Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

П-15 "Тропа" - радиолокационная станция

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Разработка подвижной малогабаритной радиолокационной станции обнаружения низколетящих целей «Тропа» была задана Постановлением Совета Министров СССР №2520-96-сс.

РЛС «Тропа» являлась первой отечественной помехозащищенной станцией. По сравнению с существующими на вооружении Советской Армии радиолокационными станциями, РЛС П-15 обладала рядом принципиальных преимуществ:
- значительно большей дальностью обнаружения целей на малых высотах;
- возможностью проводки целей на фоне местных предметов;
- наличием средств эффективной защиты от активных и пассивных помех противника;
- мобильностью (время развертывания станции - не более 10 мин).

Несмотря на компактность (одна машина ЗИЛ-151 с одноосным прицепом), станция обладала высоким потенциалом (дальность действия - 200-250 км).

При разработке станции «Тропа» были решены принципиально новые вопросы:
- освоен новый диапазон волн - 35 см;
- разработан когерентно-импульсный метод защиты РЛС от пассивных помех, отражений от местных предметов и метеообразований;
- разработана система быстрой перестройки станции по частоте, обеспечивающая защиту станции от активных помех;
- введен режим накопления, позволяющий существенно увеличить контрастность изображения экрана план-индикатора, а также значительно снизить помехи от импульсных несинхронных помех, создаваемых соседними радиолокационными станциями;
- создана малогабаритная конструкция аппаратуры станции.

Результаты разработки РЛС «Тропа» и научно-исследовательских работ, предшествующих этой разработке, послужили началом развития в отечественной радиолокации нового метода защиты от пассивных помех. Эффективная защита радиолокационной станции от пассивных помех была осуществлена лишь после того, как был разработан и внедрен, примененный в станции П-15 когерентно-импульсный метод. В настоящее время этот метод широко применяется во всех современных радиолокационных станциях.

31 декабря 1952 г был утвержден эскизный проект на РЛС «Тропа».

6 января 1955 г. опытный образец станции «Тропа» был предъявлен на заводские испытания, а 2 августа начались государственные испытания РЛС.

Аппаратура станции совместно с вновь разработанным запросчиком «Тантал-ЗТ» и агрегатами питания была смонтирована в унифицированном кузове «КУНГ-1», установленном на шасси автомобиля ЗИЛ-151, и одноосном прицепе 1АП-1.5.

В аппаратном отсеке кузова «КУНГ-1» размещалась вся аппаратура станции, состоящая из передающего, приемного, индикаторного устройств, когерентно-компенсационной аппаратуры, антенно-поворотного устройства, запросчика «Тантал-ЗТ», контрольно-измерительной аппаратуры и ЗИП. В силовом отсеке кузова размещался основной агрегат питания АБ-8.

На прицепе 1-АП-1.5 был установлен резервный агрегат питания, размещалось дополнительное и вспомогательное оборудование станции и ЗИП к агрегату питания.

Указанная компоновка станции обеспечивала ее высокую подвижность и маневренность. При размещении в окопе была возможность работы с применением дополнительной секции мачты антенны, а также без нее.
Темп выдачи координат - 9 с. Диаграмма обзора в пространстве формировалась с помощью двух антенн с использованием отражения от земли.

Дальность действия станции, расположенной на открытой позиции, при высоте полета цели:
- 6000 м - не менее 150 км;
- 4000 м - не менее 180 км;
- 500 м - не менее 70 км.
Граница обнаружения по углу места составляла 20°
Точность определения координат целей:
- наклонной дальности ± 2 км,
- азимута ± 2°.

Станция работала в трех режимах: амплитудном, когерентном и в режиме накопления, при котором эхо-сигналы после амплитудного детектирования накапливаются в накопителе, содержащем элемент памяти селектора подвижных целей. Время перехода с одного режима работы на другой не превышало 1 с. При работе в режиме накопления контрастность отметок от цели повышалась в результате накопления и в связи с тем, что с экрана индикатора снимались помехи от соседних РЛС.

Радиолокационная станция «Тропа» была защищена от активных и пассивных помех
Защита от активных помех осуществлялась путем перестройки частоты по трем рабочим программам смены волн (по три волны в каждой программе).

Защита от пассивных помех осуществлялась путем использования когерентно-импульсного режима работы.
Антенна представляла собой два усеченных параболоида, укрепленных на вращающей колонке, размещенной на раме автомобиля. Было предусмотрено синфазное и противофазное питание антенн, при использовании которых полностью перекрывалась заданная зона обзора станции.

В передающем устройстве был применен специально разработанный для данного диапазона волн перестраиваемый магнетронный генератор. Была предусмотрена система автоподстройки частоты. Импульсная мощность передатчика равнялась 300 кВт. Частота повторения импульсов в амплитудном режиме - 500 имп/с. в когерентном - 680 имп/с. Длительность импульса - 2 мкс.

Чувствительность приемника при двукратном превышении сигнала над шумами на основной и на боковых частотах не хуже 2 -10 м Вт.

В качестве основного индикатора в станции использовался отметчик кругового обзора с электронно-лучевой трубкой диаметром 9 дюймов. Вспомогательный А-индикатор служил для проверки режимов работы отдельных узлов, блоков и станции в целом.

С помощью индикаторных устройств можно было вести круговой обзор в зонах 0-100 км. 0-200 км. 0-300 км и кольцевой обзор в 100-километровой зоне, начало которого можно было плавно перемещать в пределах от 0 до 200 км.

В индикаторе было предусмотрено создание электрической шкалы отметок дистанции (через 10 и 50 км) и шкалы отметок азимута (через 10° и 30°). 50-километровые и 30-градусные отметки были подчеркнуты утолщенной линией подсвета.

Питание станции осуществлялось от агрегата АБ-8 Напряжение питания - 220 В. частота - 427 Гц. Мощность, развиваемая генератором. - 8 кВт.

В походном положении антенная система опускалась на крышу кузова специальным механизмом, с помощью которого также производилась установка антенной системы при развертывании станции из походного положения в боевое. Время развертывания станции из походного положения в боевое -10 мин. время свертывания станции в исходное положение -12 мин.

Вес аппаратной машины равнялся 9150 кг, прицепа - 2150 кг.

Государственные испытания проводились в два этапа. Первый этап испытаний был проведен на научно-исследовательском полигоне ГАУ. Целью первого этапа испытаний являлось установление тактико-технических характеристик опытных образцов станции «Тропа», запросчика «Тантал-ЗТ» и соответствие их заданным ТТТ; определение возможности использования радиолокационной станции в качестве станции обнаружения низколетящих целей; определение возможности принятия станции «Тропа» и запросчика «Тантал-ЗТ» на вооружение Советской Армии и организации их серийного производства. Второй этап испытаний был проведен в октябре 1955 г. на Научно испытательном центре №9 боевого применения войск ПВО страны (г. Курск). Целью второго этапа испытании являлось определение возможности боевого использования станции «Тропа» для наведения истребительной авиации в условиях, максимально приближенных к действительности, а также проверка ее работы в общей радиолокационной системе.

В заключение ГАУ по первому этапу было зафиксировано следующее:
1. Опытные образцы малогабаритной подвижной радиолокационной станции «Тропа» и наземного запросчика «Тантал-ЗТ» государственные испытания выдержали.
2. Рекомендовано принять на вооружение Советской Армии:
- малогабаритную подвижную радиолокационную станцию обнаружения низколетящих целей «Тропа»;
- наземный радиолокационный запросчик системы опознавания «Кремний-2» - «Тантал-ЗТ».

Выводы по второму этапу испытаний также были положительными. Постановлением Совета Министров СССР от 15 февра ля 1956 г. №250-162 станция «Тропа» (П-15) была принята на вооружение Советской Армии
Серийное производство станции было организовано на заводе №312 в г. Муроме (ныне - Муромский завод РИП). Учитывая огромные потребности Армии и флота в РЛС «Тропа», в 1957 г. серийное производство данной станции было поставлено и на заводе в г. Ульяновск (ныне - Ульяновский механический завод).

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
В 1952 г. в НИИ-244 Министерства вооружения была начата разработка станции обнаружения низколетящих целей дециметрового диапазона «Тропа» — РЛС П-15. Опытный образец этой станции (главный конструктор Б. II. Лебедев) в 1955 г. проходил государственные полигонные испытания на НИЗАЛ ГАУ и успешно их выдержал. Станция была принята на вооружение Советской Армии. Она нашла широкое применение в радиотехнических формированиях Войск ПВО страны, ВВС и ВМФ, а также в войсковой ПВО, где после ряда модернизаций и поныне используется на радиолокационных постах радиотехнических формирований и пунктах (батареях) управления зенитных артиллерийских и ракетных формирований оперативного звена ПВО, а также на пунктах управления ПВО тактического звена. В станции имеются три режима работы: амплитудный, амплитудный с накоплением и когерентно-импульсный. Станция имеет защиту от активных прицельных по частоте помех - путем быстрой перестройки на одну из 4 рабочих частот и от пассивных помех - схему когерентно-импульсной ЧПК отражений от дипольных помех и местных предметов. Станция была оборудована НРЗ, работающим в системе опознавания «Кремний-2». Станция П-15 смонтирована на одном автомобиле вместе с двухэтажной антенной системой и развертывается в боевое положение за 10 мин. Агрегат питания транспортируется в прицепе. Станция обеспечивала обнаружение самолетов-истребителей на дальностях 60—140 км при высоте полета от 500 до 3000 м. Импульсная мощность РЛС - 300 кВт. Чувствительность приемника - 2х10"14 Вт. Ширина ДНА по азимуту - 4,5°.

В 1959 г. проходили полигонные испытания модернизированной станции «Тропа» - РЛС П-15М. В РЛС П-15М имелся режим автоматического и полуавтоматического стробирования цели, в системе СДЦ вместо ртутных линий задержки были применены твердые линии из магниевого сплава, введена аппаратура сопряжения с системой «Воздух-1П».

В 1962 г. были проведены государственные испытания РЛС П-15Н, опытный образец которой был разработан ОКБ Ульяновского механического завода (УМЗ). В этой модификации станции П-15 были частично переработаны и дополнительно введены устройства, улучшающие технико-эксплуатационные характеристики РЛС, в частности, ее системы СДЦ. В 1963 г. на Донгузском полигоне проводились испытания РЛС П-15Н с введенными в нее параметрическими усилителями УВЧ, разработанными ОКБ УМЗ совместно с МВТУ им. Н. Э. Баумана. Дальность обнаружения станции увеличилась за счет повышения чувствительности приемника на 14 % (коэффициент шума составлял 2—2,5). Был введен также режим фазирования когерентного гетеродина эхо-сигналами (внешняя когерентность). Этот режим значительно улучшил работу схемы СДЦ. Низкая надежность, температурная нестабильность и недостаточная защищенность параметрических усилителей требовали их доработки.

В 1970 г. на полигоне были проведены испытания РЛС П-15МН, в которую, по сравнению со станцией П-15Н, были дополнительно введены аппаратура мерцания для защиты от ПРР типа "Шрайк" и схема наземного контроля ответных сигналов системы опознавания. В этом же году проводились сравнительные испытания систем СДЦ этой РЛС с однократной и двухкратной ЧПК пассивных помех, а также с фильтровой доплеровской СДЦ. Лучшими характеристиками подавления помех обладала система СДЦ с двухкратной ЧПК (подавление до 25—27 дБ). Фильтровая система СДЦ ввиду неоптимальности характеристик доплеровских фильтров имела несколько худшие результаты по сравнению с двухкратной ЧПК. В дальнейшем фильтровые системы СДЦ получили приоритетное развитие и внедрение в РЛС, работающие по низколетящим целям, обеспечивая подавление пассивных помех и отражений от местных предметов на 50 и более дБ.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
РЛС П-15 "Тропа" из экспозиции музейного комплекса "Линия Сталина"
Минск, Беларусь.
источник - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

фото из Музей авиации, г. Бухарест, Румыния
источник - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

П-15 ранний вариант
источник - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения