Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

С-75М "Волхов" - зенитно-ракетный комплекс

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Создание нового варианта комплекса было начато в 1957 г., когда по результатам проработок определилась возможность и целесообразность модернизации СНР С-75 для обеспечения характеристик, сопоставимых с характеристиками радиолокационных средств разрабатывавшейся в то время перспективной системы С-175. Работы по системе С-175, как более дорогой и сложной в производстве, было предложено прекратить, а основные усилия КБ-1 сосредоточить на большой новой работе - дальней системе с более высокими характеристиками - будущей С-200. Для обеспечения необходимой разгрузки КБ-1 А.А. Расплетин предложил провести модернизацию СНР комплекса С-75 при размещении ее в КУНГах на автомобильных прицепах силами возглавляемого Л.И. Горшковым ОКБ серийного завода N304.

Наряду с возможностью совершенствования станции наведения ракет и других наземных средств комплекса наметились также перспективы применения в модернизируемой С-75 усовершенствованных ракет с расширенными боевыми возможностями и улучшенными эксплуатационными свойствами при сохранении массогабаритных показателей, близких к В-750.

Модернизация комплекса С-75 -создание ЗРК С-75М была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 г. N608-293 и последующим Постановлением СМ от 16 сентября 1959 г. N1048-499. В качестве основных направлений совершенствования комплекса и ракет предусматривались расширение зоны поражения, повышение помехозащищенности и точности наведения. Оговаривалось создание комплекса управляемого зенитного ракетного оружия с ракетами двух типов. Предписывалось представить на совместные испытания в III квартале 1959 г. ракету В-755 (20Д), оснащенную твердотопливным стартовым ускорителем и ЖРД на маршевой ступени, а во II квартале 1960 г. - твердотопливную двухступенчатую ракету В-757 (17Д). Доработка станции наведения РСН-75 для обеспечения возможности использования новых ракет была возложена на СКБ-304. Новый вариант станции наведения ракет получил обозначение РСН-75МВ.

Главным конструктором новой системы был назначен А.А. Расплетин, главным конструктором СНР -Л.И. Горшков. Работы по ракетам поручались ОКБ-2 главного конструктора П.Д. Грушина.

Для повышения помехозащищенности станции наведения ракет и увеличения дальности обнаружения целей без увеличения мощности передатчика в ОКБ-304 было предложено использовать две дополнительные тарельчатые антенны зондирующего цель "узкого луча". Одновременно предлагались и другие решения по совершенствованию аппаратуры СНР, созданию помехоустойчивой радиокомандной системы управления.

Создание ракеты В-755 задумывалось как основательная модернизация В-750ВН с заменой практически всех основных систем и агрегатов. Предусматривалось применение помехоустойчивого радиовзрывателя, приспособленных к новой станции наведения ракет блоков бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, нового автопилота, усовершенствованного двухкомпонентного ЖРД с регулируемой тягой и более мощного стартового ускорителя. Последнее определило необходимость проектирования также и новой пусковой установки, способной выдержать более мощное воздействие струи продуктов сгорания нового ускорителя.

Разработка В-757 по существу являлась созданием принципиально нового изделия и ставила своей целью исключение из ракеты довольно опасного, как показал первый опыт эксплуатации, жидкого топлива. Уровень развития твердотопливной техники, освоенной отечественной промышленностью к концу пятидесятых годов, практически исключал возможность создания ракеты с требуемыми характеристиками на базе традиционных конструктивно-схемных решений. Поэтому ОКБ-2 приняло схему с использованием на маршевой ступени ракеты В-757 прямоточного двигателя на твердом топливе. Как показал ход последующих работ по этой ракете, а также по создававшимся в эти же годы зенитным ракетам для комплексов Сухопутных войск "Круг" и "Куб", получение работоспособного прямоточного двигателя являлось сложнейшей задачей, требующей многолетней доводки ракеты в процессе летных испытаний. В результате, работы по В-757 безнадежно отстали от процесса создания ракеты В-755 и, в итоге, В-757 превратилась в экспериментальную ракету, уступив с начала следующего десятилетия место принципиально другой конструкции - ракете В-758, также не доведенной до принятия на вооружения. Эти изделия будут рассмотрены ниже, среди других незавершенных или нереализованных вариантов, связанных с системой С-75.

Однако и разработка комплекса с ракетой В-755, создававшейся на базе уже отработанных технических решений, проходила далеко не гладко.

К плановому сроку передачи средств комплекса на совместные испытания, в III квартале 1959 г., еще не было закончено изготовление ни одной кабины ПВ, в стадии изготовления находились станция наведения ракет и ее элементы. Для бортовой аппаратуры ракеты не были отработаны новые электровакуумные изделия. Не были своевременно начаты автономные испытания ракеты В-755. Вместо 20 запланированных в ОКБ-2 было изготовлено всего 12 ракет В-755, на заводе N41 - 5 ЗУР вместо 40. Не было устранено отставание по аппаратуре радиоуправления ракеты В-755 и автопилоту АП-755 (завод N393). Решением ВПК от 20 октября 1959 г. N108 устанавливались сроки поставки на полигон кабины "ПВ" (к 20 октября) и СНР в полном составе (к 30 октября). Были назначены новые сроки окончания работ по новой пусковой установке СМ-90 (ЦКБ-34) и новой боевой части ракеты ДВР-755 (завод N804).

В какой-то мере задержки с разработкой С-75М определялись передачей работ по совершенствованию средств системы С-75 от головного разработчика КБ-1 в ОКБ-304, созданному на серийном заводе N304, выпускавшем станции наведения ракет.

Фактически только в декабре 1959 г. на полигон были поставлены опытные образцы станции наведения ракет. Заводские испытания продолжались до середины 1960 г., но и к этому времени не удалось завершить заводские испытания опытного образца магнетрона "Бисер-М" (разработчик НИИ-160) для передатчика кабины ПВ. Было изготовлено 38 ЗУР В-755 вместо запланированных 75 ракет. На полигон поставили только две транспортно-заряжающие машины ПР-11Б.

Летные испытания ракеты 20Д проводились на полигоне "С" в Капустином Яре и были продолжены в Казахстане на полигоне "А" под Сары-Шаганом. По результатам испытаний ракеты В-755 в составе системы С-75М был отмечен ряд недостатков. Выявилась низкая надежность радиовзрывателя 5Е11 "Овод" (НИИ-504 ГКОТ) и боевой части В-88М. Отмечалось, что в результате применения некачественного пороха в составе шашек заряда (разработчик -НИИ-125) стартового двигателя при его запуске часть заряда выбивалась из него и на газоотражателе пусковой установки образовывались выбоины. Не удалось обеспечить достаточно полную выработку топлива ЖРД маршевой ступени. При испытаниях возникали проблемы с обмерзанием трубки приемника воздушного давления, отмечалась нестабильность работы автопилота. Разработчики гарантировали для ракеты В-755 допустимый срок хранения на пусковой установке всего один год, хотя для ракеты В-750 ранее был установлен срок 1,5 года.

21 октября 1960 г. было принято Решение ВПК N153 о переходе для комплексов системы С-75 с окислителя АК-20Ф на АК-20К и о соответствующей доработке заправщика ЗАК-21 и части других заправочных средств.

В конце 1960 г. сохранялось отставание в отработке боевой части В-88М, автопилота АП-755, аппаратуры радиоуправления ФР-15М. Ход работ сдерживался и несвоевременной поставкой ракет - для завершения совместных испытаний комплекса С-75М не было поставлено в срок 18 ракет В-755.

Зимой 1961 г. ВПК было принято решение о проведении в апреле сверх ранее намеченной программы контрольных испытаний станции наведения и ракет при стрельбе по 4-5 самолетам МиГ-17. Требовалось завершить работы по системе забора топлива, увеличению дальности на малых высотах. Было решено выделить два комплекта аппаратуры ФР-15 для проведения работ с самолетом Ту-16, оснащенным блоками постановки помех "Резеда-Б".

Несмотря на встретившиеся трудности, совместные испытания успешно завершились.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 апреля 1961 г. N356-130 и Приказом МО СССР N0054 комплекс С-75М с ракетой В-755 был принят на вооружение Войск ПВО страны, а в 1962 г. поступил также и в части ПВО Сухопутных войск. Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2300 км/час в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км. Дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам была доведена до 43 км.

При комплектации комплекса С-75М в состав радиотехнической батареи входили кабины ПВ, УВ и АВ, заменившие кабины П, У и В комплекса С-75 соответственно.

Предназначенная для комплекса С-75М кабина ПВ комплектовалась приемным устройством П-40В (разработчик - ОКБ-304, изготовитель -завод N304), передающим устройством П-20В с магнетроном "Бисер", антеннами П-11В, П-12В, П-13В, П-14В. Для перевозки демонтированных антенн при смене позиции использовались придаваемые комплексу автомобильные прицепы с переоборудованными грузовыми платформами, обеспечивавшими равномерную нагрузку на оси и закрепление антенн при транспортировке. Из имевшихся трех прицепов один транспортировал антенны "узкого луча" и радиолокатора передачи команд, а два остальных - антенны "широкого луча". Демонтаж антенн осуществлялся с помощью 6-тонного подъемного крана. Кабина ПВ, поставленная на колесные хода, и прицепы с антеннами при смене позиции буксировались автомобилями автотранспортной службы бригады (полка).

Аппаратура кабин УВ и АВ монтировалась в КУНГах на шасси автомобильных прицепов. Новый состав аппаратуры станции наведения ракет. РСН-75В позволял вести обстрел целей в условиях применения противником пассивных и активных помех.

Разработка ракеты В-755 (20Д) велась филиалом ОКБ-2 (МКБ "факел") на заводе N41 под руководством Главного конструктора В.В. Коляскина на базе конструкции ракеты 13Д (В750ВН).

На ракете В-755 по сравнению с ракетой В-750ВН были применены новые аппаратура радиоуправления и радиовизирования ФР-15М, автопилот АП-755, радиовзрыватель 5Е11 "Овод", боевая часть В-88М, жидкостный ракетный двигатель и стартовый ускоритель.

Повышение надежности ракеты достигалось также и использованием ампулизированных топливных баков. Трубопровод для подачи окислителя из бака к турбонасосу был перенесен на левый борт ракеты. Турбонасосный агрегат системы подачи компонентов топлива работал на основных компонентах АК-20К и ТГ-02. Применявшийся на ракетах семейства В-750 маленький топливный бак для однокомпонентного топлива ОТ-155 использовался для размещения части горючего. Он был оставлен из соображений сохранения центровки маршевой ступени ракеты и исключения "лишних" конструкторских работ. Регулирование тяги двигателя позволило уменьшить расход на маршевом участке полета и за счет этого увеличить дальность. Максимальная тяга двухрежимного двигателя С2.720 составляла 3500 кг, минимальная - 2075 кг. Масса двигателя составила 47,5 кг, длина - 945 мм, диаметр - 476 мм. Двигатель выпускался заводом N466.

Ракеты типа 20Д и ее ранние модификации оснащались боевой частью с "готовыми" шарообразными осколками, масса БЧ 5Б88 - 196кг.

Непосредственная работа с ракетами производилась с использованием наземных средств ракетной батареи РБ-75В (РБ-75В1).

Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка оснащена синхронно-следящим приводом ЭСП-90. При старте ракеты используется газоотражатель, прижимающийся к грунту газовой струей стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч. Автомобили-тягачи КрАЗ-214 при смене дивизионом позиции прибывали из автотранспортной службы бригады (полка). Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов (допустимый уклон площадки - 1,5 град., меньше, чем для СМ-63) и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Вокруг пусковой установки оборудовалась предохраняющая от осколков обваловка, устанавливалась маскировка.

Пусковая установка СМ-90 выпускалась заводом "Большевик" до 1965 г., после чего ее производство было передано на Пермский машиностроительный завод им. В.И.Ленина, в ОКБ которого разрабатывалась документация на последующие доработки ПУ.

Кроме того, в ЦКБ-34 были проведены доработки пусковой установки СМ-63-II для обеспечения возможности работы со станциями наведения РСН-75В в составе батарей РБ-75В. Однако для ПУ СМ-63-II ограничивалась номенклатура используемых ракет - они не обеспечивали пуски ЗУР с новым ускорителем. Нормативное время заряжания ПУ составляло 2-4 минуты (в зависимости от дистанции подъезда ТЗМ), при этом обеспечивался темп стрельбы с одной ПУ - 10-12 минут.

В составе комплекса С-75М совместно с пусковой установкой СМ-90 использовались транспортно-заряжающие машины ПР-11БМ (на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ), которые обеспечивали возможность работы с ракетами 20Д и последующими модификациями.

Придаваемые комплексу С-75М станция разведки и целеуказания П-12М "Десерт" (позднее РЛС П-18) и радиовысотомер комплектовались автономными дизельными электростанциями. Станция П-12М располагалась на удалении до 500 метров от РСН-75В и комплектовалась аппаратурой связи "Василек". Антенно-мачтовое устройство и ЗИП транспортировались автомашиной ЗИЛ-131.

В составе комплексов системы С-75 использовались наземные радиозапросчики "Кремний-2М", "Пароль-1", а с середины 1980-х гг. - "Пароль-3" (75Е6), "Пароль-4" (1Л22).

Придаваемая дивизиону кабина сопряжения и связи 5Ф20 (позднее 5Ф24, 5Х56) позволяла осуществлять работу станции наведения ракет в режиме приема целеуказаний от автоматизированных систем управления: АСУРК-1, АСУРК-1М, "Вектор" и "Сенеж".

Дополнительно дивизиону могла придаваться аппаратура радиорелейной связи 5Я61 "Циклоида" (5Я62, 5Я63), смонтированная в полуприцепе ОдАЗ-828. Антенно-мачтовое устройство (АМУ), использовавшееся для подъема антенн, после демонтажа и укладки по-походному, а также ЗИП, размещенный в полуприцепе, транспортировались автомашиной ЗИЛ-131.

Ракеты выпускались заводами: N41 ("Авангард", головной завод), N272 (Северный завод), N8 (Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, г. Свердловск, с 1960 г.).

Комплектующие ракеты разрабатывались и поставлялись следующими организациями:
- завод N663 - аппаратура радиоуправления и радиовизирования ФP-15M;
- КБ-1 завода N393, завод N447 -магнетрон МИ-130П;
- ОКБ-2 и КБ-1 - автопилот АП-755;
- НИИ-504 - радиовзрыватель 5Е11 "Овод" ("Шмель-ВН", с 1964 г. использовался новый радиовзрыватель 5Е29);
- НИИ-6 - боевая часть В-88М.

При создании комплекса и в ходе его эксплуатации были проведены аппаратурные доработки станции наведения ракет, которые позволили уменьшить минимальную высоту зоны поражения до 1 км.

В 1961 г. во время проведения работ по определению возможности борьбы с баллистическими ракетами системы С-75 осуществлялись мероприятия по сопровождению баллистических ракет средствами систем С-75 и С-200. В процессе их выполнения был получен ряд обнадеживающих результатов.

В процессе эксплуатации накопилась статистика, позволившая определить ряд "слабых мест" ракеты и принять меры по их доработке. При пусках в 1962 г. было отмечено 13% отказов ЗУР выпуска завода N41, 13,8% - завода N464, 21% - завода N272, 9,1% - завода N8. В числе причин отказов ракет было и образование осадка в баке окислителя АК-20К. К осени 1963 г. по результатам полигонных испытаний и пусков ракет В-755 отмечалось до 9,9% отказов автопилота АП-755 выпуска завода N849, до 8,8% отказов аппаратуры ФР-15М выпуска завода N663, до 32% отказов радиовзрывателя 5Е11.

В ходе последующей эксплуатации комплексов С-75М для них были разработаны модернизированные варианты ракеты 20Д:
- 20ДА - ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
- 20ДП - вариант ракеты В-755, доработанный для наведения на цель на пассивном участке траектории. По Решению ВПК N136 от 12 сентября 1960 г. были развернуты работы по расширению зоны поражения дозвуковых воздушных целей за счет наведения ракет на пассивном участке траектории. Предполагалось увеличить в полтора раза максимальную дальность пуска ракет по дозвуковой цели с ЭПР 6-8 м(кв) и обеспечить дальнюю границу зоны поражения 55-60 км. Конструкторские испытания должны были начаться во II кв. 1961 г. Увеличение времени полета ракеты потребовало проведения комплексной работы по ее модификации. Для обеспечения более продолжительного полета ЗУР с работающим ЖРД был разработан вариант двигателя, получивший обозначение С2.720.А2. Требовалось провести доработки радиовзрывателя 5Е11, системы самоликвидации, предохранительно-исполнительного механизма, бортового источника питания. Особая сложность состояла в обеспечении энергоснабжения бортовой аппаратуры и привода рулевых машинок, обеспечивавших перекладку аэродинамических рулей. Было увеличено время задержки срабатывания самоликвидатора ракеты. За счет использования ракеты на пассивном участке траектории дальняя граница зоны поражения доработанных комплексов была увеличена до 56 км. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета. Отслужившие гарантийный срок ракеты 20ДП при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
20ДУ - (В-755У) - модификация ракеты 20Д с уменьшенным временем предстартовой подготовки была передана в серийное производство во второй половине шестидесятых годов. Длина ракеты - 10,8 м, масса - 2398 кг. Ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДСУ.
- 20ДС - модификация ракеты с селектирующим блоком для обеспечения стрельбы по целям с высотой полета менее 200 м;
- 20ДСУ - модификация ракеты, оснащенная селектирующим блоком, бортовая аппаратура доработана для уменьшения времени предстартовой подготовки.

В-755 0В (20ДО) - на основании Решения ВПК от 1 апреля 1964 г. N76 велась разработка модификации ракеты В-755, предназначенной для отбора проб воздуха при проведении испытаний ракеты 15Д. Головной организацией по созданию и выпуску ракеты В-750 0В был назначен завод N41. Планами работ предусматривалось выпустить 10 ракет в IV квартале 1964 г. и 10 ракет в I квартале 1965 г. Для своевременного отделения блока отбора проб воздуха, в том числе и при работающем двигателе второй ступени, ракета оснащалась дополнительной третьей ступенью с твердотопливным двигателем.

ЗРК С-75М "Волхов" с ракетой В-760

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 декабря 1960 г. N1234-528 применительно к системе С-75М была задана разработка зенитной управляемой ракеты 15Д (В-760) со специальной боевой частью, предназначенной для поражения групповых воздушных целей.

Проектирование ракеты велось филиалом ОКБ-2 (МКБ "Факел") на заводе N41 под руководством Главного конструктора В.В.Коляскина. Разработчиком специальной боевой части для ракеты Постановлением от 30 декабря 1960 г. назначался НИИ-1011.

Для повышения надежности ракета 15Д оснащалась двумя комплектами бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования ФР-15Н, блоком управления - автопилотом АС-1Н. Для исключения срабатывания боевой части от случайных и ложных сигналов не устанавливалась аппаратура радиовзрывателя, а подрыв боевой части производился по команде, передаваемой на борт ракеты со станции наведения ракет. Изменения были введены и в систему самоликвидации ракеты. Внешним отличием ракет 15Д стало отсутствие дестабилизаторов, связанное как с компоновочными особенностями, так и с тем, что при большом радиусе поражения цели от ракеты не требовалась возможность отработки резких маневров.

Решение ВПК N109, уточняющее ход выполнения работ по ракете В-760, проводившихся в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 июня 1962 г. N660-270, было принято 11 июля 1962 г. Ракета В-760 должна была быть поставлена на совместные испытания в IV кв. 1962 г., но заводом N41 было выпущено только 22 ЗУР вместо плановых 49. По проведенным на полигоне двум первым пускам выявились недостатки, обусловленные изменением аэродинамики второй ступени ракеты, что потребовало срочного проведения доработок.

После успешного завершения испытаний ракета В-760 (15Д) со специальной боевой частью для системы С-75М принята на вооружение Постановлением от 15 мая 1964 г. N421-166 и Приказом МО СССР N0066 1964 г. По своим характеристикам она практически соответствовала В-755, отличаясь от нее большей минимальной высотой зоны поражения, принятой исходя из условий обеспечения безопасности прикрываемых объектов. В 1964 г. для комплекса С-75М стали поставляться ракеты 15Д (В-760) со специальной боевой частью, которые могли применяться и в комплексах более поздних модификаций.

Для работы с ракетой 15Д была спроектирована транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА с блоком обогрева боевой части ракет 15Д и 5В29.

Сооружение №7А - хранилище специальных ракет, рассчитанное на три ПР-11Д (ПР-11ДА) с ракетами 15Д (позднее 5В29) в изолированных боксах, оснащалось системой термостабилизации и осушения воздуха и строилось отдельно от сооружения Ns7. Для контроля влажности и температуры в хранилище устанавливалась контрольная, а в отдельном помещении хранилища или в строении, расположенном рядом, - регистрирующая аппаратура.

Для обеспечения более надежного наведения ракеты с СБЧ на самолеты-постановщики помех и на групповые цели и точного определения дальности до цели в ОКБ-304 был создан радиодальномер РД-75 "Амазонка", дополнительно введенный в состав комплекса. Наведение антенн радиодальномера по азимуту и углу места в направлении на цель осуществлялось с использованием синхронной связи с антенным постом СНР.

Рабочий диапазон радиодальномера составлял около 1000 МГц, что позволяло при попытке противника поставить активную помеху на рабочей частоте производить скачкообразную перестройку по частоте в широком диапазоне. Придаваемый комплексу С-75М радиодальномер РД-75 "Амазонка" комплектовался автономной дизельной электростанцией.

источник - http://pvo.guns.ru/

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
ЗРК С-75М1 "Волхов"

Разработка системы с расширенными боевыми возможностями на базе систем "Десна" и "Волхов" была начата в соответствии с Постановлением СМ СССР от 4 июня 1963 г. N621-207. Постановлением предусматривалось увеличение максимальной дальности пусков ракет комплекса С-75М по дозвуковым целям с эффективной поверхностью рассеяния Ил-28 с 40 до 55 км, снижение минимальной высоты поражения с 3000 до 300 м, расширение курсовых углов зоны поражения целей, летящих со скоростью 1500 км/ч, до 90 град. и до круговой зоны при обстреле дозвуковых целей.

В ходе проведения модернизационных работ были созданы станция наведения РСН-75В1, антенный пост П1В, усовершенствованная пусковая установка СМ-90 с электросиловым приводом ЭСП-90. Система электропитания - ЭСД-100 (три 5Е93 и распределительная кабина) обеспечивала электроэнергией в полевых условиях средства радиотехнической и стартовой батарей. Для транспортировки ракет и заряжания пусковых установок использовались ПР-11Б и ПР-11Д.

Комплекс работ по совершенствованию систем С-25 и С-75 в 1965 г. был удостоен Ленинской премии. Лауреатами стали Р.А. Валиев, Л.И. Горшков, К.К. Капустян, В.В. Коляскин, Г.С. Легасов, К.В. Лендзиан, Н.И. Оганов, Я.Л. Фридман, Ф.М. Шумилов, И.А. Шушков.

ЗРК С-75М2 "Волхов"

При создании ЗРК С-75М2 была проведена разработка ракеты 5Я23 и выполнены доработки аппаратурной части комплекса для использования ракет 20ДП (и более поздних модификаций: 20ДС, 20ДУ, 20ДСУ) с наведением на пассивном участке траектории, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы по одиночной цели, летящей со скоростью до 500 м/с, в беспомеховой обстановке до 56 км. Усовершенствованный вариант антенного поста получил обозначение П2В.

Ракета 5Я23 (В-759) - одна из последних модификаций ракет для комплексов системы С-75 была спроектирована в ОКБ ММЗ "Авангард". Разработка была начата по Постановлению от 22 сентября 1967 г. Длина ракеты составила 10,91 (10,806) м; масса полностью снаряженной и заправленной ракеты - 2406 кг; масса БЧ 5Ж98 с готовыми осколками в виде усеченной пирамиды - 201 кг (по другим данным - 197 кг); масса взрывчатого вещества - 90 кг, число готовых осколков - 29 000. Другая предназначенная для ракеты 5Я23 боевая часть с готовыми шарообразными осколками имела массу 197 кг, в том числе массу взрывчатого вещества -90 кг. С введением ракет данной модификации была обеспечена зона поражения: по дальности 6 (7)-56 (76) км, по высоте - 0,1 (0,05)-30 км. Максимальная скорость поражаемой цели - 3700 км/ч.

Система зенитного ракетного оружия С-75М2 с ракетой В-759 (5Я23) была принята на вооружение в 1971 г. Приказом МО СССР N0023.

ЗРК С-75МЗ "Волхов"

Комплекс С-75М3 представляет собой развитие комплекса С-75М2 с введением в боекомплект ракет 5В29 (В-760В) со специальной боевой частью и соответствующим дооборудованием системы управления и наведения ракеты.

Доработанный вариант антенного поста получил обозначение ПЗВ. Для подавления отметок шумовых помех на индикаторах СНР в состав аппаратуры введен ГШВ (генератор шумов).

Разработка ракеты 5В29 (В-760В) велась в ОКБ ММЗ "Авангард". На ракете 5В29, как и на ракетах 15Д, использовался измененный и частично дублированный комплект бортового оборудования.

В связи с расширением номенклатуры ракет в модифицированных вариантах комплексов С-75М "Волхов" был разработан усовершенствованный вариант ТЗМ - ПР-11ДА, обеспечивавший возможность проведения работ с ракетами 13Д, 20Д, 5Я23, 15Д и 5В29.

Система зенитного ракетного оружия С-75М3 с ракетой 5В29 (В-760В) была принята на вооружение в 1975 г. Приказом МО СССР N0067.

ЗРК С-75М4 "Волхов"

В середине семидесятых годов началось оснащение комплексов аппаратурой телевизионно-оптического визира (9Ш33A) с введением канала оптического сопровождения цели, что позволило в условиях визуального наблюдения воздушной цели вести ее сопровождение и обстрел без использования радиолокационных средств ЗРК в режиме излучения.

На станциях позднего выпуска также применена новая конструкция антенн "узкого" луча.

В состав комплекса введена аппаратура "Дублер" с выносными имитаторами СНР (ее получили и другие варианты комплекса С-75М, находившиеся на вооружении).

Минимальная высота зоны поражения была снижена до 200 (100) м. Скорость полета поражаемых целей была доведена до 3600 км/ч. Введен режим стрельбы по наземной цели.

Совместные испытания нового варианта системы завершились в ноябре 1978 г.

В ходе проведения планового капитального ремонта комплексы С-75М "Волхов" ранних образцов доводились до уровня поставляемых в войска последних модификаций. Проведение доработок аппаратурной части комплексов в ряде случаев производилось на позициях силами заводских выездных бригад. Крупные доработки выполнялись в стационарных условиях на ремонтных предприятиях Министерства обороны при проведении плановых ремонтов.

источник - http://pvo.guns.ru/

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С-75М

Зенитный ракетный комплекс предназначен для уничтожения зенитными управляемыми ракетами самолетов, самолетев-снарядов, автоматических аэростатов и других целен.

Оборудование комплекса позволяет вести огонь по одной одиночной или групповой цели с одновременным наведением на нее одной, двух или трех ракет с временными интервалами между пусками не менее 6 сек.

В состав огневого комплекса С-75М входят:
- станция наведения ракет (СНР-75В);
- зенитные управляемые ракеты (В-755);
- пусковые установки и другое стартовое оборудование;
— средства энергоснабжения.
Станция наведения ракет производит обнаружение целей, со-провождение выбранной для уничтожения цели и наведение на нее ракет.
Зенитные управляемые ракеты предназначены для поражения пели осколками боевой части.

Пусковые установки и другое стартовое оборудование служат для содержания ракет в режимах боевой готовности, для предстартовой проверки, подготовки и наклонного старта ракет. В комплексе имеется шесть пусковых установок, которые располагаются в определенном порядке вокруг СНР.

Средства энергоснабжения, предназначенные для питания электроэнергией аппаратуры и оборудования комплекса, включают три дизельные электростанции (ДЭС) мощностью по 100 квт каждая и передвижную трансформаторную подстанцию для подключения к внешним электрическим сетям.

Для ведения боя зенитный ракетный комплекс располагается на позиции.

Зенитный ракетный комплекс позволяет вести успешную борьбу с воздушными, наземными и надводными целями.

Дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель на средних и больших высотах— 120 км.

Дальность автоматического сопровождения — 70 км.

Огневые возможности комплекса обеспечивают поражение воздушных целей, входящих в зону поражения комплекса с любого направления как на встречных курсах, так и вдогон.
1. При стрельбе на встречных курсах:
- со скоростью до 640 м/сек (2300 км/ч) на активном участке полета ракеты и до 300 м/сек (1080 км/ч) при использовании пассивного участка полета ракеты;
- на высотах от 0,3 до 30 км;
- на дальностях от 12 до 40 км на активном участке полета ракеты и от 40 до 56 км при использовании пассивного участка полета ракеты;
- при курсовых углах встречи ракеты с целью от 0° до 70° при наведении ракеты на цель методом половинного спрямления и от 0° до 55° при наведении ракеты па цель методом трех точек;
- при максимальных курсовых параметрах цели до 35—Зб км на активном участке полета ракеты и до 46 км при использовании пассивного участка полета ракеты.
2. При стрельбе вдогон:
- со скоростью до 420 м/сек (1500 км/ч);
- на высотах от 2 до 25 км;
- на дальностях от 12 до 40 км;
- при курсовых углах до 180°;
- при максимальных курсовых параметрах цели до 36—37 км на активном участке полета ракеты и до 46 км при использовании пассивного участка полета ракеты при скоростях цели до 280 м/сек.

Кроме того, зенитный ракетный комплекс может вести стрельбу по радиолокационно-наблюдаемым и не наблюдаемым наземным и надводным целям на дальностях от 10 до 40 км с задачами:
- уничтожения воздушных и морских десантов, скоплений живой силы и техники;
- уничтожения отдельных кораблей;
- разрушения военных и промышленных объектов.

В комплексе С-75М используется командная система телеуправления. Командная система управления обеспечивает высокую точность наведения и позволяет использовать два метода наведения ракеты на цель: метод половинного спрямления и метод трех точек.

Возможность использования различных методов наведения облегчает решение таких вопросов, как стрельба по маневрирующим целям и целям, являющимся постановщиками активных помех.

Принцип работы комплекса, использующего командную систему телеуправления, заключается в следующем. Станция наведения ракет, обнаружив цель в заданном направлении, определяет ее текущие координаты: наклонную дальность, относительные значения азимута и угла места. Используя данные о скорости цели и положении ее в пространстве, счетно-решающее устройство станции определяет границы зоны поражения и момент пуска ракет.

Пуск ракет производится с таким расчетом, чтобы встреча ракеты с целью произошла на дальней границе зоны поражения. После старта ракет станция наведения непрерывно излучает запросные импульсы (рис. 2). Установленные на ракетах ответчики излучают ответные импульсы, позволяющие определить текущие координаты ракет: наклонную дальность, относительные значения азимута и угла места.

В станции наведения ракет по разности координат цели и ракеты вырабатываются команды управления и разовые команды. Команды управления, передаваемые на борт ракеты, обеспечивают ее движение по траектории в соответствии с выбранным методом наведения. Разовые команды подаются для подготовки к работе радиовзрывателя и боевой части, а также для включения радиовзрывателя ракеты. Радиовзрыватель обеспечивает подрыв боевой части ракеты, которая своими осколками поражает цель.

Основными боевыми свойствами огневого комплекса являются:
- высокая вероятность поражения одной ракетой одиночной цели в границах зоны поражения;
- возможность обстрела цели двумя — тремя ракетами;
- возможность поражения маневрирующих целей;
- возможность поражения постановщиков радиопомех и целей, летящих под прикрытием помех;
- возможность стрельбы по групповой цели;
- способность к ведению огня в любых условиях погоды и в любое время года и суток;
- возможность передвижения комплекса с одной стартовой позиции на другую.

Для совершения марша материальная часть комплекса переводится из боевого положения в походное.





Источник: Учебное пособие "Зенитно-ракетный комплекс С-75М" 1965 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Назначение, состав и принцип действия зенитного ракетного комплекса С-75М

Зенитный ракетный комплекс С-75М предназначен для уничтожения самолетов, самолетов-снарядов, автоматических аэростатов и других воздушных целей.

Комплекс С-75М может обстрелять одну одиночную или групповую цель одной, двумя или тремя ракетами с временными интервалами между пусками не менее 6 сек.

В основу построения комплекса С-75М положена командная система телеуправления зенитными управляемыми ракетами (ЗУР).

В состав комплекса С-75М входят:
— станция наведения ракет (СНР-75В);
— зенитные управляемые ракеты В-750ВН (В-755);
— пусковые установки и другое стартовое оборудование;
— дизельные электростанции (ДЭС).

Станция наведения ракет производит обнаружение воздушных целей, сопровождение выбранной для уничтожения цели и наведение на нее ракет.

Зенитная управляемая ракета В-750ВН (В-755) предназначена для поражения цели осколками боевой части. Она имеет аппаратуру, которая обеспечивает ее движение, стабилизацию и управление в полете, а также боевую часть (БЧ) для поражения цели, подрываемую радиолокационным взрывателем.

В ракете установлен приемоответчик, обеспечивающий прием импульсов запроса и команд, а также формирование и излучение ответных импульсных сигналов.

Пусковые установки и другое стартовое оборудование служат для размещения, предстартовой проверки, подготовки и наклонного старта ракет.

Комплекс С-75М имеет шесть пусковых установок, которые располагаются в определенном порядке на удалении примерно 75— 100 м от СНР-75В.

Каждая пара пусковых установок привязана к определенному каналу радиоуправления СНР-75В.

Дизель-электростанция состоит из двух одинаковых агрегатов мощностью по 100 квт (75 квт) каждый и предназначена для выработки напряжения, питающего аппаратуру комплекса.

Принцип действия комплекса С-75М (рис. 6) состоит в следующем.

Станция наведения ракет (СНР-75В) с помощью двух антенн производит обзор пространства в определенном секторе. Обзор пространства и обнаружение целей могут осуществляться в двух режимах — «Узкий луч» и «Широкий луч».

Обнаружение целей на больших дальностях и целей с малой эффективной отражающей поверхностью осуществляется в режиме «Узкий луч». В этом режиме обзор пространства производится в секторе ±3°45' двумя игольчатыми лучами.

На малых дальностях поиск и обнаружение целей могут производиться в режиме «Широкий луч». В этом режиме осуществляется обзор пространства двумя широкими лучами в секторе ±10°.

С помощью соответствующих силовых приводов сектор обзора (сканирования) можно перемещать по азимуту и углу места. Если в секторе излучения появится цель, то от нее произойдет отражение радиоволн.

Отраженные от цели сигналы принимаются этими же антеннами и подаются в приемную систему СНР-75В. В приемной системе принятые сигналы преобразуются, усиливаются и подаются в индикаторную систему и систему определения координат цели. Картина воздушной обстановки в облучаемом секторе станции отображается на экранах индикаторов наведения, с помощью которых производится выбор цели и момента пуска ракет.

Выбранная цель передается в режим ручного сопровождения, а затем в режим автоматического сопровождения, если позволяют условия и характер цели. При сопровождении цели непрерывно определяются ее координаты: наклонная дальность, азимут и угол места в относительной системе координат. Для поражения цели необходимо, чтобы область встречи с нею ракет находилась на участках активного управляемого полета ракет, где обеспечивается высокая точность наведения. Эта область является частью зоны обзора станции и называется зоной поражения.

Для обеспечения встречи ракеты с целью в зоне поражения пуск ракеты производится во время прохождения целью области пространства, называемой зоной пуска. При вхождении сопровождаемой цели в зону пуска производится пуск ракеты нажатием соответствующей кнопки. Через 2 сек после нажатия кнопки ПУСК ракета стартует с пусковой установки. Пусковые установки связаны с антенной системой синхронно-следящими силовыми приводами, что обеспечивает встреливание ракеты в подвижный сектор сканирования СНР-75В.

В комплексе С-75М используется зенитная управляемая ракета В-750ВН (В-755), имеющая пороховой ускоритель. Примерно через 3 сек после старта пороховой ускоритель прекращает свою работу и сбрасывается. Одновременно с этим запускается маршевый жидкостно-реактивный двигатель, с помощью которого продолжается полет ракеты. Через 6—7 сек после старта ракета входит в облучаемый сектор. Производится периодический запуск ответчика ракеты импульсами запроса, вырабатываемыми системой передачи команд (СПК) и излучаемыми на борт ракеты с помощью антенны радиоуправления. Ответные сигналы ракеты принимаются теми же антеннами радиовизирования, которые принимают сигналы, отраженные от цели. Сигналы ответчика ракеты после преобразования и усиления приемной системой СНР-75В поступают на индикаторы наведения и в систему определения координат ракеты. При совмещении во времени сигналов ответчика с импульсами сопровождения ракеты (ждущими стробами) координатные блоки «захватывают» сигналы ракеты. После этого осуществляется автоматическое сопровождение ракеты и наведение ее на цель. Во время сопровождения ракеты определяются ее пространственные координаты.

Система выработки команд (СВК) СНР-75В на основании разностей одноименных координат цели и наводимой на нее ракеты формирует команды управления К1 и К2. Управление полетом ракеты осуществляется с помощью этих команд §і двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

С выхода СВК команды управления поступают в систему передачи команд СНР-75В, где они кодируются и преобразуются в радиосигналы.

Система передачи команд с помощью антенны радиоуправления излучает команды по радиолинии связи на борт ракеты. Бортовой аппаратурой команды принимаются, усиливаются, декодируются и подаются на автопилот. Автопилот отрабатывает управляющие сигналы и, воздействуя на рули, изменяет направление полета ракеты. Управление полетом ракеты начинается после автоматического «захвата» сигнала ответчика ракеты системой определения координат.

На первом этапе управляемого полета ракета выводится на траекторию метода наведения. Затем осуществляется процесс наведения, который заканчивается в точке встречи ракеты подрывом боевой части ракеты. Боевая часть подрывается радиолокационным взрывателем, область срабатывания которого согласована с областью разлета поражающих осколков.

Для подготовки радиовзрывателя к действию СНР-75В излучает на ракету разовую команду КЗ взведения радиовзрывателя.

Радиовзрыватель срабатывает в то время, когда расстояние между ракетой и целью не превышает 50 м, и подрывает боевую часть ракеты, которая своими осколками поражает цель.

Основными боевыми свойствами огневого комплекса С-75М являются:
— высокая вероятность поражения одной ракетой одиночной цели в границах зоны поражения;
— возможность обстрела цели двумя — тремя ракетами;
— возможность поражения маневрирующих целей;
— возможность поражения постановщиков радиопомех и целей, летящих под прикрытием помех;
— возможность стрельбы по групповой цели;
— способность к ведению огня в любых условиях погоды и в любое время года и суток;
— возможность передвижения комплекса с одной стартовой позиции на другую.


Фото из чешского журнала Letectvi + Kosmonautika 1998 г.
Бережливые товарищи, ПР-11 еще с ЗиЛ-157-ми...


Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
перевозка





Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
ТТХ комплексов

ЗУР


источник - http://historykpvo-2.ucoz.ru/

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Поставки комплексов С-75 "Волхов" зарубеж (в скобках техдивиз.):
Болгария - 10 (3) - 158 В-755, 112 В-759
Венгрия - 13 (2) - 537 В-755/759
ГДР - 29 (8,5) - 2111 В-755, 192 В-759
Монголия - 2 (1,5) - 76 В-755
Польша - 26 (7,5) - 1362 В-755
Румыния - 31 (9) - 674 В-759
Чехословакия - 18 (4,5) - 617 В-755, 406 В-759
Югославия - 4 (1) - 183 В-755

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Боевые возможности комплекса С-75М, модернизированного по I этапу, значительно улучшены по сравнению с ЗРК С-75М, принятым на вооружение в 1961 году:
- дальняя граница зоны поранения увеличена с 40 км до 56 км;
- ближняя граница уменьшена с 12 км до 7 км;
- нижняя граница снижена с 3000 м до 100 м;
- по максимальному курсовому углу встречи зона поражения расширена с ±55° до ±180°.
Расширены также возможности ЗРК С-75М:
- по скорости поражаемых целей - с 2300 км/час до 3700 км/час;
- по минимальной величине эффективной отражающей поверхности - с 1 м2 до 0,3 м2 ;
- по величине перегрузки маневрирующих целей - с 1 до 4.

Зенитный ракетный комплекс, модернизированный по II этапу (С-75М2), по сравнению с ЗРК С-75М (I этап модернизации) обладает более высокими боевыми возможностями при борьбе с малоразмерными, ниpколетящими, маневрирующими и скоростными целями.

В результате проведенной модернизации вероятность поражения ЗРК С-75М2 повышена:
- низколетящих целей: Н=100 м - с 0,01-0,43 до 0,21-0,95;
- вероятность отвлечения ПРС от ЗРК составляет 0,98-0,99.

Объем модернизации системы С-75М по I этапу


Зенитная ракетная система С-75М с ракетой В-755 принята на вооружение войск ПВО страны в 1961 году.
В период с 1961 г по 1970 г проводились исследования, доработки и испытания, направленные на дальнейшее расширение боевых возможностей системы С-75М (I этап модернизации).

Доработки ЗРК С-75М, проводимые на I этапе были направлены на обеспечение:
- поражения автоматических дрейфующих аэростатов (режим "АДА");
- увеличения дальности стрельбы за счет использования пассивного участка полета ракеты;
- обстрела низколетящих целей
- подготовки исходных данных для стрельбы о помощью прибора пуска;
- введения в состав комплекса ракеты В-760 со специальной боевой частью;
- сопряжения РСН-75В с АСУРК-1МА, с наземным запросчиком НРЗ-10М, с радиолокационным дальномером РД-75, с аппаратурой комплексного контроля ракетного дивизиона ("Аккорд-75") ;
- обстрела целей типа А-11 ( Vц=1030 м/с);
- нормального функционирования комплекса при обстреле маневрируют целей;
- обеспечения пуска ракет В-755 по высокоскоростным малоразмерным целям в режиме работы РСН-75В "Пуск в УЗКОМ ЛУЧЕ";
- управления работой универсального селектирующего устройства (УСУ) радиовзрывателя 5Е11;
- ускоренного свертывания и развертывания РСН-75В;
- повышение эксплуатационной надежности отдельных элементов системы.

В процессе проведения модернизации системы С-75М по I этапу доработкам подвергались станция наведения ракет РСН-75В, ракета В-755, стартовое, и технологическое оборудование, система электроснабжения.

Объем доработок станции наведения ракет РСН-75В - тут

Объем доработок бортовой аппаратуры ракеты В-755 - тут

Объем доработок стартового оборудования - тут

Объем модернизации системы С-75М по II этапу

Модернизация системы С-75М по II этапу была осуществлена з соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 878-290 от 7 сентября 1967 г и решением комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №290 от 19 декабря 1969 г в период с 1967 по 1970 гг.

Модернизация зенитной ракетной системы С-75М проводилась с целью повышения эффективности стрельбы по высокоскоростным, малоразмерным, низколетящим и маневрирующим целям, обеспечения целеуказания во всей зоне поражения комплекса, повышения помехозащищенности станции наведения РСН-75В по каналу визирования ракеты и повышения эксплуатационной надежности систем комплекса.

Модернизация зенитной ракетной системы С-75М по II этапу предусматривала:
- введение в состав ЗРК С-75М ракеты 5Я23 (модернизированный вариант ракеты В-755);
- сопряжение станции наведения ракет РСН-75В с автономными средствами целеуказания в составе радиолокационной станции кругового обзора П-18 и радиолокационного высотомера ПРВ-13;
- повышение помехозащищенности станции наведения РСН-75В по каналу визирования ракеты;
- повышение эксплуатационной надежности ЗРК С-75М.

Объем доработок станции наведения ракет РСН-75В при модернизации ЗРС С-75М по II этапу - тут

Ракета 5Я23 - тут

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения