Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

«Объект 141» - опытный средний танк

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

«Объект 141» - опытный средний танк.

Опытный средний танк «Объект 141» был создан в 1953-1954 гг. на базе среднего танка Т-54 в Конструкторском бюро (КБ) «Отдел 520» завода № 183 (Уралвагонзавода им. Ф.Э.Дзержинского) под руководством исполняющего обязанности главного конструктора А.В.Колесникова, а затем главного конструктора Л.Н.Карцева. Разработка машины велась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 4169-1631 от 12 сентября 1952 г. В июле 1953 г. на заводе № 183 изготовили деревянный макет танка в натуральную величину с установкой макетной пушки Д-54 конструкции артиллерийского завода № 9 (главный конструктор — Ф.Ф.Петров). После поступления опытного образца пушки Д-54 в марте 1954 г. в течение мая-октября 1954 г. на Уралвагонзаводе произвели монтаж артсистемы в опытном образце танка, который до ноября прошел контрольно-сдаточные заводские испытания. В ноябре 1954 г. танк отправили в Ленинград на артиллерийский полигон (ст. Ржевка), где он по январь 1955 г. прошел испытания стрельбой.

Опытный средний танк «Объект 141»:


По результатам испытаний пушка Д-54 и стабилизатор вооружения были подвергнуты доработке и к середине ноября 1955 г. вновь установлены заводом № 183 в танк, после чего он летом 1956 г. прошел полигонно-войсковые испытания. Дальнейшие работы были прекращены в связи с отработкой двухплоскостных стабилизаторов.

Танк «Объект 141» отличался от серийного Т-54 выпуска 1954 г. только установкой комплекса основного оружия и измененной формой лобовой части башни.

100-мм танковая нарезная пушка Д-54, оснащенная двухкамерным дульным тормозом, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела и одноплоскостным (в вертикальной плоскости) стабилизатором вооружения, монтировалась в башне танка вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом СГМТ. Ее дульная энергия на 30% превышала дульную энергию серийной 100-мм танковой пушки Д-10Т, что обеспечило увеличение начальной скорости бронебойного снаряда с 895 до 1015 м/с и, соответственно, его бронепробиваемость Длина унитарного выстрела с бронебойным снарядом равнялась 1060 мм, его масса — 33,9 кг (масса снаряда — 16,1 кг). Этот снаряд на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенный броневой лист толщиной 235 мм или 85-мм лист, установленный под углом 60° от вертикали. Масса качающейся части пушки составляла 2515 кг (у Д-10Т — 1950 кг).

Проекции опытного среднего танка «Объект 141»:


Наводка в цель пушки и спаренного пулемета производилась с использованием телескопического прицела ТШ-22А, имевшего сменное (3,5 и 7х) увеличение, от пульта управления стабилизатором или ручных приводов наводки — механизма поворота башни и подъемного механизма пушки. Стабилизатор «Радуга» конструкции ЦНИИ-173 представлял собой силовой электрогидравлический привод с гироскопическим задающим устройством. Основными элементами стабилизатора являлись гироблок с преобразователем и электронно-ламповым усилителем, гидроусилитель с приводным электродвигателем и силовой исполнительный цилиндр (масса всех узлов стабилизатора не превышала 180 кг).

В боекомплект к пушке входили 28 выстрелов.

Установка курсового пулемета СГМТ и зенитного ДШК (на турели люка заряжающего), а также боекомплект к ним остались неизменными.

Броневая защита, силовая установка, ходовая часть и электрооборудование танка со средствами связи изменений не претерпели, за исключением лобовой части башни, что было связано с установкой новой пушки. В результате внесенных изменений боевая масса танка возросла до 36,6 т.

В период нахождения танка «Объект 141» на НИИБТ полигоне в ноябре-декабре 1958 г. на нем были проведены экспериментальные работы по увеличению запаса хода за счет установки дополнительных емкостей для топлива. Так, по предложению завода №183 в кормовой части машины на трех кронштейнах для штатных дымовых шашек БДШ-5 закрепили три стандартные топливные бочки емкостью 100 л каждая. С помощью трубопроводов дополнительные бочки были включены в топливную систему двигателя. Как показали результаты испытаний, такая установка бочек не ограничивала возможность ведения огня из пушки и пулемета при любом положении башни. Однако использование 100-л бочек было признано нецелесообразным по причине малого запаса перевозимого таким образом дополнительного топлива.

После завершения испытаний танк «Объект 141» в феврале 1959 г. был отправлен на завод № 183, на котором весной того же 1959 г. его использовали в качестве макетного образца для отработки установки в башне 115-мм гладкоствольной танковой пушки, разрабатывавшейся артиллерийским заводом № 9 в Свердловске (главный конструктор — Ф.Ф.Петров), и выстрелов к ней для истребителя танков «Объект 166». Монтаж баллистической установки 115-мм гладкоствольной пушки, получившей наименование У-5Б, вместо 100-мм нарезной танковой пушки Д-54 завод осуществил в марте 1959 г. 30 марта машину отправили на Павлоградский полигон для проведения испытаний.

Установка дополнительных топливных бочек на танке «Объект 141»:


В ходе испытаний, состоявшихся в период с 22 апреля по 24 июня 1959 г., была выявлена неудовлетворительная кучность стрельбы бронебойными и кумулятивными снарядами из 115-мм баллистической установки У-5Б с прицелом типа ТШ, смонтированной в танке «Объект 141», по сравнению с аналогичной баллистической установкой ствола, размещенной на лафете МЛ-20 (произвели порядка 350 выстрелов из двух установок). Так, например, при стрельбе бронебойным снарядом на дальность 2000 м величины рассеивания составляли: Вв=0,92 м, Вб=2,16 м, для кумулятивного снаряда на дальности 1000 м — Вв=0,22 м, Вб=0,29 м.

Одна из причин неудовлетворительной кучности заключалась в том, что во время производства выстрела наводчик отсутствовал в танке (по требованиям техники безопасности) и не удерживал маховички поворотного и подъемного механизмов. Вторая причина заключалась в несовершенстве самих снарядов.

Основные тактико-технические характеристики среднего танка «Объект 141»:
Боевая масса — 36,6 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л. с.); максимальная скорость — 48 км/ч.

Источник: М.В.Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник; И.В.Павлов, ведущий конструктор; ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг.

Посмотреть профиль

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения