Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

АПР-1 "Кондор" - авиационная противолодочная ракета

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
"В 1969 году постановлением Правительства соответствующим ведомствам поручается создание противолодочной высокоскоростной ракеты "Шквал" и другим разделом этого же постановления создание противолодочных ракет корабельного - " Пурга " и авиационного - "Кондор" применения. НИИ-1 в это же время поручается создание твердотопливных межконтинентальных ракет и головной организацией по темам " Пурга " и "Кондор" назначается ГСКБ-47, не имеющее до того никакого отношения к подобным задачам."
Источник: Зарубин А.И. История. События, техника, люди. ГНПП "Регион", 1999

"В октябре 1960 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР на предприятие была возложена разработка противолодочных комплексов.

Противолодочные авиабомбы обычного вида, которые разрабатывались на предприятии раньше, как и неуправляемые реактивные бомбы, которыми недолго занимались в 1947 - 1950 гг., могли решить весьма ограниченный круг тактических задач: за время с момента обнаружения лодки самолетом до момента погружения бомбы на нужную глубину лодка могла спокойно переместиться на безопасное расстояние.

Реактивные противолодочные ракеты « Пурга » и «Кондор», создание которых было поручено предприятию, должны были после приводнения самостоятельно, с использованием средств гидролокации и самонаведения, найти подводную лодку, догнать ее и поразить. Различие между двумя ракетами было не очень значительным и связано с особенностями их применения.

Темы не имели научно-исследовательского задела. Ранее проводились только поисковые работы в весьма ограниченном объеме. На предприятие было направлено около 40 инженеров, участвовавших в поисковых работах. Однако среди них почти не было специалистов по гидроакустике, гидродинамике, управлению, специальному приборостроению, электромеханике, гироскопии - как раз по тем областям, от знания которых в значительной мере зависело решение поставленных задач. Мало было и двигателистов. На работу по новой тематике была переведена основная часть конструкторских кадров КБ, занимавшихся ранее разработкой авиабомб, мин, боевых частей. Им предстояло приобретать новые знания, переучиваться. Срочно набирались и специалисты по дефицитным специальностям. В кратчайший срок численность вновь организованного СКБ-1 достигла 250 человек.

В составе предприятия было сохранено два отдела, где сосредоточилась оставшаяся бомбовая тематика, отдел боевых частей и отдел в г. Красноармейске, продолжавший заниматься средствами ближнего боя.

Для выполнения работ по «Пурге» и «Кондору» было вновь образовано восемь отделов, на которые возлагался определенный круг задач. Возглавили их переведен-ные на предприятие Отмахов, Гучков, Минаев, Давыдов и др., а также кадровые конструкторы ГСКБ-47 Турахин, Яночкин, Филатов, Шмидт, А.Е. Бургомистров, а впоследствии - Зверев, Якушев и др.

Главным конструктором был утвержден С. С. Бережков. Научно-техническое состояние новой тематики было весьма тяжелым. С самого начала было известно, что некоторые вопросы, без знания которых невозможно грамотное решение общей задачи, просто не изучены. Однако даже те сотрудники, которые работали над темой с самого начала, представляли всю ее сложность не вполне отчетливо.

Работники ГСКБ-47, которым приходилось переквалифицироваться технически, оказались, помимо этого, в новых для себя технико-организационных условиях. Раньше комплекс, с которым им приходилось иметь дело, выглядел, как система «самолет - авиабомба – взрыватель», причем каждый элемент её был внутренне самостоятелен; теперь все элементы снаряда, все его узлы, конструктивное и технологическое их оформление были теснейшим образом между собою увязаны, а вся система, в данном случае - снаряд, была частью более общей системы, включавшей в себя самолет и начальный комплекс обнаружения.

Были трудности и другого рода. Нехватка помещений задерживала развертывание необходимых лабораторий, а без них невозможно было работать, Из-за отсутствия своей производственной базы изготовление изделий было первоначально поручено заводу, не обладавшему необходимой культурой производства, поэтому большие бригады конструкторов и технологов вынуждены были непрерывно находиться на этом заводе. Образцы прямо с завода отправлялись на испытания, не проходя надлежащей проверки; не проходила проверки и аппаратура основных смежников.

Крайне тяжелым делом оказалась организация испытаний. Ни испытательной базы, ни специального обслуживающего персонала не было. Большие бригады конструкторов и рабочих по три-четыре месяца (а то и больше), меняя друг друга, весь возможный для испытаний сезон находились в Феодосии, собирая изделия. Целью испытаний была отработка конструкций. Между тем, четкого технического руководства группой конструкторов, которые этим занимались, не было. В результате принимаемые решения иногда бывали случайными, необоснованными. Из-за отсутствия навыков, опыта, работа шла медленно, неквалифицированно, что сказывалось па результатах испытаний. Нередко трудно было понять, в чем причина неудачи: в недостатках аппаратуры, элементов конструкции или в неправильности сборки.

Отсутствовала строгая техническая документация, поэтому невозможно было осуществить четкую направленность в отработке. Даже проследить техническую логику тех или иных решений иногда бывало затруднительно.

Коллектив СКБ-1, руководство предприятия прилагали огромные усилия к тому, чтобы улучшить ход дела. Но продвигалось оно очень медленно. Только в декабре 1963 года, с очень большим опозданием, был завершен эскизный проект, частично подтвержденный натурными пусками. В .марте 1964 года эскизный проект был утвержден. Коллективу СКБ-1 это стоило громаднейшего напряжения; не было практически ни одного отдела, где сотрудники не работали допоздна.

Однако начало натурных испытаний вскоре после принятия эскизного проекта снова выявило низкий уровень подготовки работы: эксперименты были нерезультативны, изделия тонули.

В июле 1964 года приказом министра был назначен новый главный конструктор темы «Кондор» А. И. Зарубин. До этого он работал на большом предприятии, которое занималось сложнейшими комплексными разработками. Опыт этого предприятия был использован новым главным конструктором в работе.

Причиной нерезультативности пусков снаряда явилась низкая надежность работы электрической схемы и бортовой автоматики из-за слабой автономной отработки узлов и агрегатов. Этого можно было избежать, если бы предварительно производилась комплексная отработка схемы на стенде. Но этого не делалось.

Первой мерой, которая была предпринята для ликвидации ненормального положения, было создание нового отдела с контрольно-испытательной станцией (КИС). (В это время было произведено некоторое сокращение тематики по разработке боевых частей, что позволило выделить помещение для нового отдела). Начальником отдела был назначен молодой инженер Е. И. Солодовников.

Оборудование и ввод в строй КИС было осуществлено в чрезвычайно короткие сроки, под личным контролем начальника предприятия и главного инженера.

Благодаря самой напряженной работе коллектива этого отдела и производства № 1 было полностью переподготовлено и отработано 10 изделий, которые по мере готовности поставлялись па натурные испытания.

Параллельно с этим организовывались другие новые отделы и лаборатории, тщательнейшим образом готовилась программа испытаний, регистрирующая аппаратура и т.д. В 1965 году «Кондор» успешно проходит летно-конструкторские испытания. (Работа над «Пургой» в декабре 1964 года была прекращена в связи с общностью задач, решаемых обоими образцами.) В начале 1966 года начался последний, заключительный этап отработки снаряда: совместные испытания.

В 1969 году авиационная противолодочная ракета АПР-1 была принята на вооружение. Таким образом, несмотря ни на что, коллектив ГСКБ-47, сложившийся, как разработчик авиабомб и мин - «старой» сравнительно с «Кондором» техники -этот коллектив оказался способен подчинить себе технику «новую».

Из среды СКБ-1выдвинулись такие сильные в техническом отношении руководители, как В. Д. Хотяков, Е.И. Солодовников, Э.А. Курский, В.Ф. Мельников, В. В. Замотан, И. Е. Сахаров, Г. С. Грудинин, А. А. Филатов, Н. Е. Улыбина и др. Большую роль в координации усилий коллектива и техническом руководстве отделами сыграли заместители главного конструктора А. А. Отмахов и Н.С. Привалов.

14 мая 1969 года состоялось решение правительства, в соответствии с которым был создан новый институт - НИИ прикладной гидромеханики. Туда практически в полном составе было переведено СКБ-1. Так ГСКБ-47 в очередной раз дало дорогу новому направлению развития техники, начало которому было положено в стенах на Вельяминовской."



Источник: "Мастяжарт - ГСКБ-47 - ФГУП "ГНПП "Базальт". - М.: Издательство "Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям", 2011. - с. 264 (юбилейное издание).

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
АПР-1 - авиационная противолодочная ракета используется для поражения быстроходных подводных лодок.

Применяется с самолетов противолодочной авиации Ту-142, Ил-38. Вероятность поражения двумя ракетами АПР-1 подводных лодок, идущих со скоростью до 20 узлов на глубинах от 40 до 400 м, при среднеквадратической ошибке целеуказания 300 - 500 м составляет 50 - 30 процентов.

Основные тактико-технические характеристики
Масса:
- ракеты - 677 кг;
- боевого заряда - 80 кг;
Длина - 5300 мм;
Калибр - 350 мм;
Скорость хода в режиме атаки - до 100 км/ч;
Дальность хода - 9000 м
Глубина хода - до 400 м;
Система наведения - активно-пассивная;
Радиус действия системы наведения:
- в режиме поиска - 700 м.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Работы по использованию подводных ракет для поражения подводных лодок были начаты из-за того, что поражение атомных подводных лодок противника осложнялось в основном из-за их высокоскоростных характеристик. Для поражения ПЛ требовалось поднять скорость подводного хода поражающего ее снаряда, в тоже время шум подводного реактивного двигателя возрастал в воде в 5000 раз в сравнении с воздухом, т. с. подводный снаряд становился «глухим», а об атаке противник знал с момента его запуска. В дальнейшем было выяснено, что основной шум порождается в начале выхода газовой струи из сопла двигателя, остальной процесс глохнет в газопаровой каверне, т.е. происходил эффект «самоэкранирования» ракеты. Для подтверждения этого явления, зависящего, в том числе и от параметров двигателя, НИИ-1 МОП было разрешено провести эксперименты на Черноморском флоте в районе Феодосии. В эксперименте, начавшемся в августе 1958 года, принимало участие специально оборудованное судно ГСК-173.

В 1960 году вышло Постановление пр-вительства №1111 /463 «О средствах протинолодочной обороны», где головным исполнителем по ракете было определено ГСКБ-47, по системе управления - ЦНИИ-173. Главным конструктором ракеты назначили С.С.Бережкова, заместителями Л. В. Минаева и А.А.Отмахова.

В 1960 году в ГСКБ-47 началась разработка авиационных противолодочных подводных ракет для оснащения противолодочных самолетов и вертолетов. Для проведения работ из НИИ-1 была переведена группа специалистов. Применени на ракетах акустических головок самонаведения и реактивных двигателей обеспечивало минимальное время поражения ПЛ, что давало преимущество в сравненни с традиционными торпедами. Одной из трудных задач, решенных ГСКБ-47 при проектировании ракеты, была ее приборная часть. Головной организацией по системе управления ракеты был определен ЦНИИАГ (ЦНИИ-173).

Целеуказание для ракеты должна была обеспечивать поисково-прицельная система «Беркут» противолодочных самолетов Ил-З8 и Ту-142, разработку которой вело НПО «Ленинец» МРП3.

Параллельно в ГСКБ-47 создавалась корабельная противолодочная ракета «Пурга», имеющая много общего с ракетой «Кондор». В 1964 году работы по обеим ракетам были приостановлены и по решению специальной комиссии с 1965 года продолжены только по авиационной ракете «Кондор», «Пурга» не отвечала заданным ТТТ. Испытания ракеты «Кондор» проводились на полигоне под Феодосией.

Трудности в решении задачи разработки противолодочных ракет побудили создать по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 14 мая 1969 года на базе коллективов ГСКБ-47 и НИИ-24, который занимался разработкой скоростной противолодочной ракеты для ПЛ, новый НИИ прикладной гидродинамики (ПГМ).

Государственные испытания ракеты были закончены в 1970 году. Ракета «Кондор» принята на вооружение в 1971 году под обозначением АПР-1.

Авиационная противолодочная ракета АПР-1 была предназначена для поражения быстооходных подводных лодок (ПЛ).

В противолодочной ракете АИР-1 «Кондор» используются три программных траектории выхода в «горизонт» и поиска цели: двигаться «прямо», выполнять «правую» или «левую» циркуляцию. После выхода в «горизонт» ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку по данным, предварительно введенным перед сбросом. При поиске скорость ракеты 20 узлов. После обнаружения подводной лодки ракета набирает скорость за счет увеличения тяги двигателя.

Для ракеты разработаны два варианта боевого применения: групповое применение двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое применение трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя па цель с произвольного направления.

Вероятность поражения АПЛ, идущей со скоростью до 20 узлов, двумя ракетами АПР-1 при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,3-0,5.

За время серийного производства 1969-1977 годов было изготовлено 263 ракеты.

Разработчик - ГСКБ-47 (НИИ ПГМ-НПО "Регион");
Главный консгруктор - С.С.Бережков, с 1964 года - А. И. Зарубин;
Изготовитель:
- опытных образцов до 1965 года - з-д "Дагдизель";
- опытных образцов с 1965 года - з-д"Сиб-сельмаш", НПО "Регион";
Состояние - принята на вооружение 29 июня 1971 года. Серия с 1969 по 1977 год
Носители - противолодочные самолеты Ту-142, Ил-38 и вертолеты;
Калибр - 350 мм;
Длина - 5275-5300 мм;
Вес - 650-670 кг;
Боевая часть:
- тип - фугасная;
- разработчик - ГСКБ-47;
- вес - 80-83 кг;
- взрыватель - неконтактный с радиусом реагирования до 5-10 м;
- время самоликвидации после приводнения - 1,2 мин.;
Система управления:
- тип - активно-пассивная акустическая ГСН с системой автоматического управления;
- разработчик - ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ);
- гл. конструктор - Я.И.Рубиновом;
- рулевые машинки - пневматические;
Головка самонаведения:
- тип - активная гидроакустическая;
- разработчик - ЦНИИ-173(ЦНИИАГ)
- разработчик гидрофонов - НИИ-484 МЭП;
- гл. конструктор - Л.3.Русаков;
- автомат наведения - корреляционный;
- разработчик - НИМИ, МГУ, НИИРТА;
- дальность действия:
- в режиме поиска - 700 м;
- в режиме атаки- 500 м;
- раствор диаграммы направленности - 250x90 град.;
Дальносьт подводного хода - 800-900 м;
Траектория движения - при поиске по спирали;
Глубина хода - 30-420 (до 400) м;
Миним. глубина моря - 80 м;
Глубина поражения - 40-400 м;
Скорость хода:
- в режиме поиска - 37 км/ч (20 уз);
- в режиме атаки - 100-111 км/ч (60 уз);
Высота применения - 300-2000 м;
Скорость носителя - до 800 км/ч;

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения