Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Р-98 - управляемая ракета средней дальности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Р-98 (К-98, изделие 56М)
Управляемая ракета средней дальности

Более радикальная модернизация К-8М была связана с обеспечением возможности пуска ракет при атаке цели не только с задней, но и с передней полусферы. Первые проработки по соответствующей модификации ракеты под обозначением К-8М-2, предназначенной для применения с Т-3 и Як-28, были выполнены в 1961г., а ее полномасштабная разработка была задана Постановлением о принятии на вооружение комплекса Су-11-8М. Впоследствии первоначальное наименование сменилось на К-98 ("изделие 56").

Ракета разрабатывалась как оружие усовершенствованного варианта Су-11 - перехватчика Т-58, также заданного февральским Постановлением 1962 г. В соответствии с практикой хрущевского времени - да и правлений последующих генсеков - под видом: модернизации осуществлялось создание практически нового самолета, лишь отдаленно напоминавшего Су-11. Доработке подлежала не только ракета, но и бортовой радиолокатор самолета. Как уже отмечалось, РЛС "Орел" была создана коллективом конструкторов ОКБ-339 во главе с Кунявским на базе РЛС "Сокол", разработанной еще в начале пятидесятых годов. Развитием РЛС "Орел" должна была стать предназначенная для Т-58 станция "Соболь", но работы по ней были прекращены. К этому времени в том же ОКБ-339 на новых технических решениях началась разработка другим коллективом, возглавляемым Волковым, РЛС "Смерч" для туполевского тяжелого перехватчика "128''. В ходе проектирования выявилась возможность за счет некоторого снижения показателей дальности уменьшить массово-габаритные характеристики этой РЛС, обеспечив ее применение на Е-155П - будущем МиГ-25П. Исходя из этого, 17 сентября 1962 г. было принято решение о ее применении и на Т-58. С учетом результатов отработки новой РЛС в следующем году было принято решение осуществлять разработку комплекса в два этапа. На первом этапе предусматривалось использование доработанной РЛС "Орел-Д" и ракеты К-8М-1, а на втором - РЛС "Смерч-АС" (на базе локатора "Смерч-А") и ракет К-8М-2, обеспечивающих всеракурсный перехват.

Проектные работы по самолету Т-58 начались еще в 1960г, что позволило B.C. Ильюшину осуществить первый полет на нештатном, "аэродинамическом" варианте 30 мая 1962 г. - менее чем через четыре месяца после утверждения правительственного Постановления. Однако, несмотря на в общем благополучный ход испытаний, для увеличения дальности полета самолет был подвергнут значительным доработкам, что привело к задержке летной отработки. Государственные испытания начались с 5 августа 1963 г, а этап испытаний "Б", осуществляемый во Владимировке с пуском ракет - с октября
1963 г. К этому времени были уже достигнуты определенные успехи в разработке К-8М-2. Ракета получила наименование К-98, на первых порах носившее неофициальный характер. В 1963 г. была выпущена 31 ракета, начаты облеты Ил-28, Ту-16 и Як-28, подтвердившие возможность применения "радийных" ракет с передней полусферы, проведены два первых пуска ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени М-6 на высотах 10 и 15 км.

В 1964 г. в ходе испытаний комплекса Т-58-98 были получены результаты, позволившие дать рекомендации о принятии на вооружение. В частности, было проведено 10 пусков телеметрических ракет по мишеням М-6 и ПМ-4108, 13 пусков боевых ракет (включая семь К-8М-1) с задней полусферы по мишеням Ил-28 и Як-25 и семь - по Ил-28 с передней полусферы, при этом все самолеты-мишени были сбиты. Не менее успешно шли испытания К-98 на Як-28П.

Ракеты оснащались новыми "радийными" головками ПАРГ-14ВВ, более соответствующими условиям применения на малых высотах. В частности, успешно прошли 14 пусков по Ил-28 на высотах 500...700 м. Все мишени были сбиты и при пусках ракет с передней полусферы на высотах от 7000 до 17000 м. Так же успешно проходили и войсковые испытания с пусками ракет по мишеням Ла-17 и МиГ-17. Государственные испытания завершились в июне
1964 г. В них участвовали военные летчики В.И. Петров, В.Г. Иванов, И.И. Лесников, Э.М. Князев, Л.Н. Петрерин, а от промышленности - В.С. Ильюшин, Е.С. Соловьев и Е.К. Кукушев.

В соответствии с Постановлением от 30 апреля 1965 г. № 365-131 на вооружение поступил комплекс перехвата Су-15-98 на базе перехватчика Су-15 (в "девичестве" - Т-58-2) с РЛС РП-15 ("Орел-ДМ"), оснащенного ракетами Р-98 (первоначальное обозначение - К-8М-2).

Ракеты Р-98 с полуактивной РЛГСН впервые в СССР допускали применение не только с задней, но и с передней полусферы цели. В последнем случае на больших высотах дальность пусков по целям со скоростью до 2000 км/час возросла до 18 км при высоте цели от 5 до 18 км. При пусках вдогон цели максимальная дальность осталась на прежнем уровне - 14 км, что и следовало ожидать при использовании все того же двигателя типа ПРД-25. При пусках в заднюю полусферу для ракет с обоими типами ГСН обеспечивалась высота применения от 500м до 23000 м. Превышение цели над перехватчиком могло достигать 3 км.

Однако, несмотря на принятие на вооружение, для обеспечения успешного применения ракет Р-98 комплекс потребовал внедрения ряда доработок и проведения дополнительных испытаний, осуществленных в 1965..1967 гг.

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №8 2002 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Р-98М (К-98М, изделие 57)
Управляемая ракета средней дальности

Следующий этап совершенствования перехватчиков ОКБ Сухого первоначально связывался с применением новой РЛС "Коршун-58" и ракет К-58 ("изделие 57") с "радийной" ГСН ПАРГ-16ВВ и двигателем ПРД-143. Однако, в связи с задержками в разработке "Коршуна-58" в 1968 г. вновь вернулись к замыслу "второго этапа модернизации Су-11" по Постановлению 1962 г с внедрением на Су-15 усовершенствованного варианта РЛС "Смерч-АС", получившей название "Тайфун". Ракета стала именоваться несколько скромнее - К-98М, сохранив "несекретное" обозначение "изделие 57".

Проводившиеся с января 1969 г, заводские испытания нового варианта самолета, получившего наименование Су-15Т, выявили необходимость основательной доработки РЛС. На государственные испытания, начавшиеся в августе 1970 г, был представлен уже самолет Су-15ТМ с РЛС "Тайфун-М". В отработке участвовали В.И. Мостовой, Э.М. Колков, В.В. Мигуев, С.А. Лаврентьев. В апреле 1973 г. госиспытания завершились с рекомендацией о принятии на вооружение. Однако соответствующее Постановление последовало только спустя без малого два года, 21 января 1975 г. По Постановлению № 72-26. Новая модификация перехватчика официально получила наименование Су-15ТМ, радиолокатор - РП-26. Усовершенствованные ракеты К-98М получили индекс Р-98М.

Они отличались от своих предшественниц большей помехоустойчивотью и расширенными зонами пуска. В частности, для ракет с "радийной" ГСН обеспечивалась максимальная дальность пусков в передней полусфере до 24 км и диапазон высот поражаемых целей от 2 до 21 км при их скорости до 2500 км/ час. Дальность пусков в задней полусфере не увеличилась.

Ракета Р-98М технологически делится на 4 последовательно расположенных отсека. Крепление хвостового отсека - фланцевое, остальные межотсечные стыки - телескопического типа. Ракеты с тепловой и "радийной" ГСН отличаются только первыми отсеками. Помимо собственно аппаратуры, на ракете с тепловой ГСН в первом отсеке устанавливается шарбаллон со сжатым азотом для охлаждения инфракрасного приемника. На передней части корпуса второго отсека расположены аэродинамические рули, при этом цельноповоротные консоли, лежащие в одной плоскости, кинематически связаны между собой и задействуются от одной рулевой машинки пневматического привода. Далее во втором отсеке последовательно расположены автопилот, радиовзрыватель и контактные устройства подрыва, осколочная боевая часть с установленным в ее передней части предохранительно-исполнительным механизмом и, в кормовой части отсека, ампульная батарея постоянного тока. Ближе к бортам от ампульной батареи расположены рулевые машины канала крена. Третий отсек представляет собой камеру сгорания однорежимного РДТТ. Удлиненное сопло РДТТ проходит по центру четвертого, хвостового отсека, а по его периферийной части расположены торовые баллоны со сжатым воздухом для питания рулевых машин привода. Подвеска ракеты производилась на ПУ-1-8.
Ракетами семейства Р-8/Р-98 были оснащены около сотни самолетов Су-11, 458 Як-28П и 1478 Су-15/Су-15ТМ. Все эти самолеты к настоящему времени сняты с вооружения.

Программа создания ракет семейства Р-8/Р-98 помимо прямых результатов -оснащения ракетным оружием войск ПВО стран - способствовала и созданию ракет "воздух - земля". При разработке первых образцов этого оружия - ракет Х-23 и Х-бб был использован, с доработкой под двухсопловую схему, двигатель от ракеты Р-8М.

Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №8 2002 г.

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Дальнейшее продолжение линии Р-8М - ракеты средней дальности Р-98 и Р-98М - обеспечивают поражение цели в ЗПС и ППС с целеуказанием до ±60° в случае РГС и ±30° в случае ИГС.

В РГС ПАРГ-15 ракеты Р-98 введена обращенная к земле компенсационная антенна для улучшения соотношения сигнал - фон и повышения дальности действия на малых высотах. Это потребовало стабилизации ракеты по крену в схеме X независимо от крена самолета в момент пуска.

Тактико-техническая характеристика Р-98 (Р-98М):
Разработчик - НПО "Молния";
Год принятия на вооружение - 1965 (1975);
Аэродинамическая схема - "утка" с элеронами;
Масса - 292 (301) кг;
Масса БЧ - 40 (39) кг;
Тип БС - осколочно-фугасная;
Диаметр корпуса - 0,275 м;
Длина - 4,17 (4,22) м;
Размах оперения - 1,22 м;
Энерговооруженность - 66 кг.с/кг;
Тип топлива - баллиститное РНДСИ-5К (РАМ-10К);
Целеуказание головке:
- РГС - φ цу = ± 60;
- ТГС - φ цу = ± 30;
Тип системы наведения - самонаведение с захватом ПАРГС на подвесе, ИГС с охлаждением азотом;
Метод наведения - пропорциональное наведение;
Максимальная скорость цели - 2500 км/ч;
Диапазон высот поражения цели - 0,5-23 (0,5-24) км;
Максимальная дальность пуска, ППС/ЗПС - 18/14 (24/14) км;
Минимальная дальность пуска, ЗПС - 1,8 км;
Перегрузка перехватываемой цели - 2 ед.

Источник: "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс". 2005 г.



Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения