Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

"Игарка" - зенитный ракетный комплекс (проект)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
В настоящем проекте рассматривается возможность применения ракеты 9М330, разрабатываемой для ЗРК "Тор" и "Кинжал", в комплексе самообороны зенитных систем ВОЙСК ПВО Страны. Создание такого комплекса, обороняющего зенитные системы дальнего перехвата от налётов низколетящих крылатых ракет типа АЛКМ и других аэродинамических средств нападения, даст возможность полностью использовать боевые характеристики систем С-400, С-200Д и С-300ПМ-1 для выполнения их основной задачи - поражения стратегических бомбардировщиков на дальних рубежах.

Проект выполняется в сроки, определенные поручением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 30.05.78 г. № ВП-7579.

Основной особенностью ракеты 9М330 в комплексе самообороны (шифр ракеты 45Н6Т) является наличие в ней аппаратуры полуактивного радиолокационного самонаведения,являющейся органической частью многофункционального блока бортовой аппаратуры разработки предприятия п/я B-2431.

Зона боевого применения ракеты 45Н6Т характеризуется следующими предельными размерами, км :
минимальная дальность I,5+2
максимальная высота 9+10
максимальная дальность
на высотах 4+12 км 13,5
максимальная дальность
на высоте 10 м II ,5
минимальная высота, м 10

В указанной зоне ракета обеспечивает поражение авиационных крылатых ракет типа АЛКМ с вероятностями 0,84..0,95 при точности самонаведения, характеризующейся среднеквадратическими ошибками 3..5 м. В проекте оценены также боевые возможности ракеты 45Н6Т при стрельбе по аэродинамическим средствам воздушного нападения.

Ракета 45Н6Т скомпонована по схеме "утка" с вращающимся относительно корпуса крыльевым отсеком и состоит из двух конструктивно и технологически законченных блоков. Передний блок представляет собой корпус с воздушными рулями-элеронами и размещенными внутри боевым снаряжением, источниками питания и многофункциональным блоком бортовой аппаратуры, в котором конструктивно и функционально объединены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, автопилот и полуактивный радиовзрыватель. Второй блок состоит из двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя с крыльевым отсеком и не содержит электрокоммуникаций и оборудования. Такое конструктивное решение обеспечивает возможность глубокой специализации производства и рассчитано на массовое изготовление ракет.

Разрабатываемая ракета имеет высокую степень надёжности, характеризуемую следующими значениями:
коэффициент боевой готовности - 0,98 - на первом году эксплуатации, 0,90 - на пятом году эксплуатации;
коэффициент боевой работы - 0,925 - на первом году эксплуатации, 0,847 - на пятом году эксплуатации.
Стоимость изготовления ракеты в установившемся серийном производстве составит 32,5 тыс.руб.

Полностью собранная и снаряженная ракета поставляется в войска в герметичных транспортно-пусковых контейнерах. В таком виде эксплуатация в войсках обеспечивается без проведения регламентных проверок и работ в течение 10 лет.

На каждой пусковой установке размещается боекомплект из 8 ракет в ТПК. Пусковая установка транспортируется на подкатных ходах пусковой установки СМ-90.

Ракета 45Н6Т имеет вертикальный старт с помощью катапультирующего устройства. Запуск двигателя осуществляется на высоте 15 м. Такое решение позволяет размещать пусковые установки на местности без специальной инженерной подготовки и защиты грунта от воздействия газовой струи двигателя.

Транспортно-заряжающая машина разработана на базе автомобиля высокой проходимости КрАЗ-225Б и загружается двумя боекомплектами (16 ракет в ТПК).


СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ КОМПЕКСА
Состав комплекса
В состав комплекса входит:
- двухканальный радиолокатор сопровождения и подсвета целей;
- две пусковые установки на 8 ракет каждая;
- зенитные управляемые ракеты 45Н6-Т с головкой самонаведения;
- средства электроснабжения;
- комплекс средств технического обслуживания.

В состав комплекса может быть введена вышка для установки антенных постов. Предполагается использовать унифицированную вышку Ф10. Кроме того, в состав комплекса может быть введен радиолокатор обнаружения целей на малых высотах (HBO) 5Н66М. Комплекс может допускать наращивание числа пусковых установок.

Двухканальный зенитный ракетный комплекс способен одновременно поражать две цели, летящие с различных направлений.

Особенностью структурного построения ЗРК является взаимосвязь всех его средств, что обеспечивает возможность гибкого управления в зависимости от изменяющейся боевой обстановки и технического состояния средств.

Достоинства такого построения ЗРК особенно ярко проявляются в сложной помеховой ситуации. Территориальный разнос средств и возможность одновременной работы по одной пели с разных антенных постов, разнесенных по частоте, значительно повышает эффективность поражения и помехозащищенность.

Существенное значение имеет случай работы по постановщику помехи, энергетическое преодоление которой является невыполнимой задачей. В этом случае радиолокатор сохраняет возможность сопровождения постановщика по угловым координатам, а для определения момента пуска ракет предусмотрен специальный импульсный режим, который позволит измерить дальность.

Для обеспечения эффективного поражения низколетящих целей приняты следующие меры:
- радиолокатор излучает непрерывный сигнал, что в сочетании с остронаправленной диаграммой направленности обеспечивает высокую селекцию целей на фоне отражений от местных предметов ;
- формирование навесных траекторий, обеспечивающих наведение ракет на цель под углами, при которых отражение от поверхности невелико, с целью обеспечения захвата головкой самонаведения сигнала, отраженного от цели, а не зеркально отраженного от подстилающей поверхности ("антипода").

Особое внимание при проектировании ЗРК было направлено на сокращение работного времени. В целях создания технически реализуемых средств, способных своевременно обнаруживать и сопровождать малоразмерные высокоскоростные цели, процессы захвата цели и обработки ее координат максимально автоматизированы. При централизованном управлении цели назначаются с КП и роль командира ЗРК сводится к контролю за функционированием средств.

Для того, чтобы обеспечить обнаружение цели в пределах заданных точностей НУ, требуется обеспечить управление радиолокатором в так называемом режиме "допоиск".

Режим "допоиска" предусматривает поиск цели в пределах углового сектора 4°х4° относительно заданного направления. Размер сектора поиска оказызается достаточно широким для того, чтобы в нем могло оказаться несколько целей. Поэтому в этом случае встает задача выбора цели в пределах сектора допоиска. Решение этой задачи возлагается на оператора.

Кроме того, участие оператора в работе ЗРК становится полезным при работе в условиях, осложнённых действием организованных помех.

В целях придания ЗРК возможности распознавания и селекции аэродинамических целей предлагается использовать метод звуковой локации. Проведенные исследования и результаты экспериментальных работ в з/ч 29139 показали, что имеется возможность получить дополнительную информацию о типе сопровождаемой цели и характере ее поведения путем анализа спектра отраженного сигнала в акустическом диапазоне. Было показано, что составляющие отраженного сигналу, обусловленные работой бортовых агрегатов и особенностями конструкции самолетов и ракет, носят детерминированный характер и, отображая индивидуальные особенности типа цели, образует ее своеобразный портрет. При переносе спектра отраженного сигнала в акустический диапазон соответствующий ему звуковой образ аналогичен привычному для человека акустическому шуму.

Стабильность индивидуальных признаков цели в отраженном сигнале позволяет организовать распознавание класса и типа цели, сопровождаемой радиолокатором, а также следить за изменением режима работы двигательной установки.

В связи с этим появляется возможность применения акустических анализаторов и индикаторов для распознавания групповых целей, типов целей, своевременного обнаружения момента начала маневра или момента разделения групповой цели, что в сочетании с использованием второго канала в составе ЗРК позволит резко повысить эффективность обороны. Кроме того, наличие акустических индикаторов позволит установить эффективный контроль за результатом стрельбы, и позволит выделить мало скоростные низколетящие цели на фоне местных предметов. Кроме того акустическая индикация позволяет организовать распознавание классов сопровождаемых целей (реактивный истребитель, реактивный бомбардировщик, турбовинтовой самолет, крылатые ракеты, вертолет, ракета с ракетным двигателем и т.д.).

В составе аппаратной кабины предусматривается помимо аппаратуры, необходимой для управления всем процессом боевой работы, установка выносного индикаторного поста низковысотного обнаружителя для случая, когда по тактическим соображениям к составу ЗРК будет дополнительно придан низковысотный обнаружитель.

Внутри ЗРК между средствами осуществляется проводная связь. В целях повышения эффективности линии передачи применен метод уплотнения информации.

Радиолокатор сопровождения и подсвета цели (РПЦ) входит в состав ЗРК и предназначен для обнаружения и захвата на автосопровождение целей по данным внешнего целеуказания, автоматического сопровождения и измерения координат двух целей, летящих с любых азимутальных направлений, контроля опознавания государственной принадлежности, подготовки исходных данных для пуска ракет и подсвета цели, обеспечивающего функционирование полуактивной головки самонаведения ракеты.

РПЦ состоит из двух автономных радиолокационных каналов, каждый из которых может работать по азимуту - вкруговую, по углу места в пределах от 0° до 80°.

При разработке РПЦ основное внимание уделялось следующим задачам:
- селекции сигналов пели от мешающих отражений земной поверхности при работе по низколетящим целям на фоне гидрометеообразований и пассивных помех;
- обеспечению высокой энергетики канала подсвета, необходимой при поражении низколетяцих целей в условиях гидрометеообразований и помех прикрытия;
- высокой степени автоматизации боевого цикла;
- обеспечению высокой динамики приводов;
- обеспечению низкой стоимости изготовления.

Требование высокой селективности в сочетании с необходимостью подсвета цели определило построение радиолокационных каналов как допплеровских РЛС с непрерывным излучением. Непрерывное излучение позволяет использовать в каждом канале одно передающее устройстве мощностью 1,5 кВт для сопровождения и подсвета пели.

Необходимость двух разнесенных антенн, в некоторой степени усложняющая конструкцию, при работе по низколетяшим целям частично уменьшает суммарную изрезанность диаграмм направленности приемной и передающей антенн.

Частотная модуляция излучаемого сигнала в процессе автоматического сопровождения цели позволяет измерить дальность до цели, сохраняя при этом высокую селективность.

Остронаправленные диаграммы приемной и передающей антенн шириной в = 1е по уровню половинной мощности необходимы при работе на малых углах места и вместе с тем обеспечивают высокий энергетический потенциал канала подсвета к высокую угловую разрешающую способность комплекса.

Автоматизация боевых алгоритмов обеспечивается аппаратурными решениями и применением спецвычислителя. Поражение одиночных целей может производиться в полностью автоматическом цикле. В сложной тактической обстановке автоматизация повышает эффективность работы операторов.

РПЦ включает в себя два антенных поста и аппаратную кабину. Работа антенных постов полностью автоматизирована. Управление антенными постами осуществляется из аппаратной кабины по кабельным линиям связи.

Антенный пост представляет собой единую конструкцию, состоящую из антенной головки и опорно-поворотного устройства.

В антенную головку с суммарной массой 6260 кг входит антенная система и контейнер с аппаратурой. Основой опорно-поворотного устройства является серийно изготавливаемая повозка CМ-90 с горизонтирующим устройством, на которой установлена опорная рама с азимутальным приводом и токосъемником. На опорной раме закреплены подъемные стойки с гидравлическим приводом и угломестным приводом антенной головки. Масса антенного поста в целом составляет 11000 кг. При разработке конструкции поста особое внимание уделялось обеспечению быстродействия приводов. С этой целью состав аппаратуры, размещаемой в антенной головке, сведен к минимуму. Здесь размещается только высокочастотная часть радиолокационного канала, аппаратура сопряжения с аппаратной кабиной и аппаратура управления силовыми приводами. Угловые приведи заполнены с использованием специально разработанных малоинерционныхых гладкоякорных электродвигателей.

Антенная система состоит из двух параболических зеркал. В режиме поиска цели луч сканирует в секторе 4сх4с, образуя прямоугольный растр.

В контейнере размещены:
- передающее устройство с частотной модуляцией или фазокодовой манипуляцией сигнала, при работе по постановщику ретрансляционной шумовой помехи используется режим импульсной модуляции;
- входное приемное устройство для преобразования сигнала на промежуточную частоту, предварительного его усиления и передачи по кабелю в главный усилитель, размещенный в аппаратной кабине;
- аппаратура обмена информации и аппаратура управления приводом ;
- приемо-передающая аппаратура наземного радиолокационного запросчика;

В аппаратной кабине РПЦ размещены:
- приемные устройства обзора с автоматами обнаружения и захвата целей;
- приемные устройства сопровождения целей;
- аппаратура следящих систем скорости и дальности;
- аппаратура сопряжения с РЛС 5Н66
- аппаратура радиосвязи с вышестоящим командным пунктом;
- аппаратура управления обменом информацией внутри ЗРК;
- аппаратура управления радиолокационными каналами и пусковыми установками, включая рабочие места командира ЗРК, заместителя командира и четырех операторов наведения;
- специальный цифровой вычислитель;
- аппаратура функционального контроля и тренировки операторов;
- аппаратура документирования.

Для размещения аппаратуры использован полуприцеп-фургон ППФ-8.

Конструкция полуприцепа-фургона отвечает "Медико-техническим требованиям к обитаемости подвижных наземных объектов войск ПВО страны". Фургон оборудован устройством охлаждения и обогрева аппаратуры, кондиционером салона, приняты конструктивные меры по уменьшению акустических шумов.

Источник: http://historykpvo.narod2.ru/

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения