Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1144 ''Орлан'' - тяжёлый атомный ракетный крейсер

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144 (шифр «Орлан») был разработан Северным ПКБ под руководством Б.И. Купенского. По первоначальному ТТЗ, разработанному ВМФ, предполагалось создать большой противолодочный корабль (ВПК) стандартным водоизмещением 8000 т с АЭУ. Однако в процессе проектирования ВПК постепенно превратился в ТАРКР, предназначенный для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь по его авианосным соединениям), поиска, слежения и уничтожения подводных лодок, а также - зональной противовоздушной обороны своих сил. ТАРКР пр. 1144К был способен придать боевую устойчивость силам ВМФ и обеспечивать оборону конвоев и десантных отрядов на переходах морем, а также в районах высадки.

Основу ударного вооружения корабля составлял ПКРК оперативного назначения (ОН) «Гранит». Блок его контейнеров включал в себя 20 подпалубных ПУ с углом возвышения 47°. Перед пуском ПКР они заполнялись забортной водой. Сверху ПУ закрывались бронированными крышками. ПКР П-700 полностью автономны. Их БСУ выполнена на основе мощной (совершенной для своего времени) трехпроцессорной ЭВМ. ПКР обладают сверхзвуковой скоростью (порядка 2,5 Ма), сложной траекторией полета, многовариантной программой атаки, повышенной помехозащищенностью и специальной системой отвода корабельных или авиационных зенитных ракет. Корабельная система повседневного и предстартового обслуживания (КСППО) обеспечивает подготовку и старт всех ПКР боезапаса. За счет создания плотной группировки (путем изменения скорости полета) и оптимального распределения целей атакуемого ордера между собой (путем взаимного обмена информацией) они с большой вероятностью обеспечивают поражение авианосцев, следующих в составе корабельных соединений с сильным ПВО и ПРО. Целеуказание для ПКРК «Гранит» могло быть получено как через систему МКРЦ «Коралл-БН» (от ИСЗ системы «Легенда»), так и через специальную систему, чей АП сопряжен с АП системы МКРЦ (от самолетов Ту-95РЦ или бортовых вертолетов Ка-27Ц).

Так как ПКРК «Гранит» изначально создавался для подводных лодок (АПКРРК) пр. 949 и пр. 949А, то в процессе разработки пр. 1144 пришлось провести целый комплекс опытно-конструкторских работ по его унификации с надводным кораблем. В частности, построили специальный плавучий стенд, на котором в натурных условиях проверили ряд основных технических решений - надводный старт ПКР, начальную траекторию их полета, воздействие газовых струй на элементы надстройки корабля и ПУ, работу КСППО, функционирование системы взрывопожаробезопасности, а также некоторые вопросы формирования залпа.

Зенитное ракетное вооружение было представлено двумя ЗРК зональной обороны «Форт» и двумя ЗРК самообороны «Оса-МА». В отличие от РКР пр. 1164 ВПУ ЗРК «Форт» на ТАРКР пр. 1144 сверху закрывались броневыми крышками, которые после отдачи открывали лишь один пусковой стол (на РКР пр. 1164 «крыша» барабана ВПУ не имеет броневой защиты).

Корпус крейсера имел удлиненный полубак, двойное дно на всем протяжении, локальную броневую защиту машинных отделений, погребов и ряда боевых постов. Он делился водонепроницаемыми переборками на 25 главных отсеков и имел пять палуб, которые простирались от форштевня до кормового среза полубака. В кормовой оконечности корпуса имеется подпалубный ангар для трех вертолетов, погреба боезапаса, подъемник, ВПП и отсек с ПОУ буксируемой антенны ГАК «Полином». Развитые надстройки выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Перед надстройкой находился блок ПУ ПКРК «Гранит», а за ним в нос - ВПУ ЗРК «Форт». Такое соседство снижало боевую живучесть крейсера и считалось одним из недостатков проекта.

Впервые на отечественных кораблях послевоенной постройки на ТАРКР Киров применили конструктивную защиту от поражения ракетным оружием противника. Вследствие этого повысилась его боевая устойчивость. Внедрению конструктивной защиты также предшествовал большой объем опытно-конструкторских работ. В частности, были изготовлены масштабные модели всех отсеков корабля, а также один из отсеков в натуральную величину и проведены их испытания отстрелами на полигоне.

ГЭУ ТАРКР пр. 1144 по своей единичной мощности ЯР и ГТЗА более чем в 1,5 раза превосходит все существующие установки в отечественной транспортной энергетике. Она включала в себя два ядерных реактора (ЯР) и два ГТЗА мощностью по 70 000 л. с. В качестве резервной энергетической установки использовались два паровых котла производительностью 115 т пара в час. Эти котлы, в случае необходимости, могли подавать пар на ГТЗА, что позволяло при бездействующих ЯР развивать скорость хода до 14 уз и проходить ею около 1000 миль. Главная и резервная энергетические установки комплексно-автоматизированы. ГЭУ размещалась в трех отсеках: в носовом - оба реактора, а в двух кормовых - эшелонировано - ГТЗА с резервными паровыми котлами. Такая компоновка обеспечивала ей высокую живучесть.

Киров (зав. № 800, с 27.05.1992 г. - Адмирал Ушаков). Балтийский ССЗ (г. Ленинград): 26.03.1974 г.; 27.12.1977 г.; 30.12.1980 г.
Входил в состав СФ. С 11-го по 13.08.1999 г. корабль на буксире был переведен из Североморска в Северодвинск, где поставлен у достроечной стенки СМП «Звездочка» в ожидании среднего ремонта. Однако, в 2004 г., из-за отсутствия финансирования ТАРКР исключили из списков флота, а его имя воспринял ЭМ Бесстрашный (пр. 956).


Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 24 100 т
- полное - 24 400 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 251,0 (228,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 28,5 (24,0) м
- осадка средняя - 10,33 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 727 (97) чел
Автономность по запасам провизии - 60 сут
Энергетическая установка:
Главная:
- тип - атомная паротурбинная
- количество х тип (индекс) ядерных реакторов - 2 х ВВР (КН-3)
- суммарная тепловая мощность ядерных реакторов - 1200 мВт
- тип ПТУ - блочная
- количество х суммарная мощность ГТЗА - 2 х 140 000 л.с.
- количество х тип движителей - 2 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников ЭЭС - 4 х АТГ - по 3000 кВт + х ГТГ - по 1250 кВт
Резервная:
- тип - паротурбинная1
- количество х тип паровых котлов - 2 х автоматизированных ВВК
Скорость хода наибольшая:
- под ГЭУ - 31,0 уз
- под резервной ЭУ - 14,0 уз
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет - «Гранит»
- количество ПУ х направляющих (тип и индекс ПУ) - 20 х 1 (подпалубная ненаводящаяся КТ, с подъемом на угол старта СМ-233)
- боезапас - 20 ПКР П-700 (3М45)
- вид старта - с заполнением ракетных контейнеров забортной водой
- комплекс системы МКРЦ - «Коралл-БН» в обеспечении двух АП
Зенитные ракетные комплексы:
- С-300Ф «Форт» - 12 х 8 ВПУ Б-203А
- боезапас - 96 ЗУР 5В55РМ
- СУО - 2 х 3Р41 в обеспечении двух специальных РЛС с ФАР
- «Оса-МА» - 2x2 ПУ ЗИФ-122
- боезапас - 40 ЗУР 9МЗЗ
- СУО - 2 х 4Р-33
Артиллерийские комплексы:
- АК-100-МР-183 - 2x1- 100/60 АК-100
- боезапас - 1200 выстрелов
- СУАО - МР-183«Лев»
- АК-630М-МР-123 - 8х6 30-мм АК-630М
- боезапас - 96 000 выстрелов
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»
Противолодочное:
- ПЛРК «Раструб-Б» - 1x2 КТ МС-82
- боезапас - 10 ПЛУР 85РУ
- КСУС - «Пурга-1144»
- ТА - 2x5 533-мм ДТА-53-1144
- боезапас - 10 торпед СЭТ-65 или 53-65К
- КСУС - «Пурга-1144»
- РБУ-6000 «Смерч-2» - 1 х 12 213-мм
- боезапас - 72 РГБ-60
- РБУ-1000 «Смерч-3» - 2 x 6 305-мм
- боезапас - 48 РГБ-10
- ПУС «Буря»
Авиационное - 3 х Ка-272
- радионавигационная система привода и посадки вертолетов - «Привод-В»
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Аллея-2М»
- аппаратура обработки информации - «Байкал-С5»
- СОИ - «Море-1144»
- система освещения надводной обстановки - 12КР
- КСС - «Тайфун-2»
- КСКС - «Цунами-БМ»
- РЛК - «Флаг» в обеспечении РЛС «Фрегат-М» и «Восход»
- РЛС общего обнаружения - МР-710М «Фрегат-М»
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход»
- навигационные системы - КПФ-3К + КПИ-7Ф
- система КН - АДК-3М «Шлюз»
- навигационные РЛС - 3 х МР-212 «Вайгач»
- комплекс средств РЭБ - «Кольцо»
- станции постановки активных помех - 4 х «Гурзуф-А» + 4 х «Гурзуф-Б»
- СППП - 2x2 140-мм ПК-2М + 16 х 10 122-мм ПК-10 «Смелый-П»
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- ГАК - "Полином"3

1 - Работает на ГТЗА ГЭУ.
2 - После вступления в строй на борту ТАРКР базировались вертолеты Ка-25 различных модификаций.
3 - С антеннами в носовом бульбовом и буксируемых обтекателях.





Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения