Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1205 "Скат" - десантный катер на воздушной подушке

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Десантно-штурмовой амфибийный катер на воздушной подушке пр. 1205 (шифр «Скат») был спроектирован ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Л.В. Озимова. Он предназначался для переброски на небольшие расстояния и доставки войск морского десанта на необорудованное побережье в ходе боя за высадку. Катер был приспособлен для действий в прибрежных районах, лиманах, устьях рек и на озерах, в период ледостава и ледохода. Он стал первым отечественным боевым КВП, хотя постройка первого десантного КВП (МДК) пр. 1232 (шифр «Джейран») началась еще в 1966 г., т. е. за три года до вступления в строй первого корабля пр. 1205. Объясняется это сложностями в разработке для МДК пр. 1232 ГТД требуемой мощности и стремлением руководства ВМФ реализовать научно-технический задел, полученный в процессе отработки самоходных моделей МК-1 и МС-1.

Корпус катера был клепаным, изготавливался из алюминиево-магниевых панелей, с противопульной и противоосколочным бронированием ходовой рубки. На нем была применена конструктивная схема формирования воздушной подушки с гибким ограждением, с секционированием подкупольного пространства продольным гибким соплом, с периферийной подачей воздуха. «Скат» был способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 0,8 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 6°. Мореходные качества корабля обеспечивали его эксплуатацию и использование оружия при движении на воздушной подушке, при волнении моря до 4 баллов.

Как показал опыт эксплуатации первых же катеров пр. 1205, их гибкие ограждения обладали малым ресурсом (не более 20-50 часов), главные двигатели постоянно засаливались (на Балтике, с ее сравнительно благоприятными условиями, в течение 15 мин), а установленное авиационное оборудование требовало повышения надежности. К середине 70-х годов все перечисленные недостатки в основном удалось устранить.

Головной катер этого проекта, названный Скат (зав № 800), был построен в 1969 г. как опытный корабль. После проведения испытаний его передали ВМФ. В 1970 г. в Балтийском море Скат участвовал в специальных испытаниях, которые проводились для проверки поведения КВП в аварийных (нештатных) ситуациях, таких, например, как отказ одного из главных ГТД.

В 1969-1972 гг. в Ленинграде (на Приморском ССЗ), в Зеленодольске (ССЗ им. Горького) и в Феодосии (на ФПО «Море») для ВМФ и МЧ ПВ КГБ СССР построили 27 катеров пр. 1205 - соотвественно четыре, шесть и 17 единиц. К с жалению, выяснить заводские номера даты постройки пяти катеров зеленодольской постройки не удалось.

Корабли, предназначавшиеся для МЧ ПВ, не имели на вооружении гранатометы и принимали на борт только 20 десантников с полным снаряжением, но обладали при этом большей дальностью плавания полным ходом (до 350 миль). Два из них (один из них Приморского завода, а один - Зеленодольского, вероятно Д-732 и Д-733) переоборудовали в спасательные корабли соответственно пр. 1205П и пр. 1205П-1 и использовали в Аральском море для обеспечения поиска космонавтов, причем на пр. 1205-1 была оборудована операционная. К моменту распада СССР часть катеров пр. 1205 находилась в распоряжении МЧ ПВ КГБ СССР. В настоящее время все корабли пр. 1205 исключены из списков флота или МЧ ФПС РФ и разобраны на металл.

Развитием пр. 1205 стал ДШКА пр. 1209 (шифр «Омар», главный конструктор Ю.М. Мохов). Благодаря увеличенным размерам он мог принимать 60 десантников с полным снаряжением. На этом корабле пулеметы ПКТ заменили АУ «Утес-М», а количество гранатометов сократили до одного. В 1979-1980 гг. по этому проекту в Феодосии (на ФПО «Море») было построено два корабля - Д-278 (зав. № 601) и Д-346 (зав. 602), которые вошли в состав ЧФ. Вступление в строй этих кораблей совпало с отказом советского флота от концепции штурмового катера на базе КВП, так как предпочтение было отдано транспортно-боевым вертолетам. Поэтому серию ограничили двумя единицами. Оба корабля пр. 1209 в конце 80-х годов исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 24,0 т;
- полное - 27,0 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая - 21,4 м;
- ширина наибольшая - 8,4 м;
- высота гибкого ограждения - 1,1 м;
- осадка при полном водоизмещении - 0,7 м;
Главная энергетическая установка:
- тип - газотурбинная;
- количество х тип главных ГТД - суммарная мощность - 2 х ТВД-10М - 1560 л.с.;
- количество х тип ГТД для привода нагнетателя воздушной подушки - мощность - 1 х ТЩ-10 -780 л.с.;
- количество х тип движителей - 2 х ВВ;
Скорость полного хода - 60 уз;
Дальность плавания ходом - 200 мили при 60 уз;
Экипаж - 4 чел.;
Автономность по запасам провизии с десантом - 1 сут;
Десантовместимость - 40 чел. личный состав десанта;
Вооружение:
- артиллерийское - 2x1- 7,62-мм (ПКТ, 2500 патронов), 4х1 30-мм БП-30 "Пламя";
- радиоэлектронное - РЛС общего обнаружения "Кивач-1"



Источник: Ю.В. Апальков "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" 2007 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения