Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1232 и 12321 "Джейран"- десантный корабль на воздушной подушке

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
МДК на воздушной подушке пр. 1232 (шифр «Джейран») был спроектирован в ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Ю.Ю. Бенуа, а затем Л.В. Озимова. Корабль предназначался для переброски морем и высадки на необорудованное побережье войск морского десанта. После переоборудования он мог осуществлять постановку мин.

Работы над пр. 1232 начались в рамках программы строительства скоростных десантных судов на ВП, принятой СМ СССР в 1960 г. Вопросы сопротивления движению КВП, его остойчивости, мореходности, маневренности и управляемости изучались в 1963-1967 гг. во время испытаний самоходных моделей МК-1 и МС-1*. В 1964-1965 гг. завершились работы над техническим проектом 1232, а в 1966 г. на Невском Морском ССЗ (впоследствии лощадка №2 ПО «Алмаз») заложили опытный корабль МДК-167. Однако его по-стройка задержалась, так как Южный турбинный завод «Заря» (г. Николаев) смог поставить первую ГТУ из двух ГТД ДТ-4 только в 1970 г. По этой причине первым отечественным боевым КВП стал десантно-штурмовой амфибийный катер пр. 1205 (шифр «Скат»), а не МДК пр. 1232.

Корпус корабля был клепаным, изготавливался из алюминиево-магниевых панелей (сплав АМГ-61). Гибкое ограждение двухъярусное. Для обеспечения устойчивости воздушная подушка была разделена гибкими перегородками по диаметральной плоскости и миделю. Главная энергетическая установка состояла из двух ГТД ДТ-4 суммарной мощностью 32 000 л. с. и трансмиссий по передаче мощности к четырем воздушным винтам и четырем нагнетателям воздуха в воздушную подушку. Поскольку к середине 60-х годов отечественная промышленность не могла выпускать воздушные винты диаметром более 6,2 м, для получения требуемой тяги пришлось скомпоновать комплекс из соосных винтов противоположного вращения, приводимых во вращения каждый от своего редуктора, что и предопределило достаточно сложную и разветвленную трансмиссию КВП. Корабль был оснащен гироскопической интегрированной навигационной системой, с гирокурсоуказателем, радиодоплеровским дрейфолагом и радиопеленгатором. Управление движением МДК и его техническими средствами могло осуществляться как централизованно через комплексную автоматизированную систему, так и с выносных пультов. МДК был способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 1,4 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5°. Мореходные качества обеспечивали его эксплуатацию во время движения на воздушной подушке при волнении до 4 баллов.

В 1970 г. во время проведения заводских испытаний МДК-167 совершил своим ходом на скорости 50 уз переход из Ленинграда в Таллинн, где в 1971-1972 гг. провели государственные испытания. Как показали их результаты, гибкое ограждение имело небольшой ресурс (не более 20-50 часов), а ГТД - малую надежность. Они также не отличались большой долговечностью и быстро засаливались. Тем не менее, результаты испытаний сочли успешными, и на основе их результатов было решено переработать пр. 1232, а затем приступить к постройке серийных МДК.

Всего планировалось построить 18 МДК пр. 12321, но в 1974-1985 гг. на площадках № 1 (бывший Приморский ССЗ) и № 2 ПО «Алмаз» построили 17 из них - второй корабль серии (зав. № 72) во время достройки во время пожара получил тяжелые повреждения и не восстанавливался. В отличие от прототипа МДК пр. 12321 имели полностью сварной корпус, усиленное (до двух АУ АК-230) артиллерийское вооружение, улучшенные конструкцию гибкого ограждения, а также условия обитаемости экипажа и десанта. Кроме того, повысили ресурс ГТД. Для предотвращения засаливания воздух для них отбирали из ресивера нагнетателей, т. е. после частичной сепарации воды вентиляторами. В свое время это были самые крупные КВП в мире.

К моменту распада СССР все корабли пр. 12321 продолжали оставаться в строю, и лишь один МДК-167 находился в резерве. В настоящее время все они были исключены из списков флота. Последними, в марте 2007 г., продали на слом МДК-18 и МДК-88.

* Самоходные модели (катера) МК-1 и МС-1 были разработаны в ЦКБ-19 под руководством главного конструктора Ю.Ю. Бенуа. Катер МК-1 (водоизмещением 27 т) с камерной схемой образования воздушной подушки был построен в 1962 г., а катер МС-1 (водоизмещением 22 т) с сопловой схемой образования воздушной подушки — в 1963 г.

Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 310 т;
- полное - 350 или 355 т*;
Главные размерения:
- длина наибольшая - 45,8 м;
- ширина наибольшая - 19,4 м;
- ширина понтона - 17,3 м;
- высота - 21,9 м;
- высота гибкого ограждения - 2,2 м;
- осадка при полном водоизмещении - 1,3 м;
Главная энергетическая установка:
- тип - газотурбинная м;
- количество х тип ГТД - суммарная мощность - 2 х ДТ-4 - 32000 кВт;
- количество х тип движителей - 4 х ВВ;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 2 х ГТГ - по 40 кВт;
Скорость хода полная - 50 или 49* уз;
Дальность плавания ходом 50 (49) уз - 300 мили;
Экипаж - 21 (3) чел. (в т. ч. офицеров);
Автономность по запасам провизии с десантом - 5 сут.;
Десантовместимость:
- вариант 1 - два средних танка или пять БТР;
- вариант 2 - БТР и 25 человек личного состава десанта;
Вооружение:
- артиллерийское - 1x2 или 2x2 30-мм АК-230* (боезапас 4000 или 8000 выстрелов*)
- СУАО - «Рысь» МР-104**
Радиоэлектронное:
- РЛС общего обнаружения - «Балкан»** или «Миус» или «Донец-2»;
- станция опознавания - «Нихром»

* - для пр. 12321.
** - на МДК-167.




Источник: Ю.В. Апальков "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" 2007 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения