Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Х-27ПС - управляемая противорадиолокационная ракета

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

avatar
Admin
Х-27ПС
Управляемая противорадиолокационная ракета

15 августа 1972 г. вышло Решение № 221 Комиссии Президиума СМ СССР военно-промышленным вопросам, ставившее перед ОКБ КМЗ задание — создать легкую противорадиолокационную ракету для вооружения самолетов фронтовой авиации МиГ-21бис, МиГ-23Б, Су-7Б и Су-17М, предназначенную для поражения работающих РЛС ЗРК «Хок» и «Найк Геркулес», зенитно-артиллерийских комплексов, что должно было обеспечиваться сменными пассивными радиолокационными ГСН.

В ЦНИИРТ (Москва) под руководством Н. А. Викторова и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск) под руководством А. С. Киричука были созданы ПРГС, способные пеленговать РЛС-цели различного типа. Для увеличения дальности полета по сравнению с ракетами Х-23 и Х-25 был разработан двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе с суммарным импульсом в полтора раза выше, чем у ПРД-228 при тех же массогабаритных характеристиках.

На 3-м МПЗ по ТЗ ОКБ «Звезда» был разработан автопилот СУР-73, котоый позволил в дальнейшем создать целое семейство управляемых ракет.

За базовую схему для новой ракеты, получившей обозначение Х-27ПС, взяли схему ракеты Х-25. На ней установили пассивную радиолокационную систему наведения, новый автопилот, позволявший ракете выполнять маневр «горка» для повышения ЛТХ и эффективности новой, фугасной боевой части, силовую установку из двух твердотопливных ракетных двигателей: основного двухрежимного ПРД-276 с суммарным импульсом 15 500 кг.с и временем работы 6... 10 с и дополнительного ПРД-277 с суммарным импульсом 5000 кг.с и временем работы 8...12 с, размещавшегося в хвостовом отсеке на месте дополнительной части ракеты Х-25. В отличие от ПРД-228 на ПРД-276 и ПРД-277 применили новое смесевое топливо, имевшее более высокий удельный импульс. Предполагалось, что Х-27ПС при стартовой массе 350 кг будет иметь дальность до 55 км. Однако в процессе ОКР было решено отказаться от дополнительного двигателя, что упростило конструкцию ракеты, а выросшую у нее из-за более тяжелой ГСН продольную устойчивость удалось снизить за счет установки дестабилизаторов.

Заводские летные испытания, в ходе которых было выполнено 4 пуска программного варианта ракеты, оборудованного габаритно-массовым макетом ГСН, двигателем и доработанным до уровня Х-27ПС автопилотом ракеты Х-25, были проведены на самолете МиГ-23Б с 29 января по 18 февраля 1975 г. Они преследовали цель оценить работу контура стабилизации ракеты, определить ее аэродинамические, баллистические и динамические характеристики, действие на нее стартовых возмущений. В июле были проведены испытания двигателя ПРД-276. С 8 августа начались государственные совместные летные испытания (этап «А») ракеты Х-27ПС (изделие 721) с ГСН ПРГС-1ВП в составе вооружения доработанного самолета МиГ-27, оборудованного подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель-23/72», которые завершились 12 октября 1976 г. Входе них было выполнено 28 пусков ракеты Х-27ПС в различных вариантах комплектации для определения работоспособности систем ракеты и совместимости с оборудованием самолета. С 26 января по 8 июля 1977 г. на самолете МиГ-27, оснащенном подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Вьюга», проведен этап «Б» государственных совместных испытаний (14 пусков), в ходе которых круговое вероятное отклонение составило 3,2 м. Вероятность поражения одной ракетой Х-27ПС (без учета надежности) работающей типовой зачетной цели— кабины РЛС П-20 (П-35) — характеризуется частотностью попадания в зону достоверного поражения 0,87.

По результатам государственных испытаний ракета Х-27ПС с ГСН ПРГС-1ВП была рекомендована в серийное производство. 19 июня 1977 г. на самолетах МиГ-23БК, проходившем в то время летные испытания, и МиГ-27 начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-27ПС (изделие 727) с ГСН ПРГС-2ВП, который планировалось завершить 30 декабря 1977 г. Однако после выполнения 8 пусков, в которых круговое вероятное отклонение составляло 1,8, причем в трех были зафиксированы прямые попадания, по предложению комплексной испытательной бригады 13 октября было принято совместное решение МАП, МРП и ВВС по завершению ГСЛИ опытной ракеты Х-27ПС с ГСН ПРГС-2ВП без проведения этапа «Б» испытаний.

По результатам государственных совместных летных испытаний было решено отказаться на серийных ракетах от неконтактного радиовзрывателя в ГСП ПРГС-1ВП из-за его низкой точности срабатывания и надежности.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 2 сентября 1980 г. № 758-248 ракета Х-27ПС была принята на вооружение ВВС СССР.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты дестабилизаторы. Корпус технологически делится на пять отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель ПРД-276 (изделие 502-0), являющийся твердотопливным, однокамерным ракетным двигателем. Заряд смесевого топлива обеспечивает двухрежимную работу двигателя с повышенным уровнем тяги в течение первых двух секунд и не требует при своем производстве бронирования и механической обработки. Для воспламенения топлива используется воспламенитель В-287, унифицированный для восьми двигателей различного назначения и требующий герметичных условий. Благодаря использованию в конструкции корпуса двигателя высокопрочных сталей КВК-26 и КВК-32, вновь созданного материала ПДМ-2К, одновременно выполняющего функции теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, заливной конструкции заряда, двигатель ПРД-276 по сравнению с двигателем ПРД-228 ракет Х-66, Х-23, Х-25 имеет при практически равной массе почти в полтора раза больший суммарный импульс. Двигатель ПРД-276 имел суммарный импульс 17 200 кг.с, тягу за время 0,15...2,0 с более 2000 кг, время работы 5...11,5 с, массу топлива 81 кг, массу снаряженную 122 кг;
• пассивную радиолокационную ГСН (ПРГСН). Ракета оснащается одной из двух ГСН: ПРГС-1ВП (Л077) или ПРГС-2ВП (Л015), идентичных между собой по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям. В обеих ГСН используются фазовый метод пеленгации и подвижная стабилизированная антенна.
Основные тактико-технические данные ГСН ПРГС-1ВП (ПРГС-2ВП):
- дальность обнаружения излучения РЛС - 100 (100) км;
- углы обзора в плоскости:
- вертикальной - +30 (—40...+20) град.;
- горизонтальной - +30 (+30) град.;
- угловая скорость автосопровождения - до 6 (до Cool град/с.

Головка СН ПРГС-1ВП предназначена для наведения РЛС AN/MPQ-46 и AN/MPQ-48 ЗРК «Хок» и других, работающих в непрерывном режиме в диапазоне частот 9,5... 10,5 ГГц (литера А). Для повышения помехозащищенности она может запоминать угловую скорость линии визирования на З...6с, производить селекцию сигналов по частоте и приоритетный захват станции AN/MPQ-46 для наведения ЗУР.

Головка СН ПРГС-2ВП обеспечивает наведение на включенные РЛС AN//MPA-5A, -5В, -4А, -4В ЗРК «Найк Геркулес» и других РЛС, работающихв импульсном режиме в диапазоне 8,5...9,6 ГГц (литера А'). Для помехозащищенности она оснащена устройством пролонгации цели на 3...6 с, может производить селекцию по частоте, пространству и периоду повторения импульсов;

• систему управления ракетой СУР-73, включающую блок управления БУ-42-01, в состав которого входят датчики угла крена, линейных ускорений (два), угловых ускорений (три) и электронная схема, блок формирования команд управления БФКУ-79, состоящий из датчика угла тангажа и электронной схемы, два пневмопривода рулей ПГ-11 для управления по тангажу и курсу и пневмопривод элеронов ПГ-10 для стабилизации крена. Используемый в контуре закон управления компенсирует случайную составляющую ошибок пеленгации, вызванную шумом цели и ошибками обтекателя ГСН.и имеет программное ограничение заданной перегрузки;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 1,92...1,94, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков (СКД) СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-72 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-68 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей и устройству запуска ампульной батареи.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
1-й отсек — ГСН. На ее корпусе в плоскости рулей установлены дестабилизаторы;
2-й отсек — отсек управления, где размещены блоки БУ-42-01 и БФКУ-79, два пневмопривода рулей ПГ-11 и система контактных датчиков СКД-24. Снаружи отсека установлены две пары рулей и чека предохранительного механизма ПМ-68;
3-й отсек — боевая часть. В передней части отсека расположен исполнительно-предохранительный механизм И-255;
4-й отсек — двигатель. На корпусе двигателя располагаются узлы подвески под носитель и дополнительные узлы крепления крыла;
5-й отсек — отсек энергообеспечения, где размещаются пневмоблок, ампульная химическая батарея, блок питания БП-72, элементы электроавтоматики, пневмопривод ПГ-10. Снаружи отсека расположены основные узлы крепления консолей крыла, а в верхней части располагается разъем для электросвязи с носителем. В задней части отсека находится разъем безопасности.

Внизу снаружи под отсеками ракеты имеется гаргрот, в котором проложены воздушная трубка и электрожгут из 5-го отсека во 2-й.

Ракета Х-27ПС серийно выпускалась в 1977—1983 гг. Калининградским производственным объединением «Стрела».

Ракета Х-27ПС предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и входит в систему управляемого ракетного вооружения, которая включает:
• одну-две ракеты Х-27ПС;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (или «Вьюга-17») для управления работой ГСП ракет;
• средства индикации и управления в кабине летчика;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.

Аппаратура «Вьюга» разработки ПО «Автоматика» (г. Омск) предназначена для управления работой головок самонаведения ракет на подвеске, подготовки к пуску ракет по работающим РЛС, выдачи в автопилот ракеты команд и сигналов для формирования траектории полета, определения дальности до цели и нахождения самолета в зоне разрешенного пуска. Она обеспечивает:
• одновременную подготовку к пуску двух ракет одного типа с ГСН одного литера;
• управление антенной системой ГСН по курсу;
• установку антенной системы ГСН на расчетный угол в зависимости от высоты полета и тангажа самолета;
• определение по сигналам ГСН и датчика тангажа самолета текущего значения угла визирования захваченной РЛС-цели;
• определение при высоте полета более 5 км угла визирования, соответствующего минимальной и максимальной дальностям пуска;
• определение при высоте полета менее 5 км зоны возможных пусков интегрированием воздушной скорости от намеченного ориентира при известных координатах РЛС-цели;
• выдачу целеуказания ГСН одной ракеты на угловые координаты РЛС-цели, захваченной ГСН другой ракеты;
• выдачу в автопилот ракеты тангажа самолета с учетом несоосности строительных осей ракеты и самолета;
• выдачу в СУВ информации для индикации летчику;
• совместную проверку работоспособности ГСН ракеты и аппаратуры «Вьюга». Система управляемого ракетного вооружения Х-27 используется истребителями-бомбардировщиками МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М4 и Су-17МЗП.

Тактика действий самолетов-носителей Х-27ПС сводится к минимуму пребывания в зоне поражения ЗУР комплексов «Хок» и «Найк Геркулес». Подготовка ракеты к боевому применению осуществляется на позиции подготовки ППП-3У, укомплектованной аппаратурой контроля АКПА7-3УК. Применение ракеты возможно днем и ночью в любых метеоусловиях. Пуск одной или двух ракет по одной (или разным РЛС-целям), обнаруженной и захваченной ГСН ракеты, возможен с пикирования, кабрирования (до 20°) и горизонтального полета, после чего летчик разворачивает машину с максимальной перегрузкой и уходит из зоны поражения ЗУР атакуемого комплекса.

Возможности ракеты Х-27ПС постоянно проверялись при различных испытаниях, в ходе которых она демонстрировала свою высокую боевую эффективность. Так, на войсковых испытаниях, проведенных в сентябре 1981 г., было выполнено 8 пусков ракет Х-27ПС — 3 ракеты поразили цели прямым попаданием, а у 5 промах не превышал 6 м. По результатам всех испытаний в 37% пусков был зафиксированы прямые попадания.

Существенными недостатками ракеты Х-27ПС являются недостаточно высокие дальность пуска и среднетраекторная скорость полета, низкая помехозащищенность при прерывистой работе РЛС и наличии вблизи РЛС ложных источников излучения.

Тактико-технические данные ракеты Х-27ПС (изделие 721/727):
Максимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 40;
- при минимальной высоте пуска - До 25;
Минимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 18;
- при минимальной высоте пуска - 10;
Диапазон высот пуска, км - 0,05...12;
Диапазон скоростей пуска, км/ч - 700...1250;
Скорость полета, м/с:
- максимальная - 880;
- средняя (на дальности 25 км) - 300...450;
Время управляемого полета, с - 90;
Располагаемая перегрузка, g - До 10;
Точность (Екво), м - 7,5;
Размеры, мм:
- длина ракеты - 4194/4294;
- диаметр ракеты - 275;
- размах крыла - 755;
Стартовая масса ракеты, кг - 310/311;
Масса боевой части, кг - 88,5;
Тип боевой части - Ф;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС;
Условия применения - СМУ;
Носители - АБК МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, Су-17МЗП, Су-17М4

Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Admin

avatar
Admin
Х-27ПС (изделие 72)

С учетом наметившейся тенденции к миниатюризации радиоэлектронного оборудования в начале 1970-х гг. открылась перспектива создания пассивной головки самонаведения, пригодной для установки на ракете типоразмера Х-25. Однако задача разработки противорадиолокационной ракеты не могла быть решена простой заменой лазерной ГСН на пассивную радиолокационную. Применение ракет Х-66, Х-23 и Х-25 рассматривалось вне прямой связи с противодействием средств ПВО противника. Поэтому временные интервалы между пуском ракеты и ее попаданием в цель не имели решающего значения.

При решении задачи подавления средств ПВО противника характерной является так называемая дуэльная ситуация. Для выживания самолетов необходимо было уничтожить наземные средства наведения зенитных ракет раньше, чем они достигнут боевых порядков нашей авиации. Поэтому противорадиолокационная ракета должна была обладать высокой скоростью, по возможности превышающей соответствующий показатель зенитной ракеты противника.

Наряду со скоростными характеристиками ракет в дуэльной ситуации «зенитный комплекс против самолета» не меньшее значение имела и максимальная дальность пуска. При этом на противорадиолокационные ракеты уже не накладывалось характерное для ранее созданных калининградским ОКБ ракет ограничение по дальности пуска величиной порядка 10 км, определявшееся естественным пределом визуальной видимости цели.

Таким образом, разработка противорадиолокационной ракеты на базе Х-25 наряду с применением новой пассивной радиолокационной ГСН предполагала также и повышение энергетических возможностей ракеты за счет наращивания мощности двигательной установки.

С учетом широкого диапазона и многообразия режимов работы РЛС вероятного противника для перспективной противорадиолокационной ракеты предусматривалось несколько модификаций ГСН.

Разработка ПРГС диапазона «А» (Л-077) была поручена ЦНИИРТ (в дальнейшем МКБ «Кулон», главный конструктор Н.А. Викторов, позднее - В.И. Павлюченко), а диапазона «А?»
(Л-015) - омскому НПО «Автоматика» (главный конструктор - А.С Кирчук). Аппаратура ГСН обеспечивала пеленгацию РЛС противника как по основному, так и по боковым лепесткам диаграммы направленности.

Ранее созданные калининградским ОКБ ракеты «воздух- земля» в силу особенностей применяемых на них систем наведения наводились на цели по методу «трехточки», то есть по траекториям, близким к прямолинейным. При этом угол подхода к цели определялся в основном дальностью пуска и высотой полета носителя в этот момент.

В случае полета по прямой ракета в районе цели летела бы по траектории, близкой к горизонтальной. Прямое попадание в антенный пост или аппаратную кабину РЛС гарантировать было невозможно, особенно с учетом известного явления «ослепления» ГСН в непосредственной близости от цели. Поэтому для противорадиолокационной ракеты требовалось реализовать специальную траекторию с начальным маловысотным участком, последующей отработкой «горки» и пикированием на цель под углом 20-30 град. Для ее отработки ракету пришлось оснастить новым автопилотом СУР-273, разработка которого велась коллективом конструкторов Третьего МПЗ во главе с О.В.Успенским.

Обеспечивающий быстрый разгон и последующее поддержание высокой скорости ракеты новый двухрежимный двигатель на смесевом твердом топливе, как и ранее созданные двигатели ракет Х-66 и Х-23, разрабатывался в московском ОКБ «Искра» (ранее КБ-2 завода №81) коллективом главного конструктора И.И. Картукова (позднее его сменил Ю.В. Куликов). В результате на новом двигателе ПРД-276 суммарный импульс увеличился в полтора раза в сравнении с ранее применявшимся ПРД-228, полное время работы составило 11,5 с.

С учетом установки в передней части ракеты Х-27ПС довольно массивной ГСН для обеспечения необходимой маневренности потребовалось несколько сдвинуть вперед центр давления, для чего перед рулями разместили небольшие неподвижные дестабилизаторы. Применение тяжелой ГСН определило также использование более легкой боевой части массой 90 кг, при этом ее конструкция была оптимизирована исходя из нанесения наибольшего урона антенным устройствам РЛС.

Процесс создания омским НПО «Автоматика» ПРГС-28П для ракеты Х-27ПС завершился в 1978 г. Ракета была принята на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 сентября 1980 г.

Источник: журнал "Аэрокосмическое обозрение"
.............................................................................................................................


Головка ПРГС-1ВП (Л-077) предназначена для наведения на цели с непрерывным узлучением диапазона частот А (РЛС ЗРК "ХОУК" и ЗРК "ХОУК" УС), позволяя пеленговать станции не только по основному лучу, но и по его боковым лепесткам диаграммы направленности. Обеспечивает обнаружение и наведение на одну из трёх РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим частотам; переключение наведения в полёте при выключении РЛС целеуказания на другую станцию на той же позиции; повторный захват при пропадании сигнала или смене несущей частоты; приоритетный захват РЛС подсвета как наиболее опасной; возможность перенацеливания и пуска по другой РЛС.

Головка ПРГС-2ВП (Л-015) служит для атаки целей с импульсным излучением диапазона частот А' (прежде всего РЛС ЗРК "Найк-Геркулес") и позволяет также селектировать сигналы РЛС по частоте повторения, выделяя их среди помех, и кратковременно запоминать положение РЛС при её выключении, продолжая следить в этой зоне.

Технические характеристики:
Габариты, мм:
- длина - 4194 (4294*)
- диаметр фюзеляжа - 275
- размах оперения - 755
- размах рулей - 493
Стартовая масса, кг - 301 (303*)
Масса боевой части, кг - 90,6 (БЧ Ф-27)
Масса ВВ, кг - 80 (ДОГА-3)
Максимальная скорость, км/ч - 3170
Дальность пуска, км:
- максимальная - 40
- минимальная - 8
Время управляемого полёта, с - 90
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч - 550-1500
Диапазон высот применения, м - 50-5000

* - ракета с ПРГС-2ВП

Посмотреть профиль http://sovetarmy.2x2forum.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения