Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Р-40 - управляемая ракета средней дальности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Р-40 (К-40, изделие 46)
Управляемая ракета средней дальности

Разработка ракеты К-40 началась с переходом от однодвигательных тяжелых истребителей семейства Е-150 с ракетами К-9 и К-8 к двухдвигательному будущему МиГ-25 в вариантах перехватчика С-155 и разведчика E-155P, разработка которых была задана Постановлением от 5 февраля 1962 г. № 131-62. Правительственный документ определил также и срок представления разрабатываемых комплексов на совместные государственные испытания - конец 1964 г. Разработка ракетного вооружения перехватчика была поручена ОКБ-4 во главе с М.Р. Бисноватым. Полуактивная радиолокационная головка создавалась НИИ-648, тепловая - ЦКБ-589. автопилот - ОКБ-3, комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) - НИИ-571, твердотопливный двигатель - КБ-2 завода № 81.

Двукратное увеличение массы самолета-носителя обеспечивало возможность применения ракет, по массово-габаритным характеристикам близких к отрабатывавшимся в то время ракетам К-80 для Ту-128-80. На Е-155П предусматривалось применение РЛС "Смерч-А", создаваемой на базе установленного на Ту-128-80 радиолокатора "Смерч".

Однако условия применения ракет содержали принципиально новый элемент. Перехватчик - самолет С-155 - предназначался для относительно длительного, продолжительностью более десяти минут, полета со скоростью, почти втрое превышавшей звуковую. При этом элементы конструкции как носителя, так и размещенных на наружной подкрыльевой подвеске ракет нагревались до температур порядка 300°С. Помимо проблем связанных с теплопрочностью материалов, необходимо было решить задачи обеспечения работоспособности аппаратуры, а также избежать прогрева топливного заряда, так как сколько-нибудь стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались только в относительно узком температурном диапазоне. Необходимо было обеспечить удовлетворительные динамические параметры в широком диапазоне скоростей и высот полета.

В результате разработка осуществлялась практически заново, без унификации с К-80. Уже в 1962 г. был выпущен аванпроект по ракете К-40 ("изделие 46"), в котором были представлены два варианта компоновок ракеты. Для дальнейшей разработки взамен нормальной схемы, реализованной в К-80, была принята схема "утка". В сочетании с размещением двигателя в центральной части "изделия", данное компоновочное решение позволило сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления. Большая площадь крыла обеспечивала высотность ракеты, а также способствовала снижении влияния синхронных ошибок. При этом основная часть приборного оснащения ракеты была сосредоточена впереди двигателя, а боевая часть и бортовой источник электропитания - в хвостовой.

Впервые для боевой части КУ-46 было реализовано узконаправленное поле поражения. Для обеспечения точной выдачи команды на подрыв боевой части и высокой помехозащищенности впервые был применен комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) "Аист-М".

В соответствии с принятой схемой двигатель ПРД-134 был выполнен в двухсопловом исполнении. В двигателе впервые для отечественных ракет "воздух-воздух" было применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо. Для защиты от прогрева на титановый корпус двигателя нанесено наружное теплозащитное покрытие.

Задача поддержания приемлемого теплового режима в аппаратурных отсеках решалась применением специальной фреоновой системы охлаждения, запитываемой от баллона, размещенного на пусковом устройстве, а также нанесением ТЗП на внутренние поверхности корпусов отсеков. Мощные тепловые потоки потребовали применения ситалла в обтекателе "радийной" ГСН Эти же факторы определили использование оптикокерамики в тепловой ГСН Т-40А1.

Ход разработки несколько замедлился из-за того, что принятая в начале работ кооперация разработчиков претерпела ряд вынужденных изменений. Во-первых, правительственным решением от 25 мая 1964 г. разработчик автопилота - ОКБ-3 было включено в "империю Челомея" - ОКБ-52. Как известно, Владимир Николаевич был большим мастером решительного объединения кадров сторонних организаций для решения поставленных перед ним задач. Разработку автопилота для ракеты К-40 перепоручили заводу № 118. Кроме того, вскоре также и создание радиолокационной ГСН передали от НИИ-648 разработчику РЛС "Смерч-А" - НИИ-131. В этом же институте коллектив конструкторов во главе с E.H. Геништой продолжил разработку ГСН для К-40. Так или иначе, в результате замены важнейших смежников разработка была отброшена на пару лет назад. В качестве подстраховки была рассмотрена возможность выхода системы С-155 на начало летных испытаний с вооружением на базе создававшейся для Ту-128 ракеты К-80. Были активизированы работы по летной отработке локатора "Смерч-А" и ракет К-80 на самолетах семейства Е-152. Однако общий ход работ по другим элементам авиационно-ракетного комплекса также не обеспечивал выполнение ранее поставленных сроков.

В разработанной под руководством главного конструктора E.H. Геништы первой отечественной моноимпульсной полуактивной "радийной" головке ПАРГ-12 применили ряд новых технических решений. В частности, для формирования четырехлепестковой диаграммы направленности с углом отклонения равносигнального направления до 70 использована двухзеркальная антенна Кассегрена. В ГСН применен вычислитель на базе синусно-косинусного вращающегося трансформатора, дальномер с двумя интеграторами, оригинальные схемы генератора СВЧ и приемного устройства с логарифмической характеристикой, исключающего опасность "ослепления" при больших перепадах мощности помехи.

Предусмотрены специальные меры повышения помехозащищенности и в тепловой ГСН.

Отработка бортовой самолетной РЛС "Смерч-А" и ракетного вооружения проводилась с использованием летающей лаборатории - доработанного Ту-104 №42736.

Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 г, перехватчика - 26 октября того же года. Полностью укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний 16 апреля 1967 г. Испытания вооружения проводились на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке с августа 1968 г. по февраль 1970 г. Постановлением от 12 февраля 1971 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты - Р-40.

Серийное производство ракет велось на киевском "Заводе им. Артема".

После демонстрации в начале семидесятых годов насыщенного новейшей военной техникой советского документального фильма, заимствованные из него кадры с довольно детальным изображением МиГ-25П с ракетным вооружением неоднократно воспроизводились в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 получили наименование АА-6 Acrid.

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №2 2003 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Р-40Д (К-40Д, изделие 46Д)
Управляемая ракета средней дальности

6 сентября 1976 г взлетевший с дальневосточного аэродрома летчик В. Беленко посадил свой МиГ-25П в японском аэропорту Хокодате. Последствия этого происшествия были очевидны - радиоэлектронное оборудование самолета и его вооружение стали доступны для вероятного противника. Это открывало США и их союзникам прекрасные перспективы выработки эффективных средств противодействия. Руководство Партии и Правительства 4 ноября 1976 г. задали развернутую программу реализации соответствующих контрмер, предусматривающую, в частности, замену РЛС и вооружения МиГ-25П. С учетом острого дефицита времени, за основу новой РЛС самого быстрого истребителя мира была принята последняя серийная новинка отечественной техники - отработанный для МиГ-23М локатор семейства "Сапфир-23" (РП-23). Важнейшее достоинство этой станции - способность обнаружения и отслеживания воздушных целей на фоне Земли - было достигнуто применением режима квазинепрерывного излучения. В силу этой особенности, а также с учетом использования несколько иного, в сравнении с РЛС "Смерч-А", диапазона длин волн излучения новая станция была принципиально несовместима с импульсными "радийными" ракетами Р-40. Задача доработки вооружения была решена простейшим образом - на ракетах установили новые ГСН РГС-25, созданные на базе РГС-24 ракет Р-24, предназначенных для на МиГ-23МЛ и МиГ-23П. Ракета Р-24 имела существенно меньший диаметр, что привело к сокращению длины на 0,165 м, характерному излому обводов передней части усовершенствованных ракет Р-40Р, получивших наименование Р-40РД. В принципе на Р-40РД имелась возможность увеличения диаметра антенны с соответствующим повышением точности пеленгации, но сужение диаграммы направленности затруднило бы захват цели. Была доработана и тепловая модификация ракеты, получившая обозначение Р-40ТД и усовершенствованную головку самонаведения 35Т1, обеспечивающую атаку как в переднюю, так и в заднюю полусферу цели.

Новая РГС была создана в двухлетний срок, однако первые три пуска прошли неудачно. Не проходило переключения с эквивалента на антенну. Предыстории развертывания разработки подталкивала к предположениям о сознательном вредительстве. К счастью, недостатки быстро устранили, и вскоре авиационно-ракетный комплекс успешно завершил испытания и под наименованием МиГ-25-40Д был принят на вооружение Постановлением от 30 июня 1979 г. При этом РЛС получила обозначение РП-25, а ракета - Р-40Д. Вновь выпущенные самолеты именовались МиГ-25ПД, а доработанные в войсках строевые - МиГ-25ПДС.

Р-40Д-1 (К-40Д-1, изделие 46Д-1)
Создание ракеты Р-40Д завершило первый этап модернизации ракет типа К-40. Развитие техники, достигнутое за период, прошедший с начала шестидесятых голов, позволило применить и другие нововведения, помимо новых ГСН. По завершении соответствующих работ в 1983 г. на вооружение поступили ракеты Р-40Д-1, комплектуемые, и частности, новым комбинированные радиооптическим взрывателем "Бекас" и несущие более мощную боевую часть.

Компоновочно ракета Р-40Д-1 состоит из пяти отсеков, стыкуемых фланцевыми соединениями. Впереди находится "радийная" или тепловая ГСН. За ней последовательно размещены блок рулевого привода аэродинамических рулей, аппаратура автопилота, блоки оптического и радиолокационного каналов комбинированного взрывателя и чувствительные элементы автопилота. На корпусе расположены антенны приемного, а за ними передающего радиоканалов взрывателя. Позади двигателя размещены машины рулевого привода элеронов и блок электропитания с газогенератором и турбогенератором. В хвостовой части ракеты расположена осколочно-фугасная боевая часть. Радиус поражения составляет 13 м.

Ракета поставлялась в войска в основном собранной, за исключением отстыкованных крыльев. Ракеты подвешивались на пусковые устройства АПУ-84-46.

Как и на Р-24, в начале полета "радийного" варианта ракеты реализовался участок программного наведения, продолжительность которого достигала 30 % полетного времени, а затем осуществлялось самонаведение. Тепловая ГСН осуществляла захват цели до старта ракеты.

Оценивая ракеты семейства Р-40 отметим, что ни одна зарубежная ракета не применялась в условиях столь больших скоростей и высот пуска. Немаловажным достижением можно считать и то, что переход на принципиально новый тип "радийной" ГСН при создании К-40Д удалось осуществить с минимальными доработками ракеты как летательного аппарата.

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №2 2003 г

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Тактико-технические характеристики Р-40 - Р-40Д:
Разработчик - ГосМКБ "Вымпел";
Год принятия на вооружение - 1969 (серия) - 1980;
Бортовая РЛС - "Смерч-А" - "Сапфир-25";
Аэродинамическая схема -  "утка" с элеронами;
Масса - 472 - 465 кг;
Масса БЧ - 52 - 55 кг;
Тип БЧ - осколочно-фугасная - осколочно-стержневая;
Диаметр корпуса - 0,3 м;
Длина - 6,10 - 5,95 м;
Размах оперения - 1,45 м;
Энерговооруженность - 65 - 66 кг.с/кг;
Тип двигателя - однорежимный РДТТ;
Целеуказание головке:
- РГС - φ цу = ± 60 - ± 55 °;
- ТГС - φ цу = ± 55 - ± 55 °;
Тип системы наведения -  самонаведение с захватом ПАРГС на подвесе - ИНС + самонав. с захватом ПАРГС на траектории;
Метод наведения - пропорциональное наведение;
Максимальная скорость цели - 3000 км/ч;
Диапазон высот поражения цели - 0,5...27 - 0,05...30 км;
Максимальная дальность пуска, ППС/ЗПС - 30/16 - 40/20 км;
Минимальная дальность пуска, ЗПС - 2,3 - 1,0 км;
Перегрузка перехватываемой цели - 2,5 - 4 ед.

Источник: "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс". 2005 г.
Фото предоставил - abl22

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Фото Р-40ТД (изделие 46ТД) с ТГС-35Т1



Источник: http://www.missiles.ru/foto_MuzeyPVOZaria-2005.htm

Моноимпульсная ПАРГС ПАРГ-12-ВВ устанавливавшаяся на Р-40Р


Ракеты Р-40Т и Р-40Р под крылом МиГ-25П


Р-40 под крылом МиГ-25П, стоп-кадр

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения