Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

БМП-1 (объект 765) - боевая машина пехоты

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin

Боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1962 г.) разрабатывалась и 1961-1963 гг. в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под руководством П.П. Исакова. Первый опытный образец был изготовлен на ЧТЗ в 1962 г., второй - в марте 1963 г. В 1963 г. БМП прошла заводские испытания, по результатам которых был изготовлен опытный образец БМП «Объект 765» для проведения полигонно-войсковых испытаний.

БМП являлась плавающей гусеничной машиной с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения. Посадка и спешивание 8 пехотинцев производились через две кормовые двери в корпусе. Механик-водитель размешался в отделении управления у левого борта корпуса машины. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) - он же командир машины. Во вращающейся башне располагался наводчик-оператор.

Основным оружием БМП являлось 73 мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», вспомогательным - спаренный с орудием 7.62 мм пулемет ПКТ. Снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка».

Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов ПГ-15В кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания орудия. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов.

В десантном отделении в бортовых листах корпуса первого опытного образна БМП имелось 7 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Во время заводских испытаний по бортам корпуса были дополнительно установлены две шаровых установки для 7,62-мм пулеметов ПК. В кормовых дверях имелись две амбразуры с шаровыми установками для автоматов АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками.

Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали. Для сокращения времени изготовления опытного образца, передний наклонный лист корпуса был прямым, без изгиба в нижней части, предусмотренного проектом и имевшимся на серийных машинах. БМП оснащалась системами ПАЗ, ППО и ТДА.

Основу силовой установки составлял четырехтактный V-об-разный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.). который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок.

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторам и двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование.

Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, однодисковые опорные катки без оребрения, поддерживающие катки с наружной амортизацией и две гусеницы с РМШ. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, располагавшийся в кормовой части корпуса машины. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры).

Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет.

БМП имела боевую массу 12,6 т. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км/ч, на плаву - 7 км/ч.



Боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1964 г.) являлась дальнейшим развитием опытного образца БМП «Объект 765» выпуска 1962 г. Она была изготовлена на ЧТЗ в 1964 г. и в том же году прошла полигонно-войсковые испытания. После устранения выявленных недостатков машина была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 2 июня 1966 г. под маркой БМП-1.

БМП представляла собой плавающую гусеничную машину массой 12,8 т с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения, в котором располагалось 8 стрелков. Посадка и спешивание десанта производились через две двери в корме корпуса машины. Для выхода десанта при движении БМП на плаву, ведения огня по воздушным целям, а также наблюдения за местностью на марше в крыше корпуса (над сиденьями десанта) имелось четыре люка с броневыми крышками. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта, в башне слева от орудия располагался наводчик-оператор. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) он же командир машины. Боевой расчет БМП составлял 11 человек.

Машина была вооружена 73 мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» и спаренным 7,62 мм пулеметом ПKT. Кроме того, снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Прицельная стрельба из орудия велась на дальностях до 1300 м. Скорострельность составляла 8-10 выстр./мин. Управление полетом ракеты осуществлялось передачей команд по проводам наводчиком-оператором с помощью специального пульта.

Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания. Они имели бронепробиваемостъ 300 мм по нормали. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Заряжание пусковой установки производилось вручную наводчиком-оператором изнутри машины путем выдвижения направляющей с ПТУР через специальный люк в крыше башни. Бронепробиваемость ПТУР составляла 400 мм по вертикально расположенной броневой плите. Стрельба ракетами велась на дальностях от 500 до 3000 м. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов.

В десантном отделении в бортовых листах корпуса имелось 8 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Передняя шаровая установка со стороны каждого борта предназначалась для 7.62-мм пулемета ПК, а остальные - для автоматов АК-47 десанта. В левой кормовой двери была смонтирована еще одна шаровая установка для автомата АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками.

Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали, а съемная крыша верхней носовой части корпуса из броневого алюминиевого сплава, обеспечивавшего защиту от снарядов 23-мм пушки. Башня устанавливалась на шариковой опоре, подвижный и неподвижный погоны которой изготовлялись из алюминиевого сплава, а шарики из пластмассы. Машина оснащалась автоматическими системами ПАЗ, ППО и термодымовой аппаратурой (ТДА) многократного действия.

На машине устанавливался четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Емкость топливной системы, включавшей один основной бак в десантном отделении и два бака, встроенных в кормовых дверях корпуса, составляла 462 л. Запас хода по шоссе составлял 500 км.

В силовой установке применялась жидкостная эжекционная система охлаждения. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах использовался форсуночный подогреватель.

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения стали 65Г по фрикционному материалу КФ-2 (НСФ-2), пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Коробка передач обеспечивала получение пяти передач вперед и одной передачи заднего хода. Картер коробки передач отливался из алюминиевого сплава Ал-4. Система управления агрегатами трансмиссии включала гидросервоприводы управления главным фрикционом, коробкой передач, механизмом поворота и остановочными тормозами. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование. Кроме того, остановочные тормоза имели механический привод непосредственного действия от рукоятки стояночного тормоза. Для управления поворотом машины на рабочем месте механика-водителя была установлена рулевая колонка с штурвалом. На рулевой колонке имелся рычаг включения замедленной передачи, которая получалась изменением передаточного числа в 1,44 раза одновременно в двух ПМП при прямолинейном движении машины на любой передаче.

Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, двенадцать однодисковых опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, две гусеницы с PMШ и два направляющих колеса. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, расположенный в кормовой части корпуса. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Постоянно установленный над верхней ветвью гусеницы гидродинамический кожухе инерционной решеткой в его кормовой части способствовал повышению скорости движения и маневренности машины на плаву. Запас плавучести машины составлял 18%.

Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км/ч, на плаву - 7 км/ч. Ширина (2850 мм) и высота (2068 мм) машины позволяли транспортировать БМП на самолете Ан-12.

Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет.



Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin


В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину.

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:
- проходимость и маневренность, не уступающие перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;
- вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
- возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиваться при необходимости;
- бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600-800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;
- радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь, как с командиром своего подразделения, так и с танками;
- средства маскировки;
- приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиваться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т.е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП - передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника. Скорее всего, здесь сказалось желание учесть опыт 1941 года, когда обороняющимся стрелковым подразделениям не хватало противотанковых средств для отражения атак немецких танков. Но сути, БМП при наступлении в пеших порядках и в обороне, выполняли ту же задачу, что и танки непосредственной поддержки пехоты периода конца 1920-х начала 1940-х годов.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К11, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.

И если с составом комплекса вооружения все к началу 1960-х было более или менее понятно, то по компоновке самой БМП в различных КБ и НТК ГБТУ однозначного решения принято не было.

На этапе выработки концепции разработчиками были предложены несколько образцов принципиально различающихся по конструкции. Так, например, предлагались гусеничные, колесные варианты и комбинированные - колесно-гусеничные. Некоторые из них были построены в единичных экземплярах для проведения сравнительных испытаний. Но еще до окончательного решения, какой из представленных проектов принять за основу, в декабре на заседании ГКОТ (Государственный комитет по оборонной технике) в Москве, принимается решение о строительстве будущей БМП на Челябинском факторном заводе. Об этом повествует запись в дневниках конструктора танков А.А. Морозова. «14.12.62. Москва. Время 10-00. Остро встает вопрос о реактивных снарядах для танка. Это мнение Хрущева. Этими вопросами занимаются несколько НИИ. Вопросами установки РС в подводные лодки занимается п/я 727 «Валик» (9 Управление ГКОТ) Равный конструктор Петров Владимир Петрович.
Решение:
2. ЧТЗ делает БМП-1. Сроки: техпроект -второй квартал 1964 года; готовый заводской образец - первый квартал 1965 года; полигонные образцы - четвертый квартал 1965 года.».


В начале 1960-х годов участвовавшие в конкурсе КБ представили свои технические проекты и «выполненные в металле» образцы. Большинство из них было готово к испытаниям уже в 1961 году, и были доставлены на полигоны в Ржевке и подмосковной Кубинке. Две машины были разработаны в стенах Волгоградского тракторного завода - «объект 911» и «объект 914» под руководством И.В. Гавалова. КБ Брянского авиазавода представило колесную (с колесной формулой 8x8) БМП «объект 1200». КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск) совместно с учеными ВА БТВ разработали и представили на конкурс проект необычной колесно-гусеничной БМП на оригинальном шасси «объект 19». От СКБ «Курганмашзавода» на конкурс представлялась машина «объект 659».

В КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова первоначально отрабатывался проект гусеничной боевой машины «объект 764», выполненной на основе шасси опытного полярного вездехода. В предлагаемой машине моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней ее части посредине, за ним располагались отделение управления, боевое и десантное отделения. Выход десанта из машины предусматривался через кормовые двери и через люки в крыше корпуса. Для движения машины на плаву предусматривалась установка двух водометных движителей. Боевое отделение с комплексом вооружения такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс. Однако этот проект челябинских конструкторов не прошел. Он был доработан, причем некоторые моменты были позаимствованы от проектов других КБ.

Вспоминает ведущий конструктор проекта БМП в КБ «Курганмашзавода» Феликс Григорьевич Барон:
«Наш проект был далек от совершенства. Размещение десанта у нас планировалось как в бронетранспортере, а у челябинцев как во французской БМП «Гочкис» (имелся ввиду БТР ТТ6 Hotchkiss. - Прип. автора), но зато мы защитили спину пехоты от альфа-излучения. Двигатель челябинцы установили ТД-6, а мы УТД (универсальный танковый двигатель). Машина должна была плавать, быть пригодной для авиадесантирования, габаритами подходящей для железнодорожных перевозок, иметь соответствующую скорость, вооружение и т.д. Но раз опыта у нас было мало, отсюда и недостатки в проекте. У челябинцев вес машины получился 10 тн, у нас - 13 тн. Какой-то генерал встает и спрашивает, какой вес у ЗИПа (запасной инструмент и принадлежности). у челябинцев - 60 кг, у нас -130 кг. В зале недоверчиво засмеялись: уж слишком легкий у ЧТЗ ЗИП. В результате у челябинцев вес машины получился все-таки в 13 тонн. И корпус они взяли наш. Но победили они».

Доработанный проект П.П. Исакова получил обозначение «объект 7б5», впоследствии и ставший знаменитой БМП-1.

И если с проектом новой машины более-менее все стало понятно, то решение о принятии БМП на вооружение сухопутных сил вызвало большие дебаты. По мнению многих высокопоставленных военачальников БМП считалась чрезвычайно дорогостоящей машиной для пехоты. К этому времени, как в СССР, так и в НАТО, стали постепенно отходить от ставок на широкомасштабное применение ядерного оружия в будущей войне. А в условиях применения только обычных средств поражения, предпочтительнее считалось вооружать пехоту более дешевыми колесными БТР-60ПБ, имеющими почти такую же защищенность, как и БМП. В конце концов, пришли к мнению, что с принятием на вооружение БМП следует пересмотреть и некоторые вопросы тактики действий мотострелковых подразделений.

Официально на вооружение «объект 765 Сп.1» под наименованием БМП-1 был принят в 1966 году. Компоновка БМП-1 впоследствии стала классической для мировой практики создания машин этого класса. Она отвечает требованиям защищенности от огня стрелкового оружия и малокалиберных автоматических пушек в лобовых проекциях, уменьшения силуэта машины для снижения ее заметности и максимального использования складок местности для укрытий на поле боя и обеспечения удобной высадки десанта в сторону кормы.

Но еще до официального принятая на вооружение партия машин проходила войсковые испытания в 1965 году в 339-м гвардейском мотострелковом полку 120-й гвардейской Рогачевской танковой дивизии Белорусского военного округа.

Впервые БМП-1 публично была представлена на военном параде 7 ноября 1967 года на Красной площади.

После принятия на вооружение БМП-1 в 1966 году остро встал вопрос о развертывании серийного производства машины. Армия в СССР в то время была большая, и новых машин требовалось не десятки и не сотни, а тысячи. БМП-1 отличалась от многих ранее производимых бронированных машин значительной сложностью и новыми требованиями. В связи с этим постановка на серийное производство нового изделия протекала тяжело и была связана с большими трудностями. Лучше всего это проиллюстрировать на примере записей в своих дневниках конструктора танков А.А. Морозова: «07.10.65. Заседание ВПК. Начали в 18-15. т. Смирнов Л.В. задержался на заседании Президиума ЦК КПСС. Рассматривались работы оборонных заводов за 9 месяцев но всем видам оборонной продукции. По Тагилу - порядок.
Докладывали:
Ляпин Василий Иванович, Главный инженер ЧТЗ о БМП. Начали работу в 1961. Осенью 1962 изготовили опытный образец. Очень сложная технология изготовления корпуса. В 1965 ЧТЗ должен изготовить 50 машин. На ЧТЗ 40 тысяч человек, 400 тысяч м. кв. производственных площадей. Объем производства 222 млн. рублей. Делают 25 тысяч тракторов в год. Завод очень плохо занимается доводкой БМП. Пока не сдали ни одной машины.
Смирнов:
- Если так дела пойдут и дальше, то будет доложено в ЦК КПСС.
Марков Леонид Владимирович, Главный инженер Барнаульского ЗТМ:
- По плану надо сделать 60 двигателей УГД-20. На сегодня сделано 14. Если двигатели будут сдавать и в декабре, то план будет выполнен».


О том, что на ЧТЗ БМП-1 не могла стать основной продукцией, было понятно еще до принятия машины на вооружение. Поэтому для развертывания крупносерийного производства новой машины в качестве основного завода-изготовителя был выбран Курганский машиностроительный завод, занимавшийся производством гусеничных артиллерийских тягачей АТС-59.

24 декабря 1964 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым предусматривалось организовать на «Курганмашзаводе» (КМЗ) с 1967 года выпуск принципиально нового по всем параметрам изделия - боевой машины пехоты - БМП-1.

В 1965 году ЧТЗ передал в СКБ и на КМЗ копии конструкторской и технологической документации по БМП-1 для отработки применительно к производству Курганского машиностроительного завода.

Коллективом КМЗ была выполнена большая работа по подготовке производства новой машины, по оснащению, необходимому для крупносерийного производства, по повышению качества выпускаемой продукции. Было создано уникальное бронекорпусное производство. Хотя корпуса и башни до 1971 года доставлялись по-прежнему с Челябинского завода им. С. Орджоникидзе. Остро стояла задача в кратчайшие сроки организовать серийное производство корпусов и башен в Кургане.

Это потребовало создания и освоения принципиально новых технологических процессов и оборудования для сварки, тепловой резки, холодной и горячей листовой штамповки, термической и механической обработки броневых сталей в закаленном состоянии. Все это должны были освоить специалисты, рабочие, технологи, наладчики. И они справились с этой задачей.

В 1971 году за организацию серийного производства БМП-1 коллектив Курганского машиностроительного завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Впервые на заводе было присвоено звание Герой Социалистического Труда рабочему - им стал резьбошлифовщик инструментального цеха В.С. Епишев. Еще 175 заводчан были награждены орденами и медалями. А производство БМП на ЧТЗ было постепенно свернуто. С 1969 года там выпускался усовершенствованный вариант БМП («объект 765 Сп.2»), а затем выпуск этих машин был и вовсе прекращен.

Производство БМП-1 на Курганском машиностроительном заводе продолжалось с 1966 по 1983 год.





БМП-1 «объект 765 Сп.2» - одна из первых модификаций. Был изменен корпус машины, в результате чего увеличен внутренний объем, и изменилась конфигурация носовой части БМП. Масса БМП-1 возросла до 13 тонн. Машина находилась в производстве с 1969 по 1973 год.
БМП-1 «объект 765 Сп.3» еще один усовершенствованный вариант БМП-1. На машине в состав боекомплекта был включен выстрел ОГ-15В с осколочной гранатой. Для прицельной стрельбы такими выстрелами был установлен и новый прицел 1ПН22М2. Он отличается от предыдущей модели наличием дополнительной шкалы, которая обеспечиваег возможность прицельной стрельбы осколочной гранатой. Масса машины возросла до 13,2 тонны. БМП-1 «объект 7б5Сп.З» находился в производстве с 1973 по 1979 год.

Источник: Фронтовая иллюстрация 2008 №2.



Последний раз редактировалось: Admin (19/12/2015, 12:40), всего редактировалось 4 раз(а)

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Описание конструкции

В носовой части корпуса машины расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО), несколько смещенное к правой стороне. Слева от него расположено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины установлена одноместная башня с комплексом вооружения и рабочим местом наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение. В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя. Для наблюдения за местностью перед ею люком со сдвижной крышкой устанавливались три перископических прибора наблюдения ТНПО-170. Для ночного вождения вместо среднего прибора устанавливается бинокулярный электронно-оптический перископический прибор ночного видения активного типа ТВН-2. При работе с фарой ФГ-125 (источник инфракрасного света) прибор обеспечивает дальность видения не менее 50 м.

При преодолении водных преград для ведения наблюдения механиком-водителем поверх поднятого волноотбойного щитка, вместо среднего прибора наблюдения устанавливается прибор ТНПО-350Б с перискоиичностью 350 мм и нолями зрения по горизонту и вертикали 26 и 4 градусов соответственно. В ночное время используется бинокулярный электронно-оптический перископический подсветочный прибор ТВПО-2. Для облегчения ориентирования в сложных условиях движения, таких как плохая видимость, отсутствие заметных ориентиров и др., используется гирополукомпас ГПК-59.

В отделении управления перед креслом механика-водителя располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что значительно облегчает работу механика-водителя.

Командир машины, он же командир мотострелкового отделения, располагается в отделении управления за механиком-водителем. Для посадки командира в крыше корпуса имеется люк с крышкой, открывающейся вверх вперед. Несмотря на то, что он вращается на 360 градусов, угол обзора в горизонтальной плоскости составляет только 270 градусов из-за того, что часть сектора обзора закрывает башня. В крышке люка смонтирован бинокулярный, перископический комбинированный (дневной-ночной) прибор наблюдения ТКН-3Б с пятикратным увеличением дневного и 4,2-кратным увеличением ночного каналов наблюдения. Прибор связан тягой с инфракрасным прожектором ОУ-3ГА2. Дальность видения ночыо через прибор ТКН-3Б с использованием инфракрасного осветителя составляет 300-400 м. Слева и справа от командирского прибора наблюдения установлены два прибора наблюдения ТНПО-170. Слева от командира на борту машины установлена УКВ радиостанция Р-123 и танковое переговорное устройство (ТПУ) Р-124 на пять абонентов. Спинки кресел механика водителя и командира могут откидываться назад, что обеспечивает им переход в боевое и десантное отделения машины.

МТО, отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира совмещены по длине машины и разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Агрегаты трансмиссии - главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке в передней части машины. Двигатель и агрегаты обслуживающих его работу систем установлены за элементами трансмиссии в правой части корпуса.

В средней части машины установлена одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находится десантное отделение на восемь пехотинцев. Мотострелки сидят по оси машины лицом к бортам, посадка и высадка производятся через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива. При преодолении водных преград для более падежного и плотного закрывания дверей их замки снабжены специальным механизмом задрайки дверей, приводимым в действие изнутри. Для покидания машины десантом или для ведения ими огня из индивидуального оружия могут также использоваться четыре люка в крыше десантного отделения с откидывающимися вверх к центру оси машины крышками.

Между двумя рядами стрелков установлены топливный бак, аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования машины. Эти установленные элементы одновременно служат спинкой для мотострелков, сидящих спиной к спине. Над топливным баком предусмотрено место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К32 «Стрела-2» или противотанкового гранатомета РПГ-7. Для ведения огня из личного оружия десанта в десантном отделении имеется девять амбразур с шаровыми опорами в бортах и в левой кормовой двери машины. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные - под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами со специальными замками для крепления оружия, что исключает производство случайного выстрела внутрь машины при движении по пересеченной местности, а также снижает вероятность попадания внутрь отравляющих веществ и радиоактивной пыли при действиях на зараженной местности. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Они выполнены на специальных отражателях, устанавливаемых на оружие стрелков для предотвращения полетов экстрактированных во время стрельбы из автоматов гильз. В обычном положении амбразуры закрываются бронированными крышками, которые можно открывать изнутри машины. Для ведения наблюдения десантом за местностью установлены 10 перископических призменных приборов ТНПО-170 с электрообогревом. Каждый прибор обеспечивает утол обзора по горизонту 94 градуса, по вертикали не менее 23 градусов.

В специальных укладках в десантном отделении можно разместить две ракеты 9М32 ПЗРК «Стрела-2» или пять гранат ПГ-7В для РПГ-7, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет с 12 сигнальными ракетами.

Корпус и коническая низкопрофильная башня, сварные из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов. В верхней лобовой детали корпуса, имеющей угол наклона более 70 градусов, имеется большой люк, закрывающийся откидным ребристым листом, выполненным из алюминиевой брони. Он обеспечивает доступ к агрегатам трансмиссии и силовой установки.

К верхнему лобовому листу шарнирно крепится стальной волноотбойный щиток, приводимый в рабочее положение пневматической системой. Кроме своей основной функции, он обеспечивает также дополнительную защиту от кинетических поражающих элементов. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам двигателя и обслуживающих его систем) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости корпуса к крыше приварены поперечные и продольные полые балки, а также установлены четыре распорные стойки.

С целью повышения жесткости корпуса днище имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки, внутри которых проходят торсионные валы подвески.

Снаружи по бортам корпуса машины крепятся экраны из легких алюминиевых сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. Они обеспечивают уменьшение выброса пыли при движении по грунтам и создают совместно с гидродинамическими решетками, установленными на корме, так называемый, гидродинамический туннель, который создает движущую силу на воде за счет перематывания гусениц.

На машинах выпуска с середины 1970 года объем корпуса был несколько увеличен, также были изменены углы наклона лобовых броневых деталей с целью улучшения водоходных качеств машины. Такие машины в технической документации получили обозначение «объект 765 Сп.2».

Основным оружием комплекса вооружения БМП-1 является 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром», разработанное конструкторами ЦКИБ СОО (г. Тула) на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. С орудием с правой стороны от него спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На бронемаске и стволе орудия смонтирован кронштейн для установки и пуска ПТУР 9М14М комплекса управляемого вооружения 9К14 «Малютка».

73-мм орудие 2А28 «Гром» предназначено для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях. Орудие с коаксиальным гидрооткаником установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах, смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Затвор орудия клиновой полуавтоматический.

Стрельба из орудия ведется выстрелами ПГ-15В активно-реактивного типа с кумулятивной боевой частью. Боекомплект орудия составляет 40 выстрелов, которые размещены в конвейере механизма заряжания. С 1974 года в боекомплект БМП-1 включен выстрел ОГ-15 В с осколочной гранатой.

Благодаря использованию в комплексе вооружения механизма заряжания техническая скорострельность орудия составляет 8-10 выстрелов в минуту. Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия.- Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер, представляющий собой, по сути, механизированную боеукладку, предназначен для размещения, хранения и транспортировки выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. После введения в состав боекомплекта БМП-1 для повышения эффективности борьбы с живой силой противника выстрелов ОГ-15В с осколочно-фугасной гранатой (с июля 1974 года), из состава механизма был исключен механизм подачи выстрелов (машины «объект 7б5 Сп.З»), так как заряжание ОГ-15В разрешалось производить только вручную в целях исключения случайного взрыва при утыкании выстрела. Поэтому заряжание орудия выстрелами ПГ-15В экипажи стали производить тоже вручную.

Прицельная дальность стрельбы кумулятивной гранатой достигает 1300 м, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 765 м. Бронепробиваемости кумулятивной гранаты выстрела ПГ-15В вполне достаточно, чтобы поражать в пределах дальности стрельбы танки, имевшиеся в то время на вооружении армий НАТО (М60А1, Leopard, АМХ-30В, Chieftain), даже в лобовые проекции, не говоря уже при попаданиях в борт или в корму.

I ✓
7,62-мм спаренный пулемет ПКТ предназначен для стрельбы но живой силе противника и другим небронированным целям. Боевая скорострельность спаренного пулемета с ленточным питанием составляет 200-250 выстр./мин. Его боекомплект составляет 2000 патронов, снаряженных в одну ленту и уложенных в специальный короб, расположенный под пулеметом в боевом отделении. Такая система питания исключает надобность перс-заряжания пулемета в боевой обстановке. Прицельная дальность стрельбы из спаренного пулемета составляет 1800 м.

Спаренная установка орудия 2А28 «Гром» и пулемета ПКТ имеет угол возвышения +30 градусов, угол снижения - 4 градуса. Приводы наведения установки электромеханические с импульсным регулированием скорости наведения. Максимальные скорости наведения по горизонтали и вертикали составляют не менее 20 и 6 град./с, а минимальные - не более 0,1 и 0,07 град./с соответственно. Имеются дублирующие ручные механические приводы наведения.

Для борьбы с тапками и другими бронированными целями на дальностях свыше дальности действительной стрельбы из орудия «Гром» имеется комплекс управляемого вооружения 9К14 «Малютка» (по терминологии НАТО - АТ-1 Sagger). Он позволяет вести эффективную стрельбу на дальностях от 500 до 3000 м. Бронепробиваемость ПТУР 9М14М составляет 400 мм гомогенной брони, что обеспечивало надежное поражение любого танка того времени.

Комплекс управляемого вооружения БМП-1 состоит из управляемой ракеты 9М14М и пусковой установки, включающей пусковой кронштейн, направляющую, а также аппаратуру управления 9С428. Направляющая вместе с ракетой крепится в укладке в боевом отделении. Пусковой кронштейн закреплен сверху на орудии. Направляющая с ракетой устанавливается на пусковой кронштейн при переводе ПУ из походного положения в боевое.

Управление ракетой командное ручное. Наведение ее на цель оператор-наводчик осуществляет передачей команд (сигналов) с пульта управления но проводам. Пульт управления выполнен в виде джойстика и закреплен на кресле наводчика-оператора между ног последнего. Когда комплекс управляемого вооружения не используется, пульт убирается под кресло.

В боекомплекте БМП-1 имеется четыре ПТУР 9М14М. Два из них находятся в укладке в башне и два в корпусе у правого борта. Заряжание ПТУР на пусковую установку осуществляется наводчиком-оператором без выхода из машины через специальный люк. Для производства всего комплекса работ для подготовки к пуску ракеты необходимо не более 50 секунд. Для ведения прицельной стрельбы оператором-наводчиком из орудия, спаренного пулемета и управляемой ракетой, используется перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Увеличение дневного канала составляет 6 крат, а ночного - 6,7 крат. Дальность видения ночью не превышает 400 м, что практически исключает возможность использования комплекса управляемого вооружения в ночное время.

На машинах выпуска после июля 1974 года стал устанавливаться прицел 1ПН22М2. Он отличается от предыдущей модели наличием дополнительной шкалы, которая обеспечивает возможность прицельной стрельбы осколочной гранатой.

Для наблюдения за полем боя в башне БМП-1 но окружности люка наводчика оператора установлены четыре призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170.


Высокие показатели подвижности БМП-1, такие как, средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем, которые зачастую не применялись в отечественном и мировом танкостроении на период создания этой машины. БМП-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге с небольшими ухабами со средней скоростью 40-45 км/ч, а максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч. В качестве силового агрегата силовой установки БМП-1 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20. Он был разработан конструктором барнаульского завода «Трансмаш», Героем Социалистического труда Борисом Егоровым и до БМП-1 ранее нигде не использовался. Двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту.

При боевой массе машины почти 13 тонн удельная мощность двигателя составила 17 кВт/т (более 23 л.с./т) - невиданный на тот период времени показатель для образцов бронетехники, что и обеспечивает высокую подвижность БМП. Удельный расход топлива двигателя на максимальной мощности составляет 238 г/кВтХч (175 г/л. сХч), что является вполне приемлемым показателем для многих современных дизельных двигателей. При емкости топливных баков 462 л двигатель обеспечивает машине запас хода по шоссе 600 км. Он работает на дизельном топливе (летом - ДЛ, зимой - ДЗ, в районах, где температура падает ниже -30 градусов Цельсия -ДА) и на авиационном керосине ТС-1. За счет большого угла развала блоков цилиндров, составляющего 120 градусов, двигатель получился относительно компактным, его размеры составляют 792x1150x732 мм. Масса сухого двигателя УТД-20 - 665 кг.

В системе охлаждения используется эжекционный способ принудительного воздушного охлаждения радиаторов и силового отделения. Циркуляцию воздуха обеспечивает эжектор, в котором выхлопные газы «вытягивают» за собой воздух, предварительно прошедший через радиаторы охлаждения и силовое отделение. Подобная схема применялась и ранее на плавающем тайке ПТ-76. Смешанные с воздухом выбрасываемые наружу выхлопные газы имеют более низкую температуру что снижает тепловую сигнатуру машины. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену так как не требует центровки. Механическая трансмиссия включает многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы. Коробка передач - двухзальная, простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами второй, третьей, четвертой и пятой передач. Первая передача и передача заднего хода имеют механические приводы управления для облегчения их выключения в случаях остановки двигателя при трогании машины с места. На остальных передачах используются гидросервоприводы.

Равномерное прямолинейное движение, выполнение поворотов и торможение обеспечиваются двумя двухступенчатыми планетарными механизмами поворота (ПМП) с блокировочными фрикционами, по одному с каждой стороны. ПМП размещаются в проставках, которые крепятся к картеру коробки передач и позволяют выполнять повороты с двумя фиксированными радиусами: один равен примерно девяти м, а другой равен расстоянию между осями гусеничных лент машины. Фрикционы и тормоза поворота ПМП работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Остановочные тормоза ленточные, двустороннего действия. Левый остановочный тормоз дополнительно используется в качестве стояночного. Бортовые редукторы, передающие крутящий момент на ведущие колеса ходовой части, представляют собой однорядные планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. Плавность движения машины, особенно по пересеченной местности, обеспечивает ходовая часть. В ее состав входят гусеничный движитель и подвеска. Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть одинарных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту.

Подвеска БМП-1 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия па первых и шестых узлах подвески. На этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых узлах - резиновые ограничители хода катков. Торсионные валы сплошные, заневоленные. Так как в подвеске используются торсионные валы полной длины (от борта до борта), то подвеска правой стороны немного смещена вперед по отношению к левой на величину толщины торсионного вала и необходимого зазора между ними. Расположение ведущих колес со съемными венцами - переднее. Направляющие колеса сварные, необрезиненные, снабжены кривошипными механизмами натяжения гусениц с червячным приводом. Они расположены в задней части корпуса. Регулировка натяжения гусениц производится механически изнутри десантного отделения. С целью уменьшения массы машины, для обеспечения ей необходимого запаса плавучести, конструкторы БМП максимально использовали внутренние объемы некоторых элементов ходовой части. Так, например, балансиры по всей своей длине имеют внутреннюю полость, которая обеспечивает уменьшение его массы и образует герметическую воздушную камеру. Опорные катки сварены из двух тонкостенных штампованных профилей, ступицы и кольца с резиновым бандажом. Внутри катка образуется герметическая воздушная камера объемом несколько литров. А объем таких воздушных камер всех 12-ти опорных катков будет исчисляться уже сотнями литров, что обеспечивает машине дополнительный запас плавучести. На БМП-1 используются стальные мелкозвенчатые гусеничные ленты цевочного зацепления, состоящие из двухгребневых траков с параллельными резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы, которых соединяются скобами с концами пальцев соседствующих траков. Ширина трака составляет 300 мм, а шаг трака - 140 мм. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три поддерживающих ролика. За счет перематывания 1усениц обеспечивается движение машины на плаву. Для этого верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес и проходят через гидродинамические решетки на корме машины, заставляя, таким образом, машину двигаться на воде. Роль лопаток, обеспечивающих движение потоков, играют грунтозацепы траков. Максимальная скорость движения БМП-1 на плаву составляет 7 км/ч вперед и 2 км/ч назад. Перед входом машины в воду с помощью пневмоприводов поднимается волноотбойный щиток, предотвращающий подныривание машины. Питание воздухом двигателя при движении по воде осуществляется через воздухозаборную трубу, которая от пневмосистемы поднимается за башней машины.


Защита экипажа и внутреннего оборудования БМП-1 обеспечивается комплексом средств и систем и, прежде всего, броневыми корпусом и башней. Корпус и низкопрофильная коническая башня изготовлены из катаных стальных броневых листов. Они обеспечивают защиту от поражения при попадании в них пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских боеприпасов во всех проекциях машины, а в лобовых проекциях, кроме того, и при попадании снарядов автоматических малокалиберных пушек калибром до 20 мм. Повышению защитных свойств машины способствуют сравнительно низкий силуэт, защитная окраска, термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия и высокая подвижность в различных дорожно-грунтовых условиях. В случае пробития лобовых броневых деталей дополнительную защиту экипажу обеспечивает размещение в передней части машины агрегатов силовой установки и силовой передачи. В связи с тем, что изначально, еще при проектировании БМП предполагалось, что машина вместе с экипажем будет действовать в условиях применения оружия массового поражения (ОМП), то в конструкции была предусмотрена система защиты экипажа с десантом оборудования машины от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия. Такая защита обеспечивается за счет прочности, жесткости и герметичности корпуса и башни, применения специальных поглощающих материалов (подбоя), а также фильтровентиляционной установки (ФВУ). Герметичность внутреннего объема БМП достигается за счет установки постоянных и закрывающихся (в случае необходимости или угрозы) уплотнений. К постоянно установленным уплотнениям следует отнести прокладки под крышками люков корпуса и башни, уплотнения погона башни и командирского люка, прокладки крышек лючков заправочных горловин и доступа к различным агрегатам. К закрывающимся уплотнениям относятся клапан ФВУ, жалюзи и заслонки эжектора системы охлаждения силовой установки, клапаны вытяжной вентиляции. Все они оснащены специальными механизмами закрывания этих уплотнений. Закрывающиеся уплотнения входят в систему защиты от оружия массового поражения или противоатомной защиты (ПАЗ), которая обеспечивает в автоматическом режиме герметизацию машины и подачу очищенного от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ воздуха в обитаемые отделения. Эта система ПАЗ срабатывает автоматически при ядерном взрыве (специальными датчиками фиксируется поток нейтронов, образующийся в момент взрыва ядерного заряда) или обнаружении радиоактивного, или химического заражения, либо приводится в действие вручную соответствующими кнопками на центральном щитке приборов водителя. Бактериологическое заражение местности система ПАЗ не обнаруживает, поэтому при поступлении сигнала об угрозе применения бактериологического оружия приводится в действие вручную. Кроме узлов герметизации, система противоатомной защиты в себя включает прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), ФВУ с системой раздачи воздуха, систему вытяжной вентиляции, исполнительные механизмы, блок управления и электрические приборы со средствами коммутации. ПРХР с блоком датчиков служит для регистрации нейтронного излучения, измерения мощности гамма-излучения внутри машины, обнаружения химических отравляющих веществ, выдачи команд на исполнительные механизмы и световой и звуковой сигнализации об опасности экипажу по системе внутренней связи. Комплект прибора состоит из датчика, измерительного пульта, блока питания, воздухозаборного устройства и соединительных кабелей.

ФВУ - это как коллективный противогаз. Она служит для очистки воздуха от пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств, подачи его внутрь машины и препятствует их проникновению внутрь машины за счет создания в ней избыточного давления. В случаях отсутствия заражения местности ФВУ работает в режиме вентиляции, то есть, когда забираемый ей снаружи воздух не проходит через фильтр-поглотитель, а только очищается от пыли. В состав ФВУ входят нагнетатель-сепаратор с клапанными устройствами, фильтр-поглотитель и воздуховоды раздачи очищенного воздуха в зоны дыхания личного состава машины. Нагнетатель-сепаратор и фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке у левого борта машины позади сиденья командира. На машинах выпуска до середины 1970 года ФВУ располагалась открыто на левом борту машины. К исполнительным механизмам системы ПАЗ относятся механизмы для переключения клапана ФВУ (переключение режимов вентиляции и фильтровеитиляции); автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора; закрывания клапанов вытяжных вентиляторов; остановки двигателя; отключения привода горизонтального наведения башни. Для снижения уровня излучений проникающей радиации от ядерного взрыва и радиоактивного заражения местности в машине используется противорадиационный подбой из специального полимерного материала. Он установлен с внутренней стороны крыши и бортов десантного отделения, на крышках люков командира, оператора, водителя и десанта. Машина оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО), в которую входят блок управления, четыре термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, два баллона с огнетушащим составом «3,5» (на поздних выпусках машин состав «3,5» заменили на «Хладон 114В2») емкостью по два литра боевом отделении, коммутирующая аппаратура, трубопроводы с распылителями. В десантном отделении на борту возле левой двери кренится ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.






Источник: Фронтовая иллюстрация 2008 №2.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
В носовой части корпуса машины расположены: слева - отделение управления, справа - силовое отделение; в средней части корпуса - боевое отделение; сзади - десантное отделение.

В отделении управления размещены:
- сиденья водителя и командира машины;
- центральный щиток водителя;
- органы управления силовой передачей, силовой установкой и другими агрегатами;
- баллон со сжатым воздухом;
- гирополукомпас ГПК-59;
- радиостанция Р-123М с блоком питания;
- блок питания ночного прибора наблюдения водителя;
- аппарат А-1 переговорного устройства (ТПУ);
- бачок воздушно-жидкостной очистки смотровых приборов;
- нагнетатель-сепаратор, клапанная коробка и фильтр-поглотитель ФПТ-200М;
- сигнальные лампы, выключатели, щитки, краны, кнопки включения и вспомогательные приборы (назначение выключателей и кнопок указано на шильдиках, закрепленных под ними).

В передней части отделения управления имеется отсек, где размещаются рулевая колонка с поводковой коробкой, фильтр радиопомех, звуковой сигнал, пневмоцилиндр управления волноотражательным щитком, релейная коробка КР-40, преобразователь гирополукомпаса и релейная коробка КР-65.

В силовом отделении размещаются агрегаты силовой установки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

В передней части силового отделения под ребристым листом расположены агрегаты силовой передачи и гидропривода управления, тяги и рычаги, водооткачивающий насос и трубопроводы гидропривода, смазки и сжатого воздуха.

Двигатель и его системы расположены в задней части силового отделения. Кроме того, здесь установлены компрессор, водооткачквакмций насос и вентилятор компрессора.

Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в одном блоке соединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель.

В боевом отделении установлены:
- сиденье оператора с пультом управления ПТУРС;
- вооружение с приводами наведения и приборами прицеливания и наблюдения;
- механизм заряжания орудия с конвейером на 40 выстрелов;
- укладка для двух снарядов 9М14М;
- два баллона системы ППО;
- вентилятор для отсоса газов из боевого отделения.

Боевое отделение размещается под вращающейся башней, имеющей подвесной пол.

В десантном отделении расположены:
- два сиденья для восьми членов десанта;
- три топливных бака;
- две аккумуляторные батареи;
- отопитель десантного отделения;
- агрегаты электрооборудования;
- ящики для продуктов и ЗИП;
- водооткачнвающий насос и насос ТДА;
- вентиляторы отсоса пороховых газов из десантного отделения
- амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Масса в боевом положении - 13,0+2% т
Боевой расчет:
- экипаж - 3 чел.
- десант - 8 чел.
Удельное давление на грунт - 0,60-0,61 кгс/см2.
Удельная мошность - 21,5-23,1 л. с./т
Длина - 6735 мм
Ширина общая - 2940 мм
Ширина с поднятыми крыльями (при транспортировании на самолете) - 2850 мм
Ширина по гусеницам - 2850 мм
Высота общая - 2068 мм
Ширина колеи - 2550 мм
Длина опорной поверхности - 3600 мм
Клиренс, не менее - 370 мм
Двигатель - четырехтактный дизель жидкостного охлаждения УТД-20
Число цилиндров - 6
Расположение цилиндров - V-образное, под углом 120°
Рабочий объем - 15,9 л
Максимальная мощность при 2600 об/мин - 300—5% л. с. .
Максимальный крутящий момент при 1500-1600 об/мин - 100 кгс-м
Рекомендуемые эксплуатационные обороты - 1800-2400 об/мин
Удельный расход топлива на максимальной мощности - не более 175 г/л. с. ч.
Габаритные размеры двигателя:
- длина - 791 мм
- ширина - 1150 мм
- высота - 732 мм
Масса двигателя (сухого) - 665+5% кг
Топливные баки:
- количество -3 шт.
- общая заправочная емкость - 462 л
Средняя скорость движения по сухой малоухабистой грунтовой дороге - 40,0-45,0 км/ч
Максимальная скорость:
- на суше (по шоссе) - 65,0 км/ч
- на плаву (передний ход) - не менее 7,0 км/ч
- на плаву (задний ход) - около 2,0 км/ч
Средний расход топлива на 100 км пути:
- при движении по шоссе - 77-84 л
- при движении по сухой грунтовой дороге - 80-112 л
Средний расход топлива за 1 ч работы двигателя:
- при движении по шоссе - 31-38 л
- при движении по сухой грунтовой дороге - 28-40 л
Средний расход масла на 100 км пути - 2,8 л
Запас хода по топливу:
- при движении по шоссе - 550-600 км
- при движении по сухой грунтовой дороге - 400-570 км
Максимально преодолеваемый подъем (по мощности двигателя) - 35 град.
Ширина преодолеваемого рва - 2,5 м
Высота преодолеваемой стенки - 0,7 м
Максимально преодолеваемый угол входа в воду и выхода из воды:
- в надводной части - 25-30 град.
- в подводной части - 15 град.
Максимально допустимая скорость течения - 1,2 м/с
Тип орудия - гладкоствольное, полуавтоматическое
Марка - 2А28
Калибр - 73 мм
Скорострельность - 8-10 выстр./мин.
Прицельная дальность - 1300 м
Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м - 765 м
Способ заряжания - полуавтоматическим механизмом заряжания
Длина отката - до 150 мм
Механизм заряжания - конвейерный, с электромеханическим приводом
Количество выстрелов в конвейере - 40 шт.
Приводы наведения спаренной установки - электромеханические с импульсным регулированием скорости наведения
Тип дублирующих приводов - механические с ручным управлением
Марка электропривода наведения - 1ЭЦ1М
Скорость наведения спаренной установки:
электроприводом по горизонту:
- максимальная - не менее 20 град./с
- минимальная - не более 0,1 град./с
электроприводом по вертикали:
- максимальная - не менее 6,0 град./с
- минимальная - не более 0,07 град./с
Скорость наведения ручным приводом - 1 градус/на один оборот маховика
Углы обстрела из спаренной установки:
- горизонтальный угол - 360°
- угол возвышения - + 30° (прицельный огонь до + 15°)
- угол склонения - —4°
Боекомплект:
Выстрелы к орудию ПГ-15В и ОГ-15В - 40 шт.
Патроны к спаренному пулемету - 2000 шт.
Патроны к бортовым пулеметам ПК -2040 шт.
Снаряды к комплексу ПТУРС - 4 шт.
Снаряды зенитного комплекса - 2 шт.
Гранаты ПГ-7В для РПГ-7 - 5 шт.
Ручные гранаты Ф-1 - 10 шт.
Сигнальные ракеты к пистолету - 12 шт.

Источник: Боевая машина пехоты БМП-1. ТО и ИЭ. 1979 г.

фото

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения