Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

В-750 - зенитная управляемая ракета

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
В-750
Зенитная управляемая ракета

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) — с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора П.Д. Грушина.

Ракеты 1Д, как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя. За обтекателем располагался предохранительно-исполнительный механизм. Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек. Несущие баки горючего и окислителя имели совмещенное двухстеночное разделительное днище, что позволило несколько сократить длину ракеты. В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон — воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания — ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак с пусковым горючим и жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов. Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену.

Входящий в состав разгонной ступени ракеты стартовый двигатель состоял из стольного корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитроцеллюлозного топлива и сопла с «грушей» для регулирования критического сечения сопла, в соответствии с ожидаемой к моменту пуска температурой заряда. На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы. Для стабилизации ракеты по крену на стартовом участке полета использовались элероны, размещенные в одной плоскости на стабилизаторах ускорителя.

Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовым двигателем.

Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней. Наведение ракеты осуществлялось только при работающем двигателе. Подрыв ракеты при подлете к цели производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от станции наведения. В случае промаха, который определялся аппаратурой станции наведения ракет по превышению дальности до ракеты над удалением до цели, а также при выработке всего топлива на ракету подавалась команда на самоликвидацию. Ракета уводилась вверх с последующим подрывом боевой части.

Для проведения тренировок по заряжанию и разряжению ПУ, вождению ТЗМ с ракетами промышленностью выпускались габаритно-массовые (габаритно-весовые) макеты ракет. В ряде случаев в качестве габаритно-весовых макетов ракет и учебных ракет использовались боевые ракеты, списанные по какой-либо причине и переоборудованные соответствующим образом. Для обучения личного состава использовались разрезные макеты ракет, учебные ракеты и различные тренажерные средства, выпускавшиеся малыми сериями на заводах.

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №1 2008 г.




Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
В-750В
Зенитная управляемая ракета

Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20— 22 км. После ряда безнаказанных полетов высотных разведчиков над советской территорией это было признано недостаточным и постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. было предписано провести работы по повышению высотности системы С-75 до 25 км.

Основным направлением увеличения верхней границы зоны поражения стало повышение тяги ЖРД С5.711 с 2,65 до 3,1 т. Рост тяги был достигнут форсированием двигателя па давлению в камере сгорания. «Высотный» вариант ракеты 10-см диапазона получил обозначение 1 1Д (В-750В), а двигатель — С5.711В.

После окончания испытаний ракеты В-750В она была введена в состав боекомплекта комплекса СА-75 и быстро заменила ЗУР 1Д (В-750). Этому способствовал также и крайне ограниченный в те годы гарантийный срок эксплуатации ракет. Комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение приказом МО СССР в 1957 г.

Ракеты 11Д выпускались в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ — вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех).

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №1 2008 г.




Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
В-750ВН
Зенитная управляемая ракета

Развитие серии ракет 1Д и 11Д. Основным направлением модернизации стало использование на ракете бортовой радиоаппаратуры другого частотного диапазона (6-см), что позволило обеспечить ее большую помехозащищенность.

13Д представляет собой двухступенчатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме, с установленными в передней части ракеты дестабилизаторами.

Старт ракеты - наклонный, с пусковой установки, наводимой по углу и азимуту места. Управление полетом и наведение на цель осуществляются по радиокомандам, которые поступают от наземной станции наведения. Подрыв боевой части производится при подлете к цели по команде радиовзрывателя либо по команде, поступающей от наземной станции наведения.

Первая ступень 13Д - твердотопливный ракетный двигатель с установленными на нем стабилизаторами, вторая ступень оснащена жидкостной двигательной установкой (С5.711В) с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень 13Д состоит из ряда отсеков, в которых расположены: радиовзрыватель, осколочно-фугасная боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, баки с компонентами топлива, жидкостный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты, приемник команд управления.

В ходе серийного производства конструкция ракеты 13Д совершенствовалась. В 1964 г. были приняты новый импульсный радиовзрыватель и боевая часть массой 191 кг. Ракеты 13Д выпускались в нескольких модификациях: 13Д, 13ДА и 13ДМ (В-753 -вариант для морского ЗРК М-2).


Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
КАК СОЗДАВАЛАСЬ В-750

Точкой отсчета для начала работ над ракетой В-750 стало специальное постановление Совета Министров СССР, подписанное 20 ноября 1953 г. В тот день было положено начало созданию новой мобильной (в отличие от С-25) зенитной ракетной системы - С-75. Все элементы системы: радиолокаторы, кабины управления, ракеты, пусковые установки, транспортно-заряжающие машины и прочее оборудование должны были располагаться на подвижных устройствах, обладать способностью разворачиваться с марша и приводиться в боевую готовность в самый короткий срок. В соответствии с этим постановлением эскизное проектирование основных средств системы и проведение предварительных исследовательских работ поручили КБ-1. Главным конструктором С-75 назначили Александра Андреевича Расплетина.

Опыт разработки первой зенитной ракетной системы С-25 показал, что созданием зенитной ракеты должно заниматься не адаптированная к этому фирма по разработке самолетов, а специально созданное КБ. Разработку ракеты поручили ОКБ-2. Руководителем и главным конструктором назначили Петра Дмитриевича Грушина, бывшего в свое время заместителем С.М. Лавочкина.

Конечно, ОКБ-2 было поначалу не самым ярким и выдающимся из числа ракетных организаций, которых к началу 1954 г. в стране было уже немало. И если чем-то новое КБ и выделялось среди других, так это, прежде всего, своим жестким режимом работы. Дисциплина была железная - велся строжайший учет рабочего времени. Выйти в рабочее время за проходную предприятия можно было лишь по специальному письменному разрешению.

Подобный жесткий режим работы во многом устанавливал сам Грушин. Будучи человеком решительным, с властным характером, Грушин не относился к числу тех людей, которые могли нравиться всем сразу же и бесповоротно. Приходя на работу ранним утром и уходя поздним вечером, Грушин жил своим делом, делом своего КБ, своей первой зенитной ракетой, которая получила название В-750.

Тактико-технические характеристики ракеты В-750 выглядят по меркам сегодняшнего дня достаточно скромно. Дальность поражения до 30 км, максимальная высота до 27 км, скорость обстреливаемой цели до 1500 км/ч, масса ракеты - 2300 кг, скорость - 600-700 м/с, длина - 10,6 м. Ракета имела только активный участок полета. Но в то время такими характеристиками не обладала ни одно изделие.

Технический проект по основным средствам С-75 был выпущен еще в КБ-1 в мае 1954 г. Сроки были жесткие - весной 1955 г. ракета должна была полететь.

В составе создаваемой системы должны были максимально использоваться уже применяемые в стране грузовые автомобили и тягачи, способные перемещать элементы системы не только по бетонным, но и грунтовым дорогам. Это накладывало, в свою очередь, дополнительные ограничения на стартовую массу ракеты и дальность ее полета. Только рациональный учет всех этих факторов и должен был свести к минимуму затраты на оборону от воздушного нападения каждого конкретного промышленного или военного объекта.

Анализ компоновок и расчеты баллистиков одно-, двух- и, даже, трехступенчатого вариантов ракеты показали, что наилучшим комплексом характеристик будет обладать двухступенчатая ракета с твердотопливным ускорителем и маршевой ступенью с ЖРД. Обоснованная же всеми проведенными расчетами оптимальная дальность полета В-750 составила 30 км.

Получение высокой средней скорости полета ракеты (600-700 м/с) планировалось достичь за счет рационального сочетания характеристик стартового ускорителя и маршевой ступени ракеты, а также за счет ее высоких аэродинамических качеств.

Для получения наибольшей точности наведения ракеты на цель было решено, что ее полет должен проходить полностью на активном режиме - при непрерывно работающем маршевом двигателе, без сопутствующих пассивному полету торможения ракеты и снижения эффективности работы ее рулей. Исходя из этого, а также из требования получения необходимой стартовой тяговооруженности ракеты (для ее быстрого схода с пусковой установки и вывода на траекторию наведения на цель), были получены потребные величины стартовой и маршевой тяги двигателей.

Для выбора аэродинамической схемы ракеты, включая расположение и размер ее крыльев, рулей и переднего оперения, специалисты-аэродинамики ОКБ-2 разработали оригинальные методы расчетов. Они исходили из потребной маневренности ракеты (диктуемой использованием радиокомандной системы наведения на цель), требования эффективной работы ее системы стабилизации и контура управления, а также получения минимального аэродинамического сопротивления. В результате впервые в нашей стране для ЗУР использовали нормальную аэродинамическую схему - рули располагались за крыльями. В передней части ракеты установили дестабилизаторы, позволявшие устанавливать требуемый запас статической устойчивости ракеты.

Одной из проблем в ОКБ-2 при разработке первой зенитной ракеты стало решение задачи отделения ускорителя от ракеты. Казалось бы, какие сложности могли поджидать разработчиков здесь? Заканчивает работу ускоритель, срабатывают пиротехнические устройства и ускоритель с догорающими остатками пороха отстает, а запустившийся маршевый двигатель уводит от него ракету. Все просто, но в этой простоте оказалось превеликое множество подводных камней. И один из них - запуск ЖРД в отделившейся маршевой ступени.

Маршевый двигатель в "750-й" требовалось запускать еще при работе ускорителя. Тогда его отделение не должно было приводить к расплескиванию топлива в баках, и ракета могла продолжить свой полет. Причем ускоритель должен отделиться так, чтобы, освободившись от маршевой ступени, он не мог ее догнать и, ударив, сбить с курса.

Отделять ускоритель подобным образом с помощью пиротехники было делом хотя и понятным, но крайне непростым и, прежде всего, потому, что в этом случае гарантия успешного продолжения полета ракеты повисала, в буквальном смысле, на электропроводах. Во многом именно поэтому, Грушин был изначальным сторонником решения многих конструктивных проблем с помощью чистой механики.

Его многолетний конструкторский опыт уже не раз убеждал, что "законы Ньютона выполняются природой гораздо чаще, чем законы Ома". В окончательном варианте конструкция узла расцепки предусматривала использование не пиротехнических болтов, а магниевых лент, которые крест-накрест перечеркнули сопло маршевого ЖРД. Теперь при его запуске раскаленные газы устремлялись к магнию, который мгновенно вспыхивал и освобождал ускоритель.

Каких-то серьезных проблем при создании ускорителя к ракете В-750 не возникало. Напротив, с разработкой маршевого двигателя ситуация сложилась далеко не столь однозначно. Еще на первых этапах проектирования стало ясно, что выбирать тип маршевого двигателя для ракеты было практически не из чего. В те годы соперничать по характеристикам с ЖРД мог только сверхзвуковой прямоточный двигатель.

Уже к весне 1955 г. в опытном производстве ОКБ-2 изготовили первые образцы В-750, получившие обозначение 1БД и 2БД (именовавшиеся как бросковые). Их основным предназначением было изучение и отработка процессов старта ракеты, ее схода с направляющей пусковой установки и последующего отделения от нее ускорителя.

Процесс испытания новых ракет строится по принципу последовательной отработки тех или иных систем. Это необходимо для того, чтобы в случае неудачи (а таковые, к сожалению, часто случаются при отработке новых ракет) проще было бы разобраться, в чем причина отказа, и внести необходимые изменения в последующие экземпляры ракеты.

Стартовая масса бросковых вариантов В-750 составляла около двух тонн, и оснащались они ускорителем, узлами его расстыковки с маршевой ступенью и телеметрической аппаратурой. Вместо маршевого ЖРД на них устанавливался его габаритно-весовой макет, а для достижения максимального подобия со штатной ракетой их топливные баки перед первым пуском были заправлены керосином и хлористым цинком - жидкостями, по своей плотности близкими к используемым штатным компонентам. В последующих бросковых пусках в баки ракеты стали заливать обычную воду: возить в Капустин Яр хлористый цинк для этих целей оказалось слишком накладным.

Первый пуск ракеты В-750 на полигоне Капустин Яр состоялся 26 апреля 1955 г. Ракета стартовала с неподвижно установленной под углом 45 градусов стрелы пусковой установки. С застопоренными рулями, подняв облако пыли высотой до 10-15 метров, и без каких-либо значительных отклонений в траектории ракета ушла с направляющей. Набрав по окончании работы ускорителя скорость около 520 м/с, ракета через 46 секунд упала на землю, в 12 км от точки старта. Правда, ускоритель в этом пуске все же не отделился, но победа была несомненной.

Уже в четвертом пуске, состоявшемся 4 мая 1955 г., ракета выполнила в полете первые маневры.

С этого же времени начался поиск наилучшего решения пока еще непривычной для ракетчиков проблемы - как уменьшить воздействие струи ускорителя на стартовую площадку. Конечно, людей рядом со стартующей ракетой не было, однако плотное облако из земли и пыли сразу же после ее старта плотно окружало пусковую установку, повисая почти на три минуты после каждого пуска. Для вертикально стартовавших с бетонированных площадок зенитных ракет системы С-25 проблем, связанных с подобными облаками, просто не возникало. Теперь же это требовало принятия мер - в боевых условиях эти облака сильно демаскировали бы комплекс. Поэтому на пусковой установке и рядом установили датчики давления, всевозможные рассекатели струи, грунтозащитные листы. И уже в процессе первой серии пусков начали вырабатываться необходимые рекомендации.

Пришлось дорабатывать и саму пусковую установку, после того как оказалось, что в первых бросковых испытаниях В-750 не долетают до расчетных точек. Причиной было то, что направляющая стрела пусковой установки при движении по ней двухтонной ракеты сначала проседала, а затем принимала исходное положение. Это почти незаметное глазу движение передавалось ракете, которая "клевала носом" и, сойдя с направляющей, летела не совсем так, как требовалось. Для уменьшения этого эффекта в направляющую стрелу пусковой установки ввели специальный шарнир.

Постепенно в ОКБ-2 продвигалось решение и других вопросов: как поведет себя ракета в момент разделения ступеней, как уменьшить зоны падения ускорителей, как обеспечить наибольшие удобства в последующей эксплуатации ракеты в войсках?

Конечно, с позиций сегодняшнего дня, можно сказать, что при создании В-750 допустили принципиальный изъян: были применены недопустимые с точки зрения экологии и здоровья стартовой команды токсичные, ядовитые компоненты топлива. Но тогда другого пути не было. Это решение поддерживалось всеми - даже военных устраивало, что при нормальной температуре используемые для ракеты компоненты топлива находились в жидком состоянии и с их длительным хранением не возникало значительных проблем. И лишь с годами обнаружилось, что использование таких компонентов топлива приводило к появлению опасных профессиональных заболеваний среди военного обслуживающего персонала, а также местных жителей, проживавших в районах дислокации ракет.

В те дни значительно большее время уделялось другим вопросам. Одним из них был выбор для баков В-750 типа топливозаборника. Двигаясь по направлении к цели, ракета в любой момент могла оказаться в таком положении, что находившееся в баках топливо под действием перегрузки отбрасывалось от топливозаборника и двигатель останавливался. Поломали голову над этой задачей в годы войны немцы, занимались ею создатели первых зенитных ракет и у нас. Свое решение предложили и в ОКБ-2.

Первоначально оно выглядело простым и заключалось в установке в баках ракеты своего рода вытянутых сот, с небольшими ячейками. Предполагалось, что жидкость в этих сотах будет находиться постоянно, какие бы маневры не совершала ракета. Масса конструкции баков получилась небольшой, да и выглядела она просто и технологично.

Однако с первых же полетов начались неприятности. Когда баки были еще полными, все шло хорошо. Но как только топливо вырабатывалось более чем наполовину, при первом же интенсивном маневре ракеты двигатель останавливался. Падение, взрыв, исследование оказавшихся на земле остатков ракеты. И так несколько раз.

Шел 1956 г. Подобное поведение ракеты на испытаниях в то время могло оказаться вполне достаточной причиной или поводом для закрытия КБ. Один из неудачных пусков с "сотами" состоялся прямо на глазах приехавшего на полигон Грушина. Очередное падение ракеты на виду у всего полигона стало сильнейшим катализатором для Грушина. Вернувшись из Капустина Яра, он придал мощнейший импульс работам по поиску выхода из сложившейся ситуации. В те недели совещания у Грушина по этой проблеме проходили практически ежедневно.

С самого утра все причастные к ее решению специалисты приглашались в его кабинет, чтобы участвовать в очень конкретном и жестком разговоре, в процессе которого даже для того, чтобы просто отстоять свою точку зрения, требовалось иметь известное мужество и самообладание. А стиль Грушина предполагал, прежде всего, доскональное изучение множества вариантов - и заведомо казавшихся выигрышными, и тех, которые заведомо казались лишенными всякого смысла. При этом темп, с которым велась эта работа, казался просто невероятным. Уже через несколько недель на полигоне стартовала ракета, имевшая новую конструкцию топливозаборника следящего типа.

Урок же от подобных авральных поисков и Грушину и многим работникам КБ, связанным с разработкой этого узла, запомнился надолго. На последующих ракетах ОКБ-2, оснащавшихся ЖРД, топливозаборник всегда оказывался в числе приоритетных элементов, внимания которому уделялось более чем достаточно.

Еще на самых ранних стадиях работы стало ясно, что для В-750 предстоит выработать и новые приемы проектирования. Безусловно, представить на бумаге (ЭВМ в ОКБ в то время еще не было) объемное расположение густо "напичканой" внутри отсеков аппаратуры и других агрегатов ракеты, различного рода эксплуатационных разъемов и лючков, узлов стыковки с пусковой установкой и пр. и пр. - задача чрезвычайной сложности.

Всего этого двухмерные возможности чертежей не позволяли, даже несмотря на вычерчивание ракеты в реальном масштабе с многочисленными поперечными разрезами. Без трехмерного объемного представления о конструкции понять, где и как необходимо расположить тот или иной элемент конструкции и начинки ракеты, было просто невозможно.

Решение этой проблемы пришло из авиации: нужен полноразмерный макет ракеты, в котором все - и двигатели, и рули, и приборы изготавливались из брусков, реек и фанеры (т.н. габаритный макет).

К тому моменту, когда конструкция первых отсеков В-750 начала прорабатываться в конструкторских подразделениях, на предприятии уже не было сомневающихся в том, что для них необходимо использовать ракетную, рассчитанную на крупносерийное и массовое производство, технологию изготовления, которая первое время еще встречала оппонентов. Грушин был ее самым горячим сторонником, доказывая на всех уровнях - от своего кабинета до кабинета министра - ее необходимость и перспективность. А потому конструкция отсеков и всех других агрегатов ракеты разрабатывалась с учетом применения для ее изготовления самых высокопроизводительных машиностроительных способов крупносерийного производства, и самых ходовых материалов - легко обрабатываемых алюминиевых и магниевых сплавов.

Для В-750 впервые в стране стали изготавливать топливные баки из горячекатанного алюминиевого сплава АМгЗ. Также на ракете нашли применение крупногабаритные штампованные панели крыльев, отсеки из магниевых сплавов, плоскости рулей, шпангоутов и других деталей. Впервые в мировой практике при изготовлении топливных баков внедрили контактную роликовую сварку.

Установленная Грушиным с первого дня работы жесткая производственная и технологическая дисциплина поддерживалась на самом высоком уровне. Именно в этом он видел залог качества и надежности будущей ракетной продукции предприятия. Законом для предприятия стало и требование главного конструктора - ракета должна строго соответствовать утвержденной документации. Этому в значительной мере способствовал пооперационный контроль за всем процессом изготовления отдельных деталей, узлов и окончательной сборки. В технологическом паспорте сборки ракеты последовательно ставились автографы рабочего-исполнителя, мастера, контрольного мастера и начальника отделения, а в ряде случаев и представителя заказчика.

Такой же порядок был установлен и во всех других производственных подразделениях ОКБ. Этому в полной мере способствовал стиль построения производственной документации, создаваемый технологами и стандартизаторами. Они же принимали непосредственное участие и в создании конструкторской документации. Чтобы получить их подпись на чертежах, конструкторам требовалось выполнить все требования, изложенные в многотомных руководящих документах. Еще труднее было внести изменения в уже утвержденную документацию. И это была не чья-то прихоть или каприз. Это был единственно возможный путь к качеству.

Уже с первых месяцев 1954 г. большинство работников испытательных служб ОКБ-2 стали постоянными жителями полигона в Капустином Яре. К тому времени там создали относительно сносные бытовые условия, столь необходимые для практически круглосуточной, весьма ответственной и опасной работы. Добирались же туда, в заволжские степи, в основном, на поезде. Большой удачей для испытателей считалось добраться на полигон на безотказном Ли-2. Бытовавшие в те времена правила предписывали главным конструкторам находиться на полигонах в моменты проведения там наиболее ответственных испытаний и докладывать о них сразу же после получения результатов руководству министерства.

Инженеры-испытатели, которым доводилось иметь дело с Грушиным на полигоне, поражались неистощимым запасам его энергии. Все его дневное время уходило на деловые вопросы, на беседы со специалистами. И каждый день для него кончался не раньше 10-11 вечера, и до этого времени он был способен размышлять, спорить, принимать серьезные решения и устраивать самые серьезные разносы. Даже на полигоне его деловая и инженерно-административная страсть, похоже, не знала границ. А его разносы, выдававшиеся иным специалистам, нередко принимали крайне унизительный характер. Порой разряжало обстановку только понимание того, что на полигоне идет работа над важнейшим и ответственным делом.

И все же обстановка, которая складывалась в моменты приезда Грушина на полигон, максимально способствовала быстрому принятию решений о всевозможных доработках, внесении необходимых изменений в конструкцию ракеты. Здесь, как ни в одном другом месте, Грушин оказывался рядом с непосредственными исполнителями работ - и опытными специалистами и новичками, различий между которыми для Грушина практически не существовало. Единственным критерием в выяснении того, как Грушин относился к тому или иному специалисту, было поручение ему выполнения сложного задания. Это означало и проявление доверия, и уважения, и все возможные благодарности.

Один из приездов Грушина на полигон состоялся в апреле 1956 г. На этот раз вместо ускорителя ракеты на пусковой установке запустился маршевый двигатель. Поднять ракету в воздух ему, конечно, не удалось, но с направляющей стрелы она медленно сползла. Находившиеся неподалеку от пусковой установки инженеры и испытатели разбежались в разные стороны от ракеты. Предпринять что-либо было уже невозможно. Так и ползала ракета по земле положенные ей десятки секунд, до тех пор, пока не кончилось топливо, пропахав за это время своими крыльями несколько десятков метров земли.

Грушин, находившийся в сотне метров от пусковой площадки, был вне себя от ярости. Это качество в полной мере проявлялось в нем лишь тогда, когда он сталкивался с допущенными кем-то ошибками или неточностями. И следовавшие вслед за этим четкие и уверенные указания всегда сочетались у Грушина с самыми резкими оценками. Правда, если все шло хорошо, что, впрочем, также бывало нечасто, Грушин старался не замечать участников работы, проявляя к ним видимое безразличие. И подобную твердость человека, не склонного к лирике, ощущали на себе не только сотрудники и смежники, но и вышестоящее руководство, относившееся к Грушину как к человеку предельно жесткому и бескомпромиссному.

На этот раз Грушин не стал сразу распекать обступивших ракету испытателей и медленно направился к домику руководства полигона. И лишь поздним вечером он вернулся в финский домик, в котором жили на полигоне специалисты ОКБ-2. Разбор состоялся только утром.

Весной 1957 г. начались пуски В-750 в замкнутом контуре. И здесь совершенно неожиданно для работников полигона почти десять пусков оказались неудачными. Причем обстоятельства аварий были похожи друг на друга. В каждом пуске телеметрия выдавала отказ различных элементов ракеты в один и то же момент времени. При этом, что самое странное, в каждом пуске фиксировался отказ различных систем. Разобраться с тем, что происходило в этих пусках с аппаратурой, было крайне сложно - при падении ракеты электронные блоки разрушались.

Испытания пришлось остановить. С раннего утра и до позднего вечера испытатели мотались по степи, копаясь в обгоревших обломках ракет. Классическая формула поисков отказов - "что изменили?", тоже ничего не могла прояснить, сколько не пытались испытатели разобраться с чертежами. Те же провода, элементы аппаратуры, приводы. И однажды, скорее случайно, чем осознанно, молодому в то время специалисту Владимиру Васильевичу Коляскину пришла в голову спасительная мысль - ведь в маршевом двигателе ракеты незадолго до этого был заменен датчик, измерявший давление в камере сгорания. В работоспособности этого, никогда прежде не подводившего прибора, никто не сомневался. Его показания во всех аварийных полетах были в пределах допуска. Но, загоревшись этой идеей, Коляскин немедленно поехал в степь, к ближайшей из упавших ракет. Его цель была проста: найти датчик и убедиться, что он работал штатно. И у первого же найденного датчика он обнаружил отверстие, проделанное горячими газами двигателя. Картина отказов прояснилась - раскаленные газы, прорвавшиеся через датчик, прожигали находившиеся рядом провода, и аппаратура ракеты выходила из строя. Уже через час он продемонстрировал свою драгоценную находку Грушину.

В декабре 1957 г. первая зенитная ракета МКБ "Факел" В-750 под обозначением 1Д была принята на вооружение войск ПВО страны и ПВО Сухопутных войск. Позже на предприятии и в его филиалах создали ряд модификаций этой ракеты (11Д, 13Д, 20Д и т.д.), которые находились и находятся на вооружении десятков государств мира. В некоторых странах - Китае, Египте, Иране и других - также проводилась ее модернизация.

Особое место занимает ракета В-750 в составе систем и комплексов противовоздушной обороны кораблей ВМФ. Ракета входила в первый зенитный ракетный комплекс (получивший наименование "Волхов-М") установленный в 1957 г. на крейсере "Дзержинский". Боекомплект комплекса составлял 10 зенитных ракет В-750 наземного комплекса ПВО, приспособленных для использования в интересах корабля, размещенных в погребе. Пусковая установка СМ-64 с устройствами подачи и заряжания обеспечивала наклонный следящий пуск ракеты. Комплекс успешно прошел испытания и был принят на вооружение корабля.

Ракеты В-750 в составе комплекса С-75 первыми в мире поразили реального воздушного противника. Впервые это произошло 7 октября 1959 г. в небе над Китаем, когда был сбит высотный самолет-разведчик RB-57D.

А 1 мая 1960 г. около города Свердловска был сбит американский самолет-разведчик "Локхид" U-2 с пилотом Ф.Г. Пауэрсом. Было прекращено безраздельное господство самолетов-разведчиков в небе нашей страны. Яркой страницей в биографии ракет комплекса С-75 стало их использование во время войны во Вьетнаме. Там, начиная с 24 июля 1965 г., ими были уничтожены около 1300 американских бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТЫ В-750

Основным направлением модернизации ракеты В-750 (1Д) стало увеличение тяги ее маршевой двигательной установки. Это позволило увеличить зону поражения воздушных целей по дальности и высоте.

Ракета 11Д. Двухступенчатая ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, с установленными в передней части ракеты дестабилизаторами. Старт ракеты - наклонный, с пусковой установки, наводимой по углу места и азимуту. Управление полетом и наведение на цель осуществляются по радиокомандам, которые поступают от наземной станции наведения. Подрыв боевой части производится при подлете к цели по команде радиовзрывателя либо по команде, поступающей от наземной станции наведения. Ракета выпускалась в различных модификациях, в том числе 11ДА, 11ДУ, 11ДМ.

Ракета 13Д представляла дальнейшее развитие серии ракет 1Д и 11Д в направлении использования на ракете бортовой радиоаппаратуры другого частотного диапазона, что позволило обеспечить ее большую помехозащищенность. Ракета выпускалась в различных модификациях.

Ракета 20Д представляла собой глубокую модернизация ракеты 13Д и проводилась с использованием более совершенной бортовой радиоаппаратуры, боевого снаряжения, стартовой и маршевой двигательных установок. Это позволило увеличить зону поражения воздушных целей по дальности и высоте, обеспечить большую помехозащищенность ракеты, повысить эффективность поражения низколетящих и высокоскоростных целей. Ракета выпускалась в различных модификациях, в том числе 20ДА, 20ДП, 20ДУ, 20ДС, 20ДСУ.

Ракета 5Я23 являлась модернизацией ракеты 20Д. Модернизация проводилась с использованием более совершенной бортовой радиоаппаратуры, боевого снаряжения, стартовой и маршевой двигательных установок. Это позволило увеличить зону поражения воздушных целей по дальности, снизить минимальную высоту поражения, а также повысить эффективность поражения малоразмерных низколетящих и маневрирующих целей.

Разработку ЗУР 17Д начали в МКБ "Факел" в соответствии с выпущенным в июне 1958 года постановлением руководства страны, в котором давалось задание по модернизации ЗРК С-75. Новая ракета должна была поражать воздушные цели на дальностях до 40 км и высотах до 25 км, летящих со скоростями до 2300 км/ч. Специалисты предприятия решили использовать в качестве маршевой двигательной установки ракеты твердотопливный ПВРД. Принцип его работы заключался в следующем. Газ, образующийся при сгорании специального твердого топлива в газогенераторе и содержащий значительное количество несгоревших частиц, поступал в камеру двигателя и догорал, смешиваясь с воздушным потоком, который попадал в камеру через воздухозаборник. По предварительным оценкам, подобный двигатель должен был обладать высоким удельным импульсом (более чем вдвое большим, чем применявшиеся в те годы ЖРД) и возможностью работать в широком диапазоне высот и скоростей, достаточно высоким удельным импульсом при малых скоростях полета и на больших высотах. Двухступенчатая ракета 17Д выполнена по нормальной аэродинамической схеме. На корпусе маршевого двигателя размещены крылья и рули. Вторая ступень состояла из пяти отсеков, а ее корпус был выполнен аналогичным корпусу ракет "семейства" 1Д. Передняя часть маршевой ступени унифицирована с ракетой 20Д. В задней части маршевой ступени располагался газогенератор с топливом и механизмы управления рулями.

Разработка ЗУР 22Д, предназначавшейся для использования в модернизированном варианте ЗРК С-75, была начата в МКБ "Факел" в соответствии с решением правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам, принятым в апреле 1961 г. Но из-за задержек в модернизации других элементов ЗРК, требования к новой ЗУР в полном объеме были утверждены только в июне 1963 г. В соответствии с ними ЗУР 22Д должна была поражать воздушные цели на дальностях до 60 км, летящие на высотах до 35 км со скоростью до 3000 км/ч.

В середине 1960-х гг. результаты, полученные в процессе испытаний 22Д, демонстрировали значительный прогресс в развитии зенитных ракет. Однако к моменту принятия решения о дальнейшей судьбе ракеты 22Д на вооружении уже находились ЗУР 20Д, характеристики которых полностью соответствовали возможностям средств ЗРК С-75, и поэтому продолжение работ по использованию в составе этого комплекса ЗУР с ракетно-прямоточными двигателями было признано нецелесообразным.

Владимир Григорьевич Светлов - генеральный конструктор ОАО "МКБ "Факел" имени академика П. Д. Грушина, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского и Международной академии информатизации

Подробнее: http://www.vko.ru/oruzhie/debyut-petra-grushina

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
ЗУР В-750

хостинг изображений


источник "Система ЗУРО С-75", эксизный проект 1954 .

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Ракета В-750

Общий вид зенитной управляемой ракеты В-750


Ракета состоит из собственно ракеты и порохового стартового ускорителя.

Стартовый ускоритель представляет собой пороховой реактивный двигатель. На корпусе ускорителя установлены 4 стабилизатора с элеронами для стабилизации по крену.

Собственно ракета с боевой частью, радиовзрывателем, аппаратурой управления и жидкостным реактивным двигателем скомпонована по "нормальной" аэродинамической схеме.

Корпус ракеты имеет форму тела вращения с удлинением 15. Носовая часть корпуса ракеты выполнена в форме оживала, средняя часть представляет собой цилиндр, хвостовая часть - усеченный конус. На оживальной части установлены дополнительные несущие передние плоскости.

Крылья, передние плоскости, рули ракеты и стабилизаторы ускорителя расположены в двух взаимноперпендикулярных плоскостях под углом 45° к вертикальной плоскости ракеты, образуя аэродинамически симметричную схему "XX" и служат для создания необходимой в полете подъемной силы, обеспечения устойчивости движения и маневренности ракеты.

Основные геометрические и весовые данные ракеты:
- полная длина ракеты - 10890 мм;
- диаметр корпуса ракеты - 500 мм;
- площадь крыла (с подфюзеляжной частью) - 2,3 м2;
- площадь передних плоскостей - 0,0023 м2;
- площадь рулей - 0,161 м2;
- стартовый вес ракеты - 2160 ±40 кг;
- вес снаряженного ускорителя - 1030 ±20 кг;
- вес порохового заряда НМФ-2 - 546 ±5 кг;
- вес компонентов топлива:
  горючего ТГ-02 - 115,4 +1,6/-0,4 кг;
  окислителя АК-20Ф - 386 +7,5/-1,2 кг;
  горючего для ТНА ОТ-155 - 13,4 ±0,13 кг;

Ракета конструктивно выполнена в виде шести отдельных отсеков.

Общая компоновка ракеты


В первом отсеке расположены приемник воздушного давления (ПВД), передающие антенны и часть аппаратуры радиовзрывателя.

Во втором отсеке размещены боевая часть и остальная аппаратура радиовзрывателя с приемными антеннами. К корпусу отсека крепятся передние плоскости.

Третий отсек представляет собой баки для горючего и окислителя, которые одновременно являются силовыми элементами конструкции планера ракеты.

В четвертом отсеке размещены автопилот с элементами рулевого тракта, блок радиоуправления и визирования, источники питания, механизм изменения передаточных чисел (МИПЧ), баллон для сжатого воздуха, а также ряд агрегатов двигательной установки. На корпусе отсека размещены узлы крепления крыльев и рули, а на нижней его части расположен электроразъем для подключения бортовой аппаратуры к наземному контрольному и пусковому электрооборудованию.

В пятом отсеке расположен жидкостной реактивный двигатель. В торцевой части отсека смонтированы антенны радиоуправления и визирования.

Шестой отсек, выполненный в форме усеченного конуса, является переходным элементом от ускорителя к ракете.

Двигательная установка предназначена для создания реактивной силы (тяги), обеспечивающей движение ракеты в пространстве.

Первая ступень ДУ - ПРД-18Р представляет собой стальную цилиндрическую камеру с соплом, диаметр критического сечения которого регулируется в зависимости от температуры порохового заряда. Пороховой заряд состоит из 14 шашек цилиндрической формы.

Основные характеристики ПРД-18Р:
- тяга двигателя 27000-50000 кг
- время горения заряда 3-4,3 сек;
- суммарный импульс не менее 100000 кгсек.

Вторая ступень двигательной установки состоит из маршевого жидкостно-реактивного двигателя, турбонасосной системы подачи топлива, топливных баков с заборниками, жидкостного газо-генератора с бачком для горючего ОТ-155, шарбаллона сжатого воздуха и воздушно-арматурного блока.



Основные характеристики двигательной установки:
- тяга ЖРД - 2650 ±130 кг;
- время работы ЖРД - 34 - 40 сек;
- суммарный импульс - 92500-108500 кгсек

Автопилот АП-75-0 представляет собой трехканальную систему автоматического регулирования.

На участке полета с ускорителем автопилот осуществляет стабилизацию ракеты относительно продольной оси.

После сброса ускорителя автопилот стабилизирует ракету относительно ее продольной и двух взаимноперпендикулярных поперечных осей и осуществляет управление ракетой в соответствии с командами радиоуправления.

Каждый из трех каналов автопилота состоит из чувствительных элементов и рулевого тракта.

В качестве чувствительных элементов в каналах стабилизации относительно поперечных осей (I и П каналы) используются демпфирующие гироскопы и датчики поперечных ускорений, а в канале крена - свободный гироскоп и датчик скоростного напора.

Рулевой тракт состоит из усилителя, управляющего клапана и пневматической рулевой машины.

Суммарные сигналы команды радиоуправления и датчиков поперечных ускорений ограничиваются по величине, благодаря чему резко уменьшаются выбросы по углу атаки и улучшается стабилизация ракеты при больших командах управления.

Механизм изменения передаточных чисел (МПЧ) предназначен для обеспечения постоянства коэффициента усиления контура управления во всем диапазоне высот и сйоростей и ограничения поперечных перегрузок ракеты на режимах больших скоростных напоров.

МИПЧ представляет собой 2-х канальную следящую систему, автоматически изменяющую передаточные числа автопилота (по I и 2 каналам) в зависимости от скоростного напора.

Следящая система построена на принципе самобалансирующегося потенциометрического моста. Чувствительным элементом МИПЧ"а является датчик скоростного напора. Исполнительным органом служит электродвигатель, который изменяет передаточное число от штока рулевой машины к рулю.

Аппаратура радиоуправления и визирования предназначена для:
- приема и дешифровки радиокоманд, передаваемых от наземной станции наведения, передачи их на автопилот и радиовзрыватель, а также для выдачи ответных радиосигналов, обеспечивающих непрерывное определение координат ракеты. Аппаратура радиоуправления и визирования состоит из: комплексного блока ФР-І5А, антенно-фидерной системы с приемной антенной ФР-І и антенной ответчика ФР-бА.

Комплексный блок ФР-І5А состоит из: супергетеродинного приемника (со сменным гетеродином), ответчика, селектора, блока управления и блока питания.

Использование сменных гетеродинов позволяет производить прием сигналов РПК на одной из восьми фиксированных частот рабочего диапазона.

На каждой из этих частот блок ФР-І5А может одновременно принимать команды управления для трех ракет, но декодирует и передает на автопилот только команды, предназначенные для данной ракеты (в соответствии со сменной кодовой фишкой блока ФР-І5А), чем достигается возможность одновременного управления тремя ракетами. Приемная антенна ФР-І представляет собой антенну щелевого типа, имеющую ширину диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 82 градуса, а в вертикальной плоскости - 96 градусов. Антенна ответчика ФР-6А - открытый конец волновода - имеет ширину диаграммы направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях 53-54 градуса.

Радиолокационный взрыватель "Шмель" предназначен для подрыва боевой части ракеты у цели при величинах пролета ракеты относительно цели до 60 метров, углах встречи от 60°до 180° и относительных скоростях 600-1500 м/сек.

Принцип действия радиовзрывателя основан на использовании эффекта Допплера.

Радиовзрыватель состоит из передатчика высокочастотной энергии, работающего в непрерывном режиме, приемника отраженных от цели сигналов и предохранительно-исполнительного механизма. Круговая зона обзора радиовзрывателя обеспечивается схемой двухквнального направленного излучения и приема. В каждом канале имеется по две передающих и приемных антенны, ширина диаграммы направленности кагорых в меридианной плоскости не превышает 9° с углом наклона к оси ракеты 73-74°.

Оба канала радиовзрывателя работают на общую исполнительную схему.

В случае несрабатывания радиовзрывателя по цели происходит самоликвидация ракеты от временного механизма на 60 сек полета.

Радиовзрыватель имеет три ступени предохранения:
- первая ступень предохранения снимается при старте ракеты с помощью инерционного пускателя через 7 сек после его срабатывания. Взведение пускателя происходит при воздействии на него в течение 0,15 сек продольного ускорения, возникающего при старте ракеты. Срабатывание пускателя происходит в конце
работы ускорителя при уменьшении величины продольного ускорения ракеты;
- вторая ступень предохранения снимается при срабатывании предохранительного переключателя с началом работы ЖРД;
- третья ступень предохранения снимается командой дальнего взведения, подаваемой со станции наведения. По этой команде включается передатчик радиовзрывателя и, при условии снятия первых двух ступеней предохранения, исполнительная схема взрывателя подключается к цепям инициирования боевой части.

Боевая часть предназначена для поражения цели, находящеся в зоне ее действия. На ракете В-750 установлена боевая часть осколочно-направленного действия ДВР-750.



Поражающими элементами боевой части являются осколки, получаемые от дробления стальной, рифленной, цилиндрической оболочки разрывного заряда.

Поражающие элементы в момент детонации разрывного заряда разлетаются с начальной скоростью 2900-3200 м/сек. При испытаниях в статических условиях полный угол разлета осколков равен 20-22°; угол разлета основной массы осколков (90-95%) составляет 10-11°.

Разрывной заряд представляет из себя однородный монолит из взрывчатой смеси тротил-гексоген в соотношении 40/60. Инициирование разрывного заряда осуществляется с помощью боевой трубки.

Основные характеристики боевой части:
- вес - 190 кг;
- диаметр 395 мм;
- высота (габаритная) - 883 мм;
- вес взрывчатого вещества - 138 кг;
- количество образующихся при взрыве поражающих элементов - 3600 шт;
- вес (расчетный) одного поражающего элемента 11,6 г.

Система электрооборудования ракеты обеспечивает питание бортовой аппаратуры электрической энергией от наземных и бортовых источников.

Система электрооборудования включает в себя источник питания, преобразователь тока, коммутирующую аппаратуру и бортовую кабельную сеть.

Источником питания служит батарея 26 КФА 60/25, представ ляющая собой химический источник тока одноразового действия.

Электролит батареи находится в специальных герметичных ампулах и выдавливается на электроды сжатым воздухом непосредственно перед стартом ракеты.

Батарея выдает два номинальн. напряжения: 26 вольт и 6,7 вольта.

Преобразователь тока ПТ-675 представляет собой моторгенератор, предназначенный для преобразования постоянного тока с напряжением 26 вольт в переменный трехфазный ток с напряжением 200/115 вольт и частотою 400 герц.

Из отчета о совместных испытаниях средств системы-75 диапазона "В", 1957 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
В-750ВН

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения