Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 317 - минно-сетевой заградитель

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Проект 317
Минно-сетевой заградитель

ПОСЛЕДНИЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ

Борис Тюрин — капитан 1-го ранга, инженер-кораблестроитель

Сетевые заградители типа «Сухона», хотя и построенные небольшой серией («Сухона», «Припять» и «Вычегда»), сыграли важную роль в развитии минно-загради-тельных сил послевоенного советского ВМФ. Начиная с 1914 года и заканчивая второй половиной 70-х годов прошлого века сетевые (минно-сетевые) заградители создавались лишь трижды, и проект 317 стал последней генерацией данного подкласса. Открытая информация об этих кораблях, которая начала поступать с начала 1990-х годов, зачастую нуждается не столько в уточнении, сколько в принципиально иной оценке, что, кстати, относится и к другим носителям мин.

Основное боевое предназначение заградителя проекта 317 — оборудование противолодочных рубежей. Благодаря автоматизации процесса постановки сетевого противолодочного агрегата СПА, созданного в НИИ «Гидроприбор», эта задача выполнялась гораздо более эффективно. Вместо сетевого вооружения корабль мог использовать морские мины.

Проект разрабатывало Западное ПКБ совместно с севастопольским ЦКБ «Черноморец» в 1955 - 1958 годах.

Строительство кораблей велось на ССЗ № 497 (Севастопольский морской завод имени С. Орджоникидзе) с 1967 по 1970 год. Главным конструктором заградителей был Н.М. Иваш-ков. Авторский надзор за постройкой осуществляло Западное ПКБ, от ВМФ главным наблюдающим был капитан 2-го ранга Л.И. Кузьменков.

«Сухона» была заложена 25 марта 1961 года, зачислена в состав ВМФ 19 августа 1968 года. Некоторые общие тактико-технические элементы приведены в таблице.

Энергетическая установка состояла из двух главных дизельных двигателей 2Д46 мощностью по 2000 л. с. каждый, которые совместно с генераторами ПГ-Ш-1 могли заряжать аккумуляторные батареи дизель-электрических подводных лодок. Корабль имел хоро-шие мореходные качества; его движение и управление осуществлялось с помощью крыльчатых движителей, впервые созданных в СССР конструкторским бюро «Винт», а также носового подруливающего устройства. Именно благодаря им «Сухона» получила высокую маневренность, отличную управляемость на переднем и заднем ходах, возможность проходить сложные в навигационном отношении узкости и фарватеры и самостоятельно швартоваться на ограниченных акваториях в неблагоприятную погоду.

Артиллерийское вооружение состояло из одной 57-мм счетверенной автоматической палубной установки ЗИФ-75, стрельба управлялась РЛС «МР-103».

Для автоматической и непрерывной постановки СПА и мин использовались четыре электрогидравлических транспортера, один электрический грузовой лифт и три перекатные тележки. Корабль оборудовался четырьмя минными путями и кормовыми скатами, а также приборами управления минной постановкой «Квадрат».

Средства заграждения принимались на минно-сетевую палубу и палубу полубака, а также в трюм. Наибольший запас СПА составлял 132 шт., создающий непрерывный рубеж заграждения протяженностью 13,2 км, а в минном варианте — 100 мин УКСМ. По этому показателю «Сухону» в то время превосходил только большой десантный корабль проекта 1171 — 144 мины УКСМ (но при большем, почти в два раза, водоизмещении). К началу разработки проекта 317 в составе ВМФ находились сетевые и минные заградители «Лена», «Поной», «Ахтуба» (переданные СССР при разделе германского флота), а также их советские аналоги проекта 149 «Онега», «Вятка» и ряд других, которые к тому времени устарели морально и технически. Они имели низкие мореходные качества, небольшую скорость хода, а на их вооружении состояли устаревшие тяжелые противолодочные сети ТПС, требовавшие при обращении значительных затрат физического труда и времени.

В отличие от старых кораблей у «Сухоны» были существенные преимущества: сократилось время погрузки сетей на корабль (8 часов вместо прежних 6-8 дней); исключались необходимость их укладки на палубе (в бухты или змейки), зацепление и запутывание, так как теперь они входили в комплект СПА; подсоединение к изделиям якорей, сигнальных буев и патронов производилось заблаговременно; обеспечивалась непрерывность рубежа при возросшей скорости хода корабля до 5 уз. (раньше 1-2 уз.) в любое время суток при волнении моря до четырех баллов; постановка сетевого заграждения упростилась и стала безопасной для личного состава, в 4-5 раз уменьшалось его количество (до 9-11 человек).

По мере освоения СПА выяснилось, что специальные сетевые заградители (проекта 317 и другие) могут быть заменены десантными кораблями при наличии у них кормовой аппарели или ворот. Поэтому все работы по постройке нового сетевого заградителя проекта 917 на том же Севастопольском морском заводе имени С. Орджоникидзе в 1974 году были свернуты.

Заградители проекта 317 списывались с 1993 по 1997 год. «Сухону» исключили из корабельного состава Северного флота 5 июля 1994 года и перевели в морские средние сухогрузные транспорты в составе дивизиона судов обеспечения. Такая же участь постигла и сетевой противолодочный агрегат — в 1995 году он был снят с вооружения ВМФ.

Тактико-технические элементы сетевого заградителя проекта 317:
Главные размерения:
- длина наибольшая - 96,63 м;
- ширина наибольшая - 13,97 м;
осадка средняя:
- при нормальном водоизмещении - 4,01 м;
- при полном водоизмещении - 4,14 м;
высота борта от основной линии:
- вносу - 12,71 м;
- на миделе - 9,09 м;
- в корме - 6,63 м;
Водоизмещение с сетевыми противолодочными агрегатами:
- нормальное - 2351 т;
- полное - 2472 т;
Мореходность - неограниченная;
Скорость хода:
- экономического - 11,5 уз.;
- полного - 14,3 уз.;
- наименьшая - 1,0 уз.;
Автономность - 15 сут.




Источник: журнал "Военный Парада" №4 2003 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения