Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 257Д / ДМ - базовый тральщик

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
БТЩК пр. 257Д и пр. 257М спроектированы Западным ПКБ под руководством соответственно Д.И. Рудакова и В.И. Блинова. Они создавались как узкоспециализированные ТЩК, предназначенные для борьбы с донными минами при помощи искателя-обозначителя (ИТ-2) и искателя-уничтожителя (ИУ-1). Изначально рассматривались два варианта проекта - с корпусом из древесины (пр. 257Д) и маломагнитной стали (пр. 257М). При полной идентичности всех требований задания в обоих проектах варьировался лишь материал корпуса корабля. В 1957 г. было принято решение о постройке по одному ТЩК обоих проектов с тем, чтобы на основании результатов их испытаний выбрать оптимальный вариант. Головные корабли были заложены в 1959 г. на Приморском ССЗ в Ленинграде (пр. 257Д) и на Потийском СРЗ-ССЗ (пр. 257М). Однако при постройке корпуса из маломагнитной стали, возникли определенные трудности (прежде всего технологического порядка) и в апреле 1960 г. постройку ТЩК пр. 257М прекратили, а его корпус разобрали на металл.

Корабли пр. 257Д для своего времени являлись ТЩК принципиально нового типа, в конструкции которых использовались новые материалы, механизмы и оборудование. В них был реализован целый комплекс мероприятий, направленных на снижение магнитного, акустического, низкочастотного электромагнитного и электрического полей. Первые два корабля пр. 257Д строились с корпусами из тяжелой древесины и фанеры, а остальные -из легкой древесины (сосны или липы), оклеенной стеклотканью. Фундаменты механизмов, устройств и оборудования на всех кораблях этого проекта (как и на пр. 257М) изготавливались из маломагнитной стали и легких сплавов. Размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные (для наиболее крупных механизмов или элементов оборудования) компенсирующие обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического поля использовалось диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной водой и изоляция донно-забортной аппаратуры, валопроводов, тральных механизмов и деталей тралов. Уменьшение акустического поля удалось достичь за счет специальной амортизации конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов, использования малошумных гребных винтов и устройства подвода воздуха к ним. По сравнению с предшественниками (кораблями пр. 265) магнитное поле ТЩК пр. 257Д было снижено почти в 50 раз, акустическое - почти в три раза, а электрическое - в пять раз.

Опыт эксплуатации кораблей пр. 257Д выявил их ограниченные боевые возможности: они обеспечивали малую ширину и скорость поиска, причем с ограничениями по прозрачности воды (при использовании искателя ИТ-2) и по состоянию дна моря (при использовании искателя ИУ-1). Это заставило создать на основе пр. 257Д многоцелевой ТЩК, способный использовать все имеющиеся виды противоминного оружия.

Проект такого корабля был разработан в 1961 г. Западным ПКБ. В отличие от прототипа, помимо поиска, обозначения и уничтожения донных мин на рейдах, он мог вести борьбу с донными, якорными и активными (по способу перемещения в водной среде) минами, оснащенными комбинированными взрывателями. Противоминное вооружение также включало в себя либо буксируемый телевизионный искатель-обозначитель мин (ИТ-3), либо электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин (ИУ-1, а затем ИУ-2), но они могли использоваться разновременно. Причем поставлялись искатели на корабли в виде унифицированных блоков, одинаковых по массогабаритным характеристикам, но различных по конструкции. Такой подход, в случае необходимости, позволял освобождать площади и массы, необходимые для размещения других образцов противоминного оружия. В частности, ТЩК пр. 257ДМ мог принимать (также разновременно) контактный трал (МТ-2), сетевой трал (ТС-1), неконтактные тралы ПЭМТ-4 (или бортовую секцию буксируемого трала СТ-2) и устройство для буксировки не принимаемых на борт ШЗ. Корпус ТЩК пр. 257ДМ (как и пр. 257Д) был выполнен из легкой древесины, оклеенной стеклотканью.

В 1959-1965 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард»), Ленинграде (Приморский ССЗ) и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) построили 20 БТЩ пр. 257Д. В 1964-1972 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) были построены 41 БТЩ пр. 257ДМ и еще четыре - по пр. 257ДМЭ, которые передали правительству Болгарии. Кроме того, на ССЗ «Авангард» один из ТЩК пр. 257ДМ (БТ-435) достроили по пр. 257В в качестве водителя базовых рейдовых ТЩК-ИГУ пр. 1253 и пр. 1253А. На нем вместо трального оборудования смонтировали комплекс аппаратуры телеуправления «Кожимит» и грот-мачту с ее АП.

Как показал опыт, такое переоборудование уже построенных (или почти построенных) кораблей сопряжено с большим объемом работ, либо с заведомым ухудшением эксплуатационных их характеристик и что для этой цели целесообразна постройка кораблей по специальному проекту (см. пр. 1253В).

На базе пр. 257ДМ Западным ПКБ под руководством Д.И. Рудакова был разработан пр. 699 - ТЩК-буксировщика тралов. В 1965-1968 гг. в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») по нему было построено пять кораблей. Они предназначались для буксировки комплекса неконтактных тралов, имитирующих все физические поля проводимых кораблей, включая гидродинамическое, для имитации которых были созданы взрывостойкие плавсредства. Эти опыты закончились неудачно, в связи с чем ТЩК пр. 699 использовались для буксировки глубоководных тралов. В начале 80-х годов все корабли пр. 699 были выведены из состава советского флота.

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 246 или 254* т;
- полное - 260 или 270* т;
Главные размерения, м:
- наибольшая (по КВЛ) - 40,5 (38,8 ) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 7,7 (7,6) м;
- осадка средняя - 2,1 м;
Экипаж, (в т. ч. офицеров) - 32 (4) или 40 (4)* чел.;
Автономность по запасам провизии - 5 сут.;
Главная энергетическая установка:
- тип - дизельная 2 х М-870ФТК;
- суммарная мощность - 2400 л. с.;
- тип движителей - 2 х ВРШ;
- мощность источников тока ЭЭС - 2 х ДГ по 100 кВт + 1 х ДГ 15 кВт;
Скорость хода:
- наибольшая - 14,0 уз;
- экономическая - 10,0 уз;
Дальность плавания ходом 10 уз - 1000 мили;
Вооружение:
Противоминное:
- тип телевизионных искателей - 1 х ИТ-2 или 1 х ИТ-3*;
- тип электромагнитных искателей-уничтожителей - 1 х ИУ-1 или 1 х ИУ-2*;
- акустический трал - 1 х АТ-2*;
- контактный трал - 1 х МТ-2У или МТ-3У*;
- соленоидный трал - 1 х СТ-2**;
- электромагнитный трал - 1 х ПЭМТ-4**;
Артиллерийские комплексы:
- АУ - 1x2 30-мм АК-230М;
- боезапас - 2400 выстрелов;
- СУАО - «Штурм» или «Колонка»***;
Радиоэлектронное:
- ГАС миноискания - МГ-69 «Лань»;
- ГАС ЗПС - МГ-25.

* Для пр. 257ДМ.
** Для пр. 257ДМ. Может быть установлен вместо тралов АТ-2 или МТ-2У.
*** На первых кораблях пр. 257Д.




Источник: Апальков "Десантные и минно-тральные суда"

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения