135 мм (110 мм - по броневой плите, расположенной под углом 60° от вертикали). При необходимости мог применяться бронебойно-трассирующий снаряд БР-412Б (тупоголовый с баллистическим наконечником). В этом случае бронепробиваемость на дальности прямого выстрела составляла, соответственно, 150 и 120 мм. Дальность прямого выстрела при стрельбе осколочно-фугасным снарядом с начальной скоростью 900 м/с равнялась 1100 м.

Спаренный пулемет монтировался в специальном кронштейне справа от пушки. Стрельбу из него также вел наводчик (кнопка включения электроспуска пулемета располагалась в рукоятке контроллера КБ-ЗА механизма поворота башни), заряжание и взведение пулемета производил заряжающий. Питание пулемета - ленточное, из магазина, установленного на рамке с правой стороны кронштейна крепления пулемета. Дальность эффективного огня из пулемета составляла 2300 м, непоражаемое пространство - 21,2 м, боевая скорострельность достигала 200-250 выстр./мин.

Два курсовых пулемета, крепившиеся на направляющих кронштейнах, размещались в специальных бронированных ящиках (коробах) с крышками на левой и правой надгусеничных полках (каждый ящик крепился шестью болтами к бонкам полок и к корпусу машины). Высота линии огня курсовых пулеметов составляла 1440 мм. Стрельбу из обоих пулеметов вел механик-водитель, который наводил их на цель поворотом танка (кнопки электроспусков курсовых пулеметов располагались в верхней части рычагов управления). Установка на боевой взвод пулеметов производилась механиком-во-дителем с помощью специального тросового привода, находившегося на левом борту корпуса отделения управления. Привод имел два стопора, блокировавших взведение пулеметов (стопоры выключались только перед стрельбой) и тем самым исключавших возможность произвольных выстрелов из пулеметов при случайном нажатии на кнопку электроспуска.

Внутри каждого ящика у пулемета монтировались две специальные коробки с пулеметными лентами. Укладка лент с патронами и заряжание пулеметов (перестановка коробок) производились снаружи танка (требовался выход из машины одного из членов экипажа). Очистка ящиков от стреляных гильз осуществлялась по израсходовании обеих пулеметных лент.

Зенитный пулемет ДШК устанавливался на специальной поворотной турели между входными люками заряжающего и командира танка. Стрельбу из него при открытой крышке люка вел заряжающий, стоя на своем сидении. Наводка пулемета в воздушную цель производилась вручную с помощью коллиматорного прицела К8-Т, а в наземную - с помощью рамочного прицела. Придание пулемету необходимых углов возвышения осуществлялось усилием стрелка с использованием пружинного уравновешивающего механизма, расположенного на турели. Углы наводки пулемета по вертикали находились в пределах от -3 до +85°. В горизонтальной плоскости пулемет наводился поворотом вертлюга турели. Питание пулемета патронами - ленточное, из магазина-коробки. Боевая скорострельность пулемета ДШК составляла 125 выстр./мин.

В боекомплект танка входили 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов (14 лент) к пулеметам СГ-43, 150 патронов (3 ленты) к пулемету ДШК. Пушечные выстрелы размещались в специальных укладках в корпусе и башне машины. В носовой части корпуса находилась стеллажная укладка на 20 выстрелов, в боевом отделении в корпусе в хомутиковой укладке крепились: на правом борту - 3 выстрела, на левом - 2 выстрела, у моторной перегородки - 1 выстрел. В нише башни укладывалось 7 выстрелов, на правой стенке башни - 1 выстрел. Патроны к пулеметам СГ-43 размещались в десяти штатных магазинах-коробках (по четыре - на правом борту корпуса за стеллажом и на кронштейне сиденья наводчика, по одной - на моторной перегородке справа и на кронштейне спаренного пулемета) и в четырех специальных — в бронированных коробах курсовых пулеметов (по 250 патронов в каждом). Три магазина-коробки к пулемету ДШК по 50 патронов в каждой располагались: на днище танка (справа сзади сиденья механика-водителя), в отделении управления (справа от сиденья механика-водителя) и на левом борту корпуса над снарядами. Кроме того, в боевом отделении укладывались 12 ручных гранат Ф-1 (на стеллаже под выстрелами у моторной перегородки на левом борту) и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами (на левом борту башни над радиостанцией).

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины — сварной из катаных листов гомогенной брони толщиной 20, 30, 45, 80 и 120 мм. Конструкция корпуса обеспечивала рациональное использование его объема и высокую снарядо-стойкость. Носовая часть корпуса состояла из верхнего и нижнего броневых листов толщиной 120 мм с углом наклона от вертикали 60 и 55° соответственно. Верхний лобовой лист нижней кромкой встык приваривался к выф-резеровке в верхней кромке нижнего лобового листа. С октября 1947 г. для наиболее прочного соединения этих двух листов стало применяться шиповое сварное соединение по форме «ласточкин хвост».

Лобовые (верхний и нижний) листы корпуса в верхней своей части сваривались с подбашенным листом, в нижней - с днищем, а боковыми кромками - с правым и левым вертикальными бортовыми листами толщиной 80 мм. В верхней части левого борта имелся вырез под патрубки отработавших газов двигателя, напротив которого к борту приваривалась часть выпускного патрубка.

В кормовой части к бортам корпуса приваривались кормовые (верхний, средний и нижний) броневые листы и картеры бортовых редукторов, в верхней части - подбашенный лист, в нижней - днище. В верхнем кормовом листе корпуса имелся лючок для доступа к подогревателю и выхода газов от нагревательной лампы пародинамического подогревателя, закрывавшийся броневой крышкой, а справа и слева от него - отверстия для тросов привода механизма сброса дымовых шашек. В среднем кормовом листе располагался люк с броневой крышкой для доступа к вентилятору. В нижнем кормовом листе корпуса под пародинамическим подогревателем находился лючок для установки специальной нагревательной лампы.

В центральной части подбашенного листа крыши корпуса имелся круглый вырез с выточкой и отверстиями для установки неподвижного погона опоры башни, в передней части слева - люк механика-водителя, справа - лючок с броневой крышкой для заправки передних топливных баков. Боковые части подбашенного листа, выступавшие за борта корпуса, были защищены броневыми планками, приваривавшимися к бортам и подбашенному листу. Съемный лист крыши над двигателем состоял из трех частей. Передняя часть располагалась над двигателем; в ней имелись лючок с крышкой для заправки средней группы топливных баков и три больших люка, закрывавшиеся броневыми крышками на петлях и служившие для доступа к двигателю, топливному насосу, топливному фильтру тонкой очистки, воздухоочистителям и другим агрегатам двигателя. Средняя часть крыши, находившаяся над водяным радиатором, откидывалась на петлях и стопорилась в открытом положении. Открывание крыши облегчалось с помощью двух торсионов. На крыше устанавливались двухстворчатые управляемые жалюзи для прохода охлаждающего воздуха, которые закрывались защитной сеткой. Сзади в крыше был сделан лючок с крышкой для заправки масляного бака. Задняя часть съемного листа, располагавшаяся над вентилятором, представляла собой поперечную балку, крепившуюся к бортам. Слева в ней размещались одностворчатые регулируемые входные жалюзи. Для увеличения сечения выходного окна в условиях летней эксплуатации танка, на крыше имелись две откидные крышки. Над ними и над выходными жалюзи монтировались откидывавшиеся на петлях защитные сетки.

Днище корпуса корытообразной формы состояло из трех сваренных между собой броневых листов толщиной 20 мм. Жесткость днища была увеличена за счет продольных и поперечных (под торсионы) выштамповок. Вдоль бортов корпуса в днище вваривались по пять кронштейнов осей балансиров и по два фланца для крепления гидроамортизаторов. Помимо аварийного (запасного) люка, с левой стороны днища под двигателем находился подмоторный люк с броневой крышкой, обеспечивавший доступ к масляному и водяному насосам и топливоподкачивающей помпе. Для доступа к тягам привода главного фрикциона служил лючок, также располагавшийся в днище корпуса и закрывавшийся крышкой. Кроме того, в днище имелись лючки с крышками, обеспечивавшие доступ к сливным пробкам: масла - из агрегатов трансмиссии (входного редуктора, коробки передач, бортовых редукторов) и масляного бака; топлива - из средней и передней групп баков; охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя; удаления охлаждающей жидкости, топлива и масла, скапливавшихся на днище, а также доступа к оттяжным пружинам тормозных лент ПМП.

На верхнем лобовом листе корпуса приваривались два бук сирных крюка с пружинными защелками, две стойки для крепления доски, предохранявшей приборы наблюдения механика-водителя от забрызгивания грязью или снегом при движении машины, и ограждение с кронштейном для крепления фары. В передней части корпуса снаружи к каждому борту приваривались кронштейны кривошипов направляющих колес, внизу - по пять резинометаллических упоров балансиров опорных катков, сзади - отбойный кулак для досылания в исходное положение пальцев гусеницы во время движения танка. В верхней части бортов крепились надгусеничные полки с откидными передними грязевыми щитками. На надгусеничных полках, кроме броневых ящиков курсовых пулеметов, устанавливались дополнительные топливные и масляный баки, электросигнал, ящик с ЗИП, а также укладывались два буксирных троса. К левой надгусеничной полке (в районе МТО) приваривалась нижняя часть выпускного патрубка.

На среднем кормовом листе корпуса крепились ящик с ЗИП и две дымовые шашки МДШ. В местах стыка среднего и нижнего кормовых листов приваривались два буксирных крюка с защелками.

Башня танка - литая, полусферической формы с вварной крышей, состоящей из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой. Корпус башни отливался из броневой стали марки 71 Л. Толщина брони в ее лобовой части составляла 193 мм при угле наклона 27° от вертикали, бортов - от 160 до 125 мм с переменным углом наклона от 0 до 40°. Башня устанавливалась на шариковой опоре в кольцевой выточке подбашенного листа корпуса. Опора башни представляла собой радиально-упорный шарикоподшипник с охватывающим подвижным погоном (шарики имели по две точки касания с тороидальной формой боковых дорожек погонов). Такой тип конструкции опоры башни обеспечивал ее высокую прочность, более равномерную нагрузку на шарики при выстреле из пушки и надежное удержание от опрокидывания без применения специальных захватов. Для изготовления погонов применялась высоколегированная сталь 45ХНМ, для шариков — ШХ-15. Диаметр опоры башни «в свету» составлял 1800 мм, диаметр шариков -30,2 мм (в опору башни укладывалось 160 шариков).

Характерной особенностью конструкции башни являлась широкая (1000 мм) амбразура пушки и спаренного пулемета и наличие обратного скоса («замана») в ее нижней части по всему периметру. Наличие «замана» было обусловлено необходимостью обеспечения открытия крышки люка механика-водителя при любом положении башни. Однако это привело к образованию ослабленных зон броневой защиты в подбашенном листе корпуса танка.

Амбразура для установки пушки располагалась в передней части башни и закрывалась подвижной броневой защитой, надевавшейся на ствол пушки и крепившейся болтами к переднему бурту люльки. Амбразура относилась к типу амбразур башни с замкнутым периметром, что обеспечивало требуемую снарядос-тойкость, жесткость и прочность, а также малый проем амбразуры. Вместе с тем, процесс монтажа и демонтажа пушки был более сложным и трудоемким по сравнению с другими типами амбразур, у которых отсутствовала верхняя или нижняя перемычка. Монтаж пушки производился стволом вперед при поднятой задней части башни. В подвижной броневой защите имелись амбразуры для спаренного пулемета и прицела.

В левой части вварной крыши находился люк заряжающего, в правой - вырез с отверстиями под монтаж командирской башенки, основание которой крепилось к крыше с помощью болтов. На основание командирской башенки перед прибором ТПК-1 приваривался це-леуказатель. В передней части крыши вваривался корпус вентилятора, а слева - бронированный стакан антенного ввода. Впереди люка заряжающего и перед антенным вводом на крыше башни было сделано по одному отверстию под установку смотровых приборов МК-4. В крышке командирского люка находился лючок для сигнализации, закрывавшийся броневой крышкой. Сзади люка заряжающего приваривалась ось для монтажа турели зенитной установки.

Кроме того, в передней части и корме башни приваривались по два крюка для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже, на бортах - четыре поручня для танкового десанта. В кормовой части башни также располагались бонки для крепления укрывочного брезента и защитного колпака механика-водителя со смотровым стеклом.

Внутри башни слева от сиденья командира танка находился гребневой стопор башни, который обеспечивал разгрузку механизма поворота башни и стопорение башни в любом положении.

В качестве противопожарного оборудования в танке применялась автоматическая углекислотная установка ППО двухкратного действия. Для тушения пожара в боевом отделении она могла приводиться в действие вручную, кнопками включения, установленными в отделении управления и в башне танка. Установка обеспечивала тушение трех раздельных пожаров в моторно-трансмиссионном или боевом отделении, или одновременного пожара в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и затем второго пожара в одном из этих отделений. Она состояла из трех пятилитровых баллонов с углекислотой, автоматического распределительного клапана, девяти термоэлектрозамыкателей ТЭЗ-З, распылителей и трубопроводов. Баллоны ППО располагались в заднем правом углу боевого отделения. Автоматический распределительный клапан, находившийся в боевом отделении, после срабатывания электрозапала (пиропатрона) направлял углекислоту из баллона к очагу пожара. Термоэлектрозамыкатели предназначались для замыкания электроцепи реле при возникновении пожара и приведения в действие противопожарного оборудования, а также размыкания этой цепи при понижении температуры в районе пожара. Пять распылителей размещались в моторно-трансмиссионном отделении и четыре - в боевом.

Для тушения незначительных очагов пожаров внутри или снаружи танка могли быть использованы два ручных тетрахлорных (ОТ-2) или углекислотных (ОУ-2) огнетушителя, один из которых находился в отделении управления, второй - в боевом отделении.

Для постановки дымовой завесы служили две дымовых шашки МДШ, крепившиеся на кормовом листе корпуса и имевшие систему дистанционного электроподжига и сброса (с помощью индивидуального тросового привода). Поджиг дымовых шашек производил наводчик при нажатии кнопок электрозапалов на специальном щитке, установленном на левой стороне боевого отделения. Рукоятки привода сброса шашек находились на бортах корпуса в боевом отделении танка. Шашку с правой стороны сбрасывал заряжающий, с левой стороны - наводчик.

В МТО танка устанавливался дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин. Пуск двигателя мог производиться электростартером СТ-16 мощностью 11 кВт (15 л.с.), сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов или комбинированным способом. Электростартер монтировался на кронштейне входного редуктора. Для обеспечения надежного пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха применялся пародинамический обогреватель, включенный в систему охлаждения двигателя и располагавшийся у правого борта в корме корпуса танка. Подогрев охлаждающей жидкости производился с помощью специальной паяльной лампы при воздействии ее открытого пламени на змеевик подогревателя.

В системе питания двигателя топливом использовались ручной топливоподкачивающий насос РНА-1 (Альвейер), фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливоподкачивающая помпа БНК-12Т и топливный насос высокого давления НК-10. Емкость четырех внутренних топливных баков (два передних бака располагались в отделении управления и два средних - в МТО за моторной перегородкой) составляла 530 л, трех дополнительных цилиндрических топливных баков (наружных), включенных в общую топливную систему двигателя, - 201 л. Запас хода танка по шоссе достигал 360-400 км, по грунтовой дороге — 240-260 км.

В системе воздухоочистки двигателя применялись два воздухоочистителя типа «Мультициклон», устанавливавшиеся в МТО у правого борта возле носка коленчатого вала двигателя.

Емкость циркуляционной, комбинированной системы смазки двигателя составляла 90 л (заправочная - 60 л). В дополнительном (наружном) масляном баке находилось еще 50 л. В системе применялись шестеренчатый трехсекционный масляный насос, трубчато-пластинчатый семиходовой масляный радиатор (поверхность охлаждения 12,8 м2), масляный фильтр «Кимаф», поршневой ручной маслозакачивающий насос, а также масляные манометр и аэротермометр.

В закрытой (с принудительной циркуляцией жидкости) системе охлаждения двигателя (заправочная емкость системы 65 л) использовались центробежные водяной насос и вентилятор с предохранительным фрикционом, трубчато-пластинчатый радиатор (поверхность охлаждения 60,5 м2) емкостью 33 л, а также аэротермометр охлаждающей жидкости.

Механическая трансмиссия состояла из входного редуктора с принудкгтельной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали) с шариковым механизмом выключения, пятиступенчатой двухвальной коробки передач с двумя инерционными синхронизаторами на II и III, IV и Vnepe-дачах, привода к вентилятору со сдающим звеном (фрикционом), двух двухступенчатых ПМП и двух простых однорядных бортовых редукторов с передаточным числом 6,77.

Приводы управления главным фрикционом и ПМП - механические, с серводействием.

В системе подрессоривания применялись индивидуальная мо-ноторсионная подвеска (с максимальным углом закрутки торсионов 44°) и рычажно-лопастные гидроамортизаторы двухстороннего действия (с ноября 1947 г.), установленные на ее крайних узлах. Ход балансиров ограничивался специальными упорами - кронштейнами. В теле балансиров размещались резиновые буферы. От продольного смещения балансиры удерживались опорами, выступы которых входили в пазы ограничителей, привернутых к балансирам. Первые и пятые балансиры отличались от остальных тем, что имели проушины для соединения с рычагом амортизатора. Балансиры каждого борта, за исключением пятого, монтировались по ходу танка, а пятый балансир - против хода.

В состав гусеничного движителя входили: два литых направляющих двухдисковых колеса с двухчервячными механизмами натяжения гусениц; десять литых опорных катков с массивными резиновыми шинами (наружной амортизацией); два литых ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами и две мелкозвенчатые (шаг трака 137 мм) гусеницы с ОМ Ш. Опорные катки левого борта были смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Венцы ведущих колес имели 13 зубьев. Каждая гусеница собиралась из 91 трака (45 с гребнями и 46 без гребней), соединенных между собой шарнирно с помощью 91 пальца. Траки шириной 500 мм отливались из стали Гадфильда (Г13ФЛ). Масса одной гусеницы составляла 1200 кг. Для улучшения проходимости танка при движении по грунтам с низкой несущей способностью на безгребневые траки могли устанавливаться шпоры, для чего в середине этих траков имелось отверстие под крепежный болт.

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, за исключением аварийного освещения. Напряжение бортовой сети составляло 24-26 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 (соединенные между собой параллельно-последовательно) общей емкостью 256 А ч и генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-24. Основными потребителями электроэнергии являлись: электростартер СТ-16; электропривод механизма поворота башни (мотор-генератор АБ-60, мотор поворота башни МПБ-52, контроллер КБ-ЗА, устройство командирского управления); мотор-вентиляторы МВ-42; реле электроспусков пушки (РТ-9) и пулеметов (РП-1); электросигнал ВГ-24; приборы внутреннего и внешнего освещения и сигнализации (автомобильная фара, плафоны ПТ-37, лампы КЛСТ-39, ОЛСТ-37 и ПЛТ-37, четыре габаритных фонаря с лампами ОСЛТ-37);обогреватель прицела ТШ-20; обогреватель смотрового стекла защитного колпака механика-водителя; электрозапалы баллонов ППО и дымовых шашек; радиостанция и ТПУ. На кормовом листе корпуса танка с правой стороны размещалась штепсельная розетка наружного освещения. Для передачи электроэнергии из корпуса в башню машины использовалось вращающееся контактное устройство ВКУ-27.

Для внешней связи танк оборудовался коротковолновой радиостанцией ЮРТ, для внутренней - танковым переговорным устройством ТПУ-4-Бис-Ф-26. Радиостанция размещалась в башне танка с левой стороны и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. Командир танка и наводчик могли осуществлять выход на внешнюю связь по радиостанции через аппараты ТПУ (аппарат №2 и N21 соответстве-но), которые устанавливались на левом борту башни рядом с их рабочими местами. Аппараты ТПУ №3 механика-водителя и заряжающего использовались только для внутренних переговоров. Все аппараты ТПУ, помимо колодки гнезд для подключения ларингофонов и телефонов танковых шлемофонов, имели кнопку фонического вызова.

Во второй половине 1948 г. вместо ТПУ-4-Бис-Ф-26 стало устанавливаться танковое переговорное устройство ТПУ-4-47-26 (ТПУ-47) на четыре абонента.

В процессе проведения капитально ремонта на заводах Министерства обороны СССР, начиная с 1960 г., на танках Т-54 выпуска 1947-1948 гг. были введены только новые средства связи и приборы ночного видения. Впоследствии, во втором послевоенном периоде, основная часть этих машин, еще состоявших на вооружении, в ходе капитального ремонта подверглась переоборудованию в танковые тягачи БТС-4А.

фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]  
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

источник - М.В.Павлов, И.В.Павлов "Отечественные бронированные машины"

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения