Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Р-60/60М - управляемая ракета малой дальности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Р-60 (К-60, изделие 62)
Управляемая ракета малой дальности

Первые ракеты малой дальности - "Сайдуиндер" и советская К-13А - оказались малопригодны в условиях маневренного боя, по западной терминологии, "собачей свалки". Ограничение по перегрузке носителя при пуске ракет величиной порядка двух единиц не позволяло полностью реализовать маневренные возможности истребителей. Да и после старта ракеты не отличались особой верткостью в полете и не могли настигнуть энергично маневрирующие цели. Для большинства ракет сектор возможных пусков ограничивался задней полусферой цели.

К этому времени для перехватчиков советских Войск ПВО страны уже были созданы первые образцы всеракурсных ракет с радиолокационными ГСН, но эти носители не участвовали в локальных войнах того времени. Кроме того, перед пуском требовалось ввести в аппаратуру ракеты уставку, указывающую на атаку цели в заднюю, либо в переднюю полусферу. В ходе маневренного боя взаимное положение противников менялось очень быстро. Так как атакованная в заднюю полусферу цель могла развернуться навстречу ракете, для оружия маневренного боя требовалось обеспечить автоматическую перестройку параметров автопилота в полете. Кроме того, процесс захвата цели на сопровождение тепловой ГСН ракеты К-13 был довольно длительным, углы захвата - небольшими, что требовало достаточно точного выведения оси ракеты, а заодно и носителя в направлении цели и удержания ее в этом положении. В конкретных условиях Вьетнамской войны беспомощность ракетного оружия грозила преждевременным завершением жизненного пути пилотов, легкомысленно лишенных пушечного вооружения "чистых ракетоносцев" из семейств МиГ-21ПФ  и "Фантомов".

В результате, к концу шестидесятых годов в США, СССР и Франции практически одновременно сформировалось представление о необходимости разработки малогабаритных ракет, специально предназначенных для применения в ближнем маневренном бою.

От них не требовалась большая дальность пусков, что позволяло выполнить ракеты в малых, массах и габаритах, разместив на борту носителя не два - четыре "изделия", а многократно больший ракетный боекомплект. Таким образом, как по зоне поражения, так и по возможности неоднократной атаки цели в тактическом отношении новые ракеты были ближе не к своим предшественницам, а к традиционному пушечному вооружению. В нашей стране большой вклад в выработку концепции ракеты ближнего воздушного боя внесли ученые НИИ-2 Минавиапрома (ныне - ГосНИИАС), в особенности Р.Д. Кузьминский и В.Ф. Левитин.

К этому времени в нашей стране уже была создана относительно миниатюрная зенитная ракета 9МЗ1 для самоходного комплекса ПВО Сухопутных войск "Стрела-1". Ракета была в полтора раза короче и почти втрое легче К-13А, что в значительной мере достигалось за счет применения легкой боевой части, без малого вчетверо меньшей по массе. Разработку новой ракеты "воздух-воздух" ближнего действия К-60 предполагалось провести на базе 9M31.

Однако по ряду свойств 9М31 явно не отвечала требованиям к эффективному авиационному вооружению. Эта зенитная ракета оснащалась фотоконтрастной головкой самонаведения, успешно работающей только по целям в верхней полусфере. Кроме того, ближний воздушный бой крайне затруднял прицеливание корпусом ракеты - в этих условиях ГСН должна была наводиться в соответствии с целеуказанием от бортовых систем носителя. Энергетика двигателя ракеты 9M31 обеспечивала поражение только околозвуковых целей.

Что не менее важно, разработку К-60 поручили не создателям ракеты 9М31 - коллективу КБТМ Миноборонпрома во главе с А.Э. Нудельманом, а ПКПК (бывшему ОКБ-4) Минавиапрома. Наряду с главным конструктором М.Р. Бисноватом и его первым заместителем В.И. Елагиным разработкой руководили А.Л. Кегелес, Г. Н. Смольский и И.Н. Карабанов. В результате, несмотря на все преимущества унификации, к концу разработки К-60 унаследовала от "Стрелы-1" только калибр - 120 мм и размерности боевой части, а ее стартовая масса в полтора раза превысила массу 9М31.

При выборе основных технических решений по ракете К-60 ее разработчики, до того успешно создавшие относительно крупные ракеты средней и большой дальности K-8 и К-80, не могли не учитывать опыта работ своих коллег по ракетам семейства К-13, хотя в итоге К-60 имела ряд принципиальных отличий от ракеты "Вымпела".

Как и на К-13, первым отсеком К-60 являлась тепловая ГСН. Конструкторы киевского "Арсенала" во главе с С.П. Алексеенко создали головку самонаведения "Комар" (ОГС-60ТИ) с малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 120 по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. В целях повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки для спрямления набегающего воздушного потока применили небольшие дестабилизаторы, закрепленные на наружной поверхности корпуса ГСН.

Малая мощность боевой части определила ряд компоновочных решений по ракете. Неконтактный подрыв обеспечивал нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения - 2,5 м, но уверенное немедленное сбитие достигалось при прямом попадании. Наибольший ущерб наносился при проникновении боевой части во внутренние объемы цели. Поэтому на К-60 боевую часть стержневого типа выдвинули как можно дальше вперед, во второй отсек, расположенный непосредственно позади головки самонаведения. При малой массе и относительно большом калибре боевую часть выполнили с внутренним каналом большого диаметра. В третьем отсеке последовательно размещаются предохранительно-исполнительный механизм, рулевой привод, аппаратура автопилота, необходимость применения которой определялась намного более жесткими требованиями по маневренности в сравнении с К-13. На наружной поверхности передней части отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули, а ближе к хвосту - антенны радиовзрывателя. В начале четвертого отсека находится радио-взрыватель, а за ним располагается источник электропитания - два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления.

Пятый отсек представляет собой твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени диаграммой тяги. На корпусе двигателя крепятся треугольные крылья большой стреловидности. Малое удлинение крыльев при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения на носителе, что необходимо для увеличения боекомплекта. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.

Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека - ГСН, которая крепится посредством фланцевого соединения. Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений.

Ракета К-60 ("изделие 62") была создана в исключительно сжатые сроки. Уже в 1971 г. началась натурная отработка - запускаемые с наземного пускового устройства ракеты наводились на установленный на вышке трассер. Вскоре начались испытания с МиГ-21, а 18 декабря 1973 г, на два года ранее, чем аналогичная французская ракета "Мажик", К-60 под наименованием Р-60 была принята на вооружение.

Так как соображения секретности в те годы преобладали над интересами защиты отечественного приоритета, французская ракета долгие годы считалась первым образцом ракет ближнего боя. Срок разработки К-60 - около четырех лет - оказался рекордно коротким по сравнению с другими оригинальными отечественными ракетами, процесс создания которых затягивался на 8....9 лет и более.
После появления фотографий МиГ-23 с Р-60, заснятого с борта зарубежного самолета, новая советская ракета получила кодовое наименование АА-8 Aphid.

Ракета применяется с дистанции до цели до 7,2 км. Данное значение обеспечивается на высоте около 12км, а вблизи Земли дальность уменьшается почти втрое. Пуск можно осуществлять при перегрузке носителя до 7 единиц. Угол захвата ГСН составляет 50, после чего автосопровождение цели ведется  в диапазоне углов до 30...35 .

Обеспечивается поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц. Вероятность поражения цели залпом двух ракет оценивается величиной  0,7...0,8.

С учетом малых габаритов и веса ракет для их применения разработали целый спектр пусковых устройств - на три, два и одно изделие. Практическое распространение полумили ПУ-62-1 с одной и ПУ-62-2 с двумя направляющими. Последняя имела правое и левое исполнение.

Наряду с боевой была разработана учебно-записывающая ракета УЗР-60Т.



Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №3 2002 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Р-60М (К-60М, изделие 62М)
Управляемая ракета малой дальности

Практически одновременно с принятием К-60 на вооружение были начаты работы по модернизации Р-60. На ракете Р-60М установили доработанную ГСН - " Комар-М" (ОГС-75). Угол целеуказания увеличен с 120 на 170, обеспечена возможность пуска в переднюю полусферу цели за счет охлаждения фотоприемника ГСН. При использовании более совершенных поражающих элементов масса боевой части возросла на 17%. Соответственно утяжелилась и ракета в целом, удлинившись на 43 мм. Минимальную дальность удалось сократить на треть, а максимальную увеличить на 500 м.

Ракеты Р-60 и Р-60М широко применялись почти на всех истребителях семидесятых годов и более поздней разработки, в том числе и в качестве "вспомогательного калибра" в сочетании с более мощными "изделиями". Применение этих ракет на МиГ-31, в условиях интенсивного нагрева при полете на скорости порядка 3000 км/ час потребовало проведения дополнительной проработки.
Ракеты Р-60 также использовались в качестве оружия самообороны на ударных самолетах семейств Су-17, Су-24, Су-25, МиГ-27.

Прорабатывалось также и применение Р-60 для вооружения боевых вертолетов. Ракеты в вариантах Р-60К и Р-60МК экспортировались в дружественные страны и применялись в боевой обстановке в ряде региональных конфликтов, начиная с боев над Ливаном в 1982 г.



Источник:
- журнал "Авиация и Космонавтика" №3 2002 г.
- Soviet_Russian Aircraft Weapons since World War Two

фото, из архива ВКО





Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Локальные войны в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке показали, что истребители противников все чаще вступают в противоборство с использованием своего ракетного вооружения. При этом имевшиеся в то время ракеты оказывались малоэффективными при действии по истребителям. Назрела необходимость пересмотра концепций вооружения класса "воздух-воздух". ГосНИИАС был одной из первых организаций, обосновавших необходимость создания ракеты ближнего воздушного боя. Эта задача была решена созданием ракеты К-60, принятой в 1974 г. под обозначением Р-60 на вооружение практически всех существовавших в то время самолетов истребительной авиации.
Конструкторам удалось решить проблему миниатюризации и создать ракету рекордно малых массы (~45 кг) и габаритов ( диаметр 120 мм, длина ~2 м).

Наличие у СССР ракеты ближнего воздушного боя К-60, сведения о которой просочились за рубеж, вызвало определенное беспокойство в военных кругах США. Была сделана попытка создания собственной сверхлегкой ракеты LCLM (Low Cost Lightweight Missile), разработка которой на конкурсной основе была предложена фирмам Форд и Рейтеон. В 1977 г. несколько комплектов аппаратуры такой ракеты было поставлено центру разработки и испытаний оружия ВВС США. Ракета LCLM имела стартовую массу 36 кг, диаметр 115 мм и длину 2 м. Однако направление легких и сверхлегких ракет ближнего воздушного боя не получило дальнейшего развития ни в СССР, ни в США.

Практически одновременно с началом разработки ракеты ближнего воздушного боя К-60 начались интенсивные исследования тактики и динамики воздушных боев истребителей. На основе большого объема исследований был сделан основной вывод: эффективность авиационного комплекса в условиях ближнего воздушного боя многократно возрастает в случае, если ракета обладает качеством всеракурсности, так как подавляющее количество ситуаций приводит практически к лобовым встречам противоборствующих истребителей. Самолет, не имеющий всеракурсной ракеты, практически не способен противостоять самолету, вооруженному такой ракетой. Другой вывод касался необходимости увеличения углов целеуказания и определения требований к ближней границе зон пусков посредством анализа статистики по угловым скоростям линии визирования.

В это время ни у СССР, ни у США и других капиталистических стран не было ракеты со всеракурсной ИГС. Тем не менее необходимость создания такой ракеты была осознана к началу 70-х годов. Несмотря на то, что ракета К-60 знаменовала собой значительное достижение отечественного ракетостроения, она не могла в перспективе быть оснащена всеракурсной ИГС, имеющей большие габариты и массу.
.............................

На основании опыта учений и реальных воздушных боев в Индокитае в середине 60-х годов были выдвинуты требования поражения противника в ближнем высокоманевренном воздушном бою при пуске ракеты с большими ошибками прицеливания, в том числе и на малых дальностях (~ 300 м).

Впервые такой ракетой, причем имеющей вдвое меньшую массу, чем последующие аналоги, стала ракета Р-60, в которой была применена неохлаждаемая ИГС, имеющая угол прокачки координатора ±45°, угол целеуказания ±12° и угловую скорость слежения до 30 град/с.

На ракете Р-60М была применена ИГС с термодинамическим охлаждением; она принимает целеуказание в пределах углов прокачки и имеет мгновенное поле захвата ±2,5°. На ракете в основных каналах используется автопилот классической схемы с обратными связями по угловой скорости и перегрузке и приводом на горячем газе. Важнейшим фактором, позволившим использовать на ракете ближнего маневренного боя столь малую боевую часть, явилась оптимизация системы наведения в расчете на наихудшее поведение цели.

Достигнутые к этому времени точность измерения координат цели ИГС и характеристики контура стабилизации позволили обеспечить такое быстродействие системы управления от угловой скорости линии визирвания до перегрузки ракеты, при котором цель, маневрирующая с перегрузкой до 6, не способна изменением ее величины и направления уйти от поражения.

Ракета Р-60М способна атаковать цель на встречно-пересекающихся курсах.

Зарубежный аналог ракеты Р-60-Мк.1 "Мажик" (Франция), принятый на вооружение в 1975 г., обладал сходными тактико-техническими характеристиками, однако французская ракета имела вдвое большую начальную массу.

Тактико-технические характеристики Р-60 - Р-60М:
Разработчик - ГосМКБ "Вымпел";
Год принятия на вооружение - 1973 - 1979;
Аэродинамическая схема -  "утка" с дестабилизаторами и роллеронами;
Масса - 43,5 - 44 кг;
Масса БЧ - 3 - 3,5 кг;
Тип БЧ - стержневая;
Диаметр корпуса - 0,12 м;
Длина - 2,1 м;
Размах оперения - 0,39 м;
Энерговооруженность - 57 кг.с/кг;
Тип двигателя - однорежимный РДТТ;
Целеуказание головке - наведение с упреждением ЗПС: - φ цу = ± 12 - ± 20 °;
Тип системы наведения -  неохлаждаемая ИГС - ИГС с термоэлектрическим охлаждением;
Метод наведения - пропорциональное наведение;
Максимальная скорость цели - 2500 км/ч;
Диапазон высот поражения цели - 0,03...20 км;
Максимальная дальность пуска, ППС/ЗПС - -/8 км;
Минимальная дальность пуска, ЗПС - 0,3 - 0,25 км;
Перегрузка перехватываемой цели - 6 - 8 ед.

Источник: "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс". 2005 г.

Фото предоставил ув. abl22

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Р-60 на выставке, посвященной 70-летию Ижевского механического завода



http://www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2367

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения